Персоны

Аркадий Пружанский

Род. в 1950

Биография

Пружанский Аркадий Михайлович – камерный певец, солист хора (тенор).

Профессиональным исследователям и любителям вокального искусства Аркадий Пружанский известен прежде всего как автор уникального словаря «Отечественные певцы. 1755–1917».

В рецензии на первый том (М.: Советский композитор, 1991. 424 с.), опубликованной в журнале «Новый мир» (1993, № 7), автор Анатолий Кузнецов, литературовед, источниковед и исследователь биографии Марии Вениаминовны Юдиной, пишет:

«Здесь мы найдем все о русских певцах до 1917 года: их биографии, указание на их литературные и композиторские работы (в том числе неопубликованные), библиографии основных работ о них, дискографии (хотя бы описательно) и даже портретные изображения в рисунках или на фотографиях. Справки даны предельно подробно, начиная от всех артистических имен (во всех браках и все псевдонимы) и кончая списками исполненных партий (в том числе “первые исполнения”) и партнеров. Но не только подробности подкупают, а сама манера изложения артистических биографий – с удивлением обнаруживаем, что энциклопедическую справку, оказывается, можно превратить в увлекательную миниатюру о жизни и деятельности артиста».

В 2000 году московское издательство «Композитор» выпустило второй том, а плодами кропотливого труда Аркадия Пружанского воспользовались и авторы digital-проекта «100 лет Филармонии».

Если когда-нибудь найдется отчаянный человек, который подготовит словарь «Отечественные певцы. 1917–2017», в нем вполне может появиться имя Аркадия Пружанского.

Он родился в западноукраинском городе Черновцы. В музыкальной школе занимался в классе аккордеона, в Училище окончил дирижерско-хоровое отделение (1970), высшее образование поехал получать в Москву, где учился на вокальном факультете Музыкально-педагогического института имени Гнесиных у самой Натальи Дмитриевны Шпиллер, получив диплом в 1977 году.

В организованный тогдашним ректором Гнесинки (1971–1979) Владимиром Мининым институтский хор Пружанский приходит в 1972-м. Это было самым началом истории знаменитого Московского камерного хора, солистом которого Аркадий Пружанский останется на двадцать лет. С этим коллективом он и приезжает на гастроли в Большой зал Ленинградской филармонии. С коллегами исполняет кетчи (английский бытовой жанр бесконечного канона) Генри Пёрселла (1983), солирует в Мессе № 2 Шуберта (1981, 1984, 1988), Литании Моцарта (1982, январь и сентябрь). Концерты проходят в содружестве с Литовским камерным оркестром, Оркестром старинной и современной музыки, Камерным оркестром Ленинградской филармонии под управлением Саулюса Сондецкиса, Эдуарда Серова, но чаще – Владимира Минина. Минин дирижирует своим хором и Академическим симфоническим оркестром филармонии на последних выступлениях Аркадия Пружанского в Большом зале: 18 и 19 февраля 1991 года он выходит на сцену в квартете солистов в Реквиеме Моцарта.

С Московским камерным хором Пружанский поездил по миру – выступал в Мексике, во многих странах Европы. В конце 1992-го он перебирается в Германию, но привычный темп жизни сохраняет, гастролируя уже в составе другого коллектива – хора Западногерманского радио, где поет в 1993–2015.

Опыт и знания Аркадия Михайловича Пружанского востребованы и при подготовке нового поколения молодых певцов – с 2011 года он ведет в Международной музыкальной академии имени Антона Рубинштейна (Дюссельдорф) вокальный класс и руководит студенческим хором. Именно с такого коллектива и начиналась когда-то его личная творческая биография.

И. Р.


Концерты

  • 7 февраля 1981

    Франц Шуберт
    Литовский камерный оркестр

    Шуберт. Симфония № 5. Месса № 2. Концертштюк для скрипки и камерного оркестра. Песни

  • 8 сентября 1982

    Вольфганг Амадей Моцарт
    Литовский камерный оркестр
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Моцарт. Три ноктюрна для вокального ансамбля и струнных инструментов. Речитатив и ария (рондо) «Ombra felice». Зальцбургская симфония № 1. Мотет «Exsultate, jubilate». Литания для солистов, хора и оркестра

  • 15 февраля 1983

    Вечер старинной и современной музыки
    Московский камерный хор
    Новосибирский камерный хор

    Перселл. Кетч «Plague on you for a fop». «When the cock begins to crow». Ария «The Night». Дуэт «When Myra sings». Кетч «Of all' the instruments thatare». Траурная музыка для королевы Марии. Свиридов. Кантата «Ночные облака». Четыре хора из цикла «Песни безвременья»

  • 17 февраля 1983

    (повтор программы 15 февраля)

    Вечер старинной и современной музыки
    Московский камерный хор
    Новосибирский камерный хор

    Перселл. Кетч «Plague on you for a fop». «When the cock begins to crow». Ария «The Night». Дуэт «When Myra sings». Кетч «Of all' the instruments thatare». Траурная музыка для королевы Марии. Свиридов. Кантата «Ночные облака». Четыре хора из цикла «Песни безвременья»

  • 17 октября 1984

    Вечер австрийской музыки
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Моцарт. Симфония № 17. Мотет«Exsultate, jubilate». Шуберт. Пять менуэтов и шесть трио для струнного оркестра. Месса № 2

  • 20 декабря 1988

    Вечер духовной музыки
    Московский камерный хор

    В программе: неизвестные авторы, Бавыкин, Бортнянский, Свиридов, Струмский, Гречанинов, Моцарт, Шуберт




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»