Персоны

Павел Егоров

1948–2017
Фото: Владимир Пешков
Павел Егоров

Биография

Егоров Павел Григорьевич – пианист.

Фото: Лариса Педенчук

В 1974 году студент Московской консерватории Павел Егоров получил I премию на Международном конкурсе имени Шумана в Цвиккау, став безоговорочным победителем этого престижного состязания и поразив жюри точным проникновением в мир музыки немецкого романтика. В 1989 году Егоров будет удостоен премии правительства Германии «За выдающийся вклад в шуманиану» и станет почетным членом Шумановского общества в Дюссельдорфе.

Победа Павла Егорова на конкурсе для многих стала неожиданностью. За плечами пианиста не было ни обычных в таких случаях премий на Всероссийских и Всесоюзных состязаниях, ни афишных выступлений в престижных концертных залах. Но была своя биография, сложенная из непростых событий, скитаний, удивительных знакомств, религиозных поисков.

Павел Егоров рос без отца. Мама, прошедшая всю войну, образования не получила, в свободное время любила петь, аккомпанируя себе на баяне, работу, чтобы прокормить семью, брала любую, в середине 1950-х подрабатывала в Специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории – убирала классы, маленького сына брала с собой. Здесь он и увидел впервые рояль, а педагоги школы, заметив очевидные способности мальчика, посоветовали отдать его учиться музыке. Начинал он в Городской детской музыкальной школе имени Ляховицкой у Людмилы Константиновны Ефимовой (в 2005-м в праздничном концерте к 70-летию школы выступит в Большом зале). Потом поступил в Школу-десятилетку, до 9 класса занимался в классе Марины Вениаминовны Вольф, с которой сохранил теплые отношения на долгие годы, до самой ее смерти в 2015-м. Но тогда в школе начались проблемы, и после 9 класса Марина Вениаминовна отправила своего ученика в Москву в Мерзляковское музыкальное училище к Татьяне Николаевой. Взяли Егорова сразу на третий курс, к Татьяне Петровне он поступил и в Московскую консерваторию, но проучился лишь год. Неустроенность, безденежье, беспокойный характер, поиски смыслов делали жизнь Егорова неустойчивой, ненадежной. В ней были лишь островки, за которые можно было зацепиться. Одним из них стало знакомство с Марией Вениаминовной Юдиной. В ее дом Павла Егорова привела училищная сокурсница. Как позднее вспоминал пианист, Юдиной он никогда не играл, но исправно приезжал кормить ее кошек (истым «кошатником» Павел Григорьевич оставался всегда). С общения с Марией Юдиной начался интерес к христианству. Егоров пошел певчим в церковный хор, потом чтецом в храм Рождества Иоанна Предтечи, где служил отец Николай Ведерников, выпускник Московской консерватории. В квартете с ним Егоров пел 24 ноября 1970 года в Николо-Кузнецком храме в Вишняковском переулке, когда отец Всеволод Шпиллер отпевал Марию Юдину.

В это время Павел Егоров окончательно решил связать свою жизнь с церковью и пойти в монахи, был рукоположен митрополитом Ленинградским в иподиаконы и год провел послушником, готовясь к уходу от мирской жизни. Но духовные наставники почувствовали, что призвание Павла в другом, и посоветовали вернуться в профессию.

Егоров восстанавливается в Московской консерватории, в свой класс его берет Вера Горностаева, она же готовит пианиста к конкурсу Шумана. В 1975 году он получит консерваторский диплом. В 1980-м окончит аспирантуру Ленинградской консерватории у Галины Федоровой. Но кумирами Егорова были другие музыканты – Владимир Софроницкий (по записям) и Станислав Нейгауз, с которым Егоров, несмотря на большую разницу в возрасте, был дружен.

25 октября 1975 года Павел Егоров дебютирует в Ленинградской филармонии сольной программой на сцене Малого зала. Его коллега по консерватории профессор Александр Сандлер в заметке памяти Егорова пишет о том вечере («Музыкальный вестник», 7.10.2017):

«Его звезда взошла на ленинградском музыкальном небосклоне стремительно и ярко. Дебютный после победы на конкурсе имени Шумана… концерт… собрал аншлаг. Среди слушателей были маститые профессора консерватории, любители музыки со стажем. Пианист стремительно выбежал на сцену и, не успев сесть, не дождавшись, пока смолкнут аплодисменты, заиграл шумановскую "Крейслериану". Внимание аудитории он захватил сразу и не отпускал до конца концерта, в программе которого были еще сочинения Брамса (3 интермеццо, опус 117) и Шопена (24 прелюдии). Успех был полный!»

Такая атмосфера царила на филармонических концертах Павла Егорова и следующие сорок с лишним лет.

Фото: Владимир Григорович

16 января 1976 года пианист впервые выступает в Большом зале – с Симфоническим оркестром филармонии под управлением японского дирижера Юдзо Тоямы Егоров играет Концерт Шумана. В программу его позовут на замену заболевшей Беллы Давидович. Но с этого момента имя Павла Егорова каждый сезон появляется в афишах Большого зала. С оркестрами филармонии – Заслуженным коллективом и Академическим симфоническим, с гастролерами – Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио, Горьковским (Нижегородским) филармоническим, с камерными петербургскими оркестрами пианист еще не раз сыграет концерт Шумана, а также его крайне редко исполняемую Интродукцию и Allegro appassionato для фортепиано с оркестром. Но будут и другие концерты – Баха (фа минор и ре минор), Моцарта (№№ 20, 23, 27), Чайковского (№ 1), Рахманинова (№ 2), часто – Первый Шостаковича. Егоров выступает с оркестрами под управлением Владимира Федосеева, Юрия Симонова и Тимура Мынбаева, Виктора Федотова, Равиля Мартынова и Виталия Катаева, Владислава Чернушенко и Владимира Зивы, Кароля Стрыи и Томаса Зандерлинга...

Концерт 30 июня 1980 года: солист Павел Егоров, Симфонический оркестр филармонии, дирижер Радосвета Бояджиева (Народная Республика Болгария).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

К началу 2000-х сотрудничество пианиста с оркестрами становится минимальным. И на то были свои причины. Ни одно сочинение Егоров никогда не играл одинаково, и после генеральной репетиции мог вечером предложить совсем иную интерпретацию, что оборачивалось сложной задачей и для дирижера, и для оркестра. Спонтанность, непредсказуемость, даже своевольность были хороши для сольных выступлений, пожалуй, за эти качества Павла Егорова особенно любила публика, словно делавшая глубокий вдох с первой ноты и выдыхавшая лишь в конце концерта.

Сам Егоров при этом очень любил музицировать в ансамбле. С квартетами имени Бородина, «Санкт-Петербург», «Новым филармоническим», оркестра СПбГАСО (тогда камерным) играл фортепианные квартеты и квинтеты Шумана, Брамса, Малера, Свиридова, выступал в ансамбле с артистами оркестров филармонии, в фортепианных дуэтах, но чаще – с вокалистами, для которых становился бесценным партнером в исполнении вокальных циклов и песен Шуберта, Шумана, Брамса, Вольфа, Малера. Не случайно немецкая вокальная лирика – от Шуберта до Цемлинского – звучала в Малом зале в концерте памяти Павла Егорова 29 июня 2018 года.

Фото: Владимир Григорович

И все же чаще Павел Егоров играл в филармонии клавирабенды. В Большом зале их было тридцать, в Малом зале имени Глинки – сорок. В сольных программах – Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Чайковский, много Скрябина, Прокофьев. Но основной круг интересов пианиста сосредотачивался вокруг романтиков XIX века, это, конечно, Шуман, но также Шопен, Брамс, Мендельсон. Формирование концертных программ нередко было связано с редакторской деятельностью Егорова. Под его научной редакцией вышло первое в России текстологическое издание полного собрания фортепианных сочинений Шумана (Л.–СПб.: «Музыка», 1986–1996), в издательстве «Лань» (сейчас – «Планета музыки») опубликовано первое русское уртекстовое издание двух томов «Хорошо темперированного клавира» Баха (2003, 2005), «39 фортепианных сонат» Бетховена (два тома, включая ранние сонаты и сонатины, 2004, 2007), сонаты Гайдна (два тома, 2009).

Погружаясь в такую работу, Егоров находил редкие, а порой и вовсе неизвестные в России пьесы. Так в его концертных программах оказалась оригинальная версия для фортепиано «Семи последних слов нашего Спасителя на кресте» Гайдна, впервые исполненное в России Allegretto до минор (WoO 53) Бетховена. Он сыграл премьеры в СССР пьес Клары Вик-Шуман, жены Роберта Шумана, когда-то с успехом выступавшей в зале Энгельгардта (ныне Малый зал филармонии), и Фанни Мендельсон-Гензель, сестры композитора Феликса Мендельсона.

Кропотливая работа в архивах иногда приводила и к случайным находкам, которыми музыкант обязательно делился с филармонической аудиторией. Так, в изысканной программе «Фортепианная прелюдия от Баха до наших дней», исполненной в Малом зале 17 апреля 2014 года, прозвучали не только «Маленькие прелюдии» Баха, отдельные прелюдии Шопена, Скрябина, но и, впервые в России, прелюдии немецкого барочного композитора Иоганна Каспара Фердинанда Фишера, Фанни Мендельсон и Клары Вик, а также премьера цикла прелюдий Сергея Слонимского. Еще одной новинкой (концерт в Большом зале 4 января 2015 года) стали две пьесы австрийца Теодора Дёлера, который, приехав в 1845 году в Санкт-Петербург, влюбился в Елизавету Шереметеву, пройдя немалые препятствия, женился на ней и прожил несколько лет в России.

Павел Егоров в Красной гостиной Большого зала филармонии.
Фото: Сергей Подмётин

Свои изыскания Павел Егоров проводил как детектив, и был крайне увлечен путешествием в неведомое. Он вообще был очень увлеченным человеком. Со стороны могло показаться – даже праздным. Не мог долго сидеть на одном месте, все время куда-то бежал, спешил, заводил знакомства, многие из которых завершались долгой дружбой. Но поразительно, как много он успел сделать. Гастролировал по Европе, в 2000-е впервые выехал с концертами в США и Канаду, выступал в Японии, Китае, Южной Корее, заседал в жюри международных конкурсов, занимался редакторской работой, делал студийные записи – всего выпущено более 40 дисков ("Мелодия", Sony, Columbia, Intermusica, Бомба-Питер и др.)

А еще Павел Егоров был организатором чудесных петербургских фестивалей «Шумановские дни» (1994) и «Брамсовские вечера» (1997), проводил мастер-классы, с 1984-го вел собственный класс в консерватории. Со студентами первого набора навсегда сохранил близкие отношения. Учиться у профессора Егорова было непросто. Начинал он всегда с инвенций Баха – «прочищал уши», с первокурсниками возился, потом «отпускал». От него уходили, часто через год просились назад, и он принимал, никогда не держа обиды. Подражать исполнительской манере Егорова было невозможно: его агогика, неожиданные акценты, взрывные синкопы были уместны лишь в его собственном исполнении – всегда точно следующем тексту, но при этом порывистом, спонтанном, непредугадываемом. При повторе студентом это казалось нелепым. Но редкие точечные замечания, которые он делал, прослушивая готовую программу, могли полностью поставить все на свои места, превратив неуверенное исполнение в стройную концепцию.

© Фото: В. Васильев

Студенты профессора любили, он опекал тех, кто учился сейчас, интересовался жизнью и успехами выпускников, дом Егорова всегда был для них открыт. Остается он таким и сейчас: как минимум дважды в год – в день рождения Павла Григорьевича 8 января и в день его смерти 15 августа – его воспитанники приходят к жене пианиста Татьяне Отюговой и вспоминают учителя.

Фото: Владимир Пешков

Незадолго до ухода пианист написал в «Золотой книге» филармонических автографов:

Любимый Большой Зал Филармонии, где выступал почти полвека ежегодно – Дом великой Музыки! Таких фантастических концертных площадок в мире нигде больше нет. Причем, не только по акустике, красоте, деликатному руководству, но и по такому воспитанному годами чуткому слушателю.
С благодарностью,
всегда Ваш
Павел Егоров
28.06.2017

То, с каким мужеством, спокойствием и даже некоей внешней иронией этот нервный, неугомонный, всегда куда-то спешащий человек принял известие о своей неизлечимой болезни, поражало даже близко знавших его людей. В этом была какая-то непостижимая мудрость. Работал Павел Егоров до последних дней. 22 марта 2017 года сыграл сольный концерт в переполненном Малом зале филармонии – две сонаты Скарлатти, сонату Гайдна, четыре баллады Шопена. И лишь в конце I отделения взял в союзники своего аспиранта Юрия Полосьмакова, с которым исполнил в четыре руки 8 полонезов Шумана. Занятия в консерватории не пропускал, был на всех экзаменах летней сессии, завершившейся в июле.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 2021 году в петербургском издательстве «Геликон Плюс» вышла книга «Арабески судьбы. Вспоминая Павла Егорова». Материалы для книги собрала Татьяна Отюгова. Ее стараниями и стараниями тех, кто знал и любил пианиста, и сегодня продолжают выходить диски с сочинениями Баха, Моцарта, Шумана, записанными в разные годы большим музыкантом Павлом Егоровым.

И. Р.


Концерты

  • 16 января 1976

    2-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юзо Тояма (Япония)

    Моцарт. Симфония № 25. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Брамс. Симфония № 1

  • 1 ноября 1977

    Симфонический концерт
    Дирижер – Владимир Федосеев

    Хренников. Симфония № 3. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». Равель. Болеро

  • 17 декабря 1978 (днем)

    6-й концерт 10-го абонемента сезона 1977-78 гг.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ренат Салаватов (Алма-Ата)

    Моцарт. Увертюра к опере «Дон Жуан». Гайдн. Симфония № 88. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Тиль Уленшпигель»

  • 30 июня 1980

    Симфонический концерт
    Дирижер – Радосвета Бояджиева (Болгария)

    (программа не указана)

  • 12 сентября 1980

    Фортепианный вечер
    Павел Егоров

    Шопен. Четыре баллады. Двадцать четыре прелюдии. Скерцо. Мазурка. Ноктюрн. Полонез

  • 12 октября 1982

    (рукописная книга)

    Вечер инструментальных концертов
    Дирижер – Юрий Алиев

    Бах. Концерт для скрипки с оркестром ми мажор. Концерт для фортепиано с оркестром фа минор. Концерт для виолончели с оркестром. Концерт для скрипки с оркестром

  • 25 декабря 1982

    К 100-летию Заслуженного коллектива Республики академического симфонического оркестра Филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Владислав Чернушенко

    Канчели. Largo для струнного оркестра. Шостакович, Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Бриттен. Серенада для тенора, валторны и струнных. Воан-Уильямс. Сюита «Цветок полевой» для альта, малого хора и малого оркестра

  • 8 мая 1983

    Фортепианный вечер
    Павел Егоров

    Шуман. Соната № 2. Романс, соч. 28 № 2. Симфонические этюды. Шопен. Фантазия фа минор. Двенадцать этюдов

  • 25 сентября 1984

    5-й концерт 10-го абонемента сезона 1983-1984 гг.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Роман Кофман

    Стравинский. Сюита для малого оркестра. Сильвестров. Симфония № 4. Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Сюита из музыки к кинофильму «Гамлет»

  • 9 октября 1984

    Фортепианный вечер
    Павел Егоров

    Шуман. «Танцы давидсбюндлеров». Токката. Фантазия до мажор. «Карнавал». Две пьесы из «Альбома для юношества». Три фантастические пьесы

  • 3 февраля 1985

    3-й концерт 12-го абонемента «Для учащихся профессионально-технических училищ Ленинграда и области»

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виктор Федотов

    Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Фрагменты музыки балета «Ромео и Джульетта»

  • 15 октября 1988

    Фортепианный вечер
    Роберт и Клара Шуман
    Павел Егоров

    К. Шуман. Романс, соч. 5 № 3. «Балет духов» («Фантастическая сцена»). Романс, соч. 11, № 2. Ноктюрн, соч. 6 № 2. Вариации на тему Роберта Шумана. Р. Шуман. Соната № 1. Романс, соч. 28 № 2. Новелетта № 8

  • 6 декабря 1988

    (машинопись и рукопись)

    Фортепианный вечер
    Павел Егоров и его ученики

    В программе: Шуман, Рахманинов, Лист, Шопен, Скрябин

  • 6 апреля 1989

    Фестиваль XXV Ленинградская музыкальная весна
    «Музыкальное искусство Петербурга–Петрограда–Ленинграда»
    Симфонический концерт
    Дирижер – Владимир Зива

    Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Сапожников. Симфония № 6 «Притяжение». Чайковский. Фрагменты из музыки к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка»




Другие материалы

Кароль Стрыя

Кароль Стрыя

Дирижер 1915–1998
Тамара Синявская

Тамара Синявская

Меццо-сопрано Род. в 1943

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»