Персоны

Виталий Катаев

1925–1999
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Виталий Катаев

Биография

Катаев Виталий Витальевич – дирижер.

Виталий Катаев родился в музыкальной семье. Его мама была профессиональной певицей, выступала с камерными концертами. Отец – горный инженер – играл на рояле и аккомпанировал жене в домашних концертах. Музыкантами стали двое сыновей Катаевых: старший – пианист, выпускник Московской консерватории Игорь Витальевич (1922–2020) и младший – дирижер Виталий Витальевич Катаев. Консерваторию он окончит лишь в 1956 году: после учебы в скрипичном классе Центральной музыкальной школы его призывают в армию, служба начинается в минометной батарее, а завершается в военном духовом оркестре, где Катаев впервые берет в руки дирижерскую палочку. Демобилизовавшись, играет на скрипке в разных столичных оркестрах и учится в Музыкальном училище в классе Авета Тер-Габриэляна (первой скрипки Квартета имени Комитаса), а в 1951-м поступает на факультет оперно-симфонического дирижирования в Московскую консерваторию. Среди его официальных учителей – Евгений Рацер и Кирилл Кондрашин. Среди неофициальных – Николай Аносов (отец Геннадия Рождественского): на занятия в его класс Катаев заглядывает часто, увлеченный страстью профессора к открытию неизвестных партитур.

Другим наставником дирижера станет Николай Семенович Рабинович: у него Катаев учится в 1956–1959 в аспирантуре Ленинградской консерватории. Тогда же начинается его самостоятельная профессиональная работа на посту главного дирижера Карельского симфонического оркестра, и в этот провинциальный коллектив он вдохнет жизнь.

В карьере Катаева будет еще лишь один свой оркестр: десять лет (1962–1972) он занимает должность главного дирижера и художественного руководителя Белорусского государственного симфонического оркестра, и Минск вспоминает его с благодарностью по сей день. Одним из первых шагов Катаева здесь было решение исполнить Симфонию № 13 Шостаковича на стихи Евтушенко. Ее первое исполнение прошло 18 декабря 1962 года в Москве – Московским филармоническим оркестром дирижировал Кирилл Кондрашин. Премьере предшествовали большие сложности, прежде всего цензурные, но вопреки обстоятельствам, она состоялась. Катаев присутствовал на репетициях и решил во что бы то ни стало исполнить симфонию в Минске. На запрос об официальном предоставлении нотного материала он получает отказ, оркестровые голоса берет под личную ответственность в библиотеке оркестра Московской филармонии, за несколько дней до концерта их требуют вернуть, и тогда минские музыканты за ночь переписывают голоса (каждый – свою партию) и продолжают репетировать. Но и это еще не всё. От участия в исполнении отказывается и Государственная капелла Белоруссии, и бас Виталий Громадский, певший на премьере. Выручают Хор радио и солист Аскольд Беседин. Все проблемы идут от партийного республиканского начальства, оно боится не только окрика «центра», но и вольнодумства, категорически требуя отмены минской премьеры. 19 и 20 марта 1963 года под управлением Виталия Катаева Тринадцатая Шостаковича звучит в Минске в присутствии автора. Евтушенковскую строку «умирают в России страхи» публично услышат сотни человек. Это событие входит в историю страны.

Виталию Катаеву еще не раз предстоит воевать с властью, в согласие с ней он так и не войдет. Когда в 1976 году ему предлагают должность главного дирижера Ленинградского Малого театра оперы и балета одновременно с вступлением в КПСС, он отказывается, в театре проработает полтора года и уйдет, хотя оперу знает и любит.

В день концерта 19 октября 1973 года. Слева направо: А. Храмцов (бас), З. Стрижова (директор Филармонии), В. Катаев, Н. Юренева (сопрано), Л. Шиндер (концертмейстер Симфонического оркестра филармонии).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В его симфоническом репертуаре важное место занимали крупные сочинения – Страсти Баха, реквиемы Верди, Берлиоза, «Песнь о земле» Малера, «История доктора Иоганна Фауста» Шнитке. В некоторых программах он был и дирижером, и режиссером. Это «Иван Грозный» Прокофьева с Иннокентием Смоктуновским, «Жанна д’Арк» Онеггера с Латвийским хором – постановку сделали сначала в Минске, потом представили в Вильнюсе, Риге, в 1974-м показали в Ленинграде в Большом концертном зале «Октябрьский». В том же 1974 году в «Октябрьском» под управлением Виталия Катаева состоялось еще одно событийное исполнение – «Прометей» Скрябина с цветовой партитурой, за роялем – Алексей Любимов.

В Большой зал филармонии Катаева приглашали редко и программы предлагали не то чтобы случайные, но «не обязательные». В них не оказалось ни одной классической симфонии или крупной кантатно-ораториальной формы по выбору дирижера. Он легко читал современные партитуры, и звали его в основном на советскую музыку – фестивали Союза композиторов «Ленинградская музыкальная весна», в детские дневные абонементы. Из ленинградцев чаще всего он дирижировал сочинениями Бориса Тищенко, большинство других новых опусов, исполненных Катаевым, ушло из концертного обихода вместе с советской эпохой. С пометкой «1-е исполнение» прозвучала и симфония Грига, извлеченная дирижером из забвения. Всё же под его управлением прошли и серьезные монографические вечера, посвященные Щербачеву, Прокофьеву («Александр Невский»), раннему Шостаковичу. Почти все концерты были даны с Симфоническим оркестром. Единственным композитором, которого Катаев исполнил с Заслуженным коллективом, оказался Шостакович. Этот концерт 21 июня 1989 года был одним из его последних в Филармонии.

Сюда Катаев приедет еще лишь раз – осенью того же года с Белорусским симфоническим оркестром: именно с этим коллективом, как его главный дирижер, когда-то в марте 1967 года он впервые выступал на сцене Большого зала.

На гастроли 1989 года Виталий Катаев привозит изящную программу миниатюр для детских абонементов (с повтором 30.09. и 1.10) и две монографии – классика Бетховена в заключительном концерте (3.10) и авангардиста Эдисона Денисова в первый вечер (29.09). С музыкой Денисова ленинградскую публику знакомили Геннадий Рождественский, Игорь Блажков, Эдуард Серов, Василий Синайский. В залах Филармонии звучали и два опуса из программы Катаева: вариации на тему Гайдна «Смерть – это долгий сон» (Малый зал, 5.12.1982, Серов, Иван Монигетти) и оркестровая версия «Вальсов Шуберта» (Большой зал, 30.04.1989, Синайский). Но авторский вечер композитора состоялся в Филармонии впервые. Как впервые в Ленинграде были исполнены (хотя ремарки об этом нет) два других сочинения Денисова – «Живопись» для большого оркестра и сюита из балета «Исповедь».

Основным местом работы Виталия Катаева с 1972 года и до конца жизни стала Московская консерватория, где он преподавал на кафедрах оперно-симфонического дирижирования и оперной подготовки. Это был не первый педагогический опыт музыканта: в 1960–1962 он руководил кафедрой оперной подготовки Института имени Гнесиных, в 1968-м стал инициатором создания кафедры оперно-симфонического дирижирования в Минской консерватории. С 1987 года Катаева приглашают на мастер-классы в Национальную консерваторию Парижа. Здесь он не только учит студентов, но и дирижирует – сочинениями Мессиана, Лигети. В Парижской консерватории сегодня преподает его дочь – пианистка Ирина Катаева.

Концертировал дирижер и в других странах, а в 1995-м возглавил Билькентский симфонический оркестр в Турции. Записи с этим коллективом на трех компакт-дисках выпустило в 2001 году Российское авторское общество. Но, как и осуществленные раньше записи Реквиема Денисова, Симфонии № 1 Лепо Сумеры и № 5 Александра Локшина, они отсутствуют в легальном сетевом контенте.

Вне доступа оказался и документальный фильм «Мастер-класс Виталия Катаева», снятый в 1988 году во Франции на телеканале ‘’La Sept – ARTE’’ и удостоенный в 1990-м главного приза на Международном фестивале в Монреале.

И. Р.


Концерты

  • 24 марта 1967

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Гайдн. Симфония № 97. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Абелиович. Симфония № 2

  • 26 марта 1967 (днем)

    3-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Бруччи. Концерт для оркестра. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Глебов. Симфония № 3. Респиги. Симфоническая поэма «Празднества Рима»

  • 1 декабря 1972

    2-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Салманов. «Величальная». Щедрин. Оратория «Ленин в сердце народном». Чайковский. Симфония № 4

  • 12 апреля 1973 (днем)

    5-й концерт абонемента «А» (по рукописной книге регистрации концертова)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Чайковский. Сюита из балета «Лебединое озеро». Тищенко. Опера «Краденое солнце»

  • 13 апреля 1973 (днем)

    5-й концерт абонемента «Б» (по рукописной книге регистрации концертов, повтор дневной программы 12 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Чайковский. Сюита из балета «Лебединое озеро». Тищенко. Опера «Краденое солнце»

  • 20 мая 1973

    6-й концерт 9-го абонемента

    Вечер фортепианных концертов
    Солист – Рудольф Керер
    Дирижер – Виталий Катаев

    Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

  • 21 мая 1973

    (повтор программы 20 мая)

    Вечер фортепианных концертов
    Солист – Рудольф Керер
    Дирижер – Виталий Катаев

    Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

  • 19 октября 1973

    2-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Чайковский. Симфония № 5. Барток. Одноактная опера «Замок герцога Синяя Борода»

  • 21 октября 1973

    (повтор программы 19 октября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Чайковский. Симфония № 5. Барток. Одноактная опера «Замок герцога Синяя Борода»

  • 16 февраля 1976

    6-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Чайковский. Серенада для струнного оркестра. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфоническая сюита «Поручик Киже»

  • 17 февраля 1976

    (повтор программы 16 февраля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Чайковский. Серенада для струнного оркестра. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфоническая сюита «Поручик Киже»

  • 5 апреля 1976

    5-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Боярский. «Героические фрески». Успенский. Лирическая симфония «Музыкальные настроения». Евлахов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Тищенко. «Стужа», ария для меццо-сопрано с оркестром. «Жаворонок», музыка к спектаклю по пьесе Ж. Ануйя

  • 13 декабря 1976

    2-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Прокофьев. Симфония № 7. Кантата «Александр Невский»

  • 6 ноября 1980

    1-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 1 «Зимние грезы»

  • 13 сентября 1982

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Григ. Симфоническая сюита «Сигурд Юрзальфар». Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония до минор

  • 14 сентября 1982

    7-й концерт 6-го абонемента сезона 1981 – 1982 гг. (повтор программы 13 сентября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виталий Катаев

    Григ. Симфоническая сюита «Сигурд Юрзальфар». Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония до минор




Другие материалы

Камерный оркестр Тулузы

Камерный оркестр Тулузы

Камерный оркестр основан в 1953 году
Пауль Клецки

Пауль Клецки

Дирижер 1900–1973

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»