Персоны

Пауль Клецки

1900–1973
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Пауль Клецки

Биография

Клецки Пауль / Paul Kletzki – польско-швейцарский дирижер.

Павел Клецки (Paweł Klecki) родился в польском городе Лодзь в состоятельной еврейской семье. Учился игре на скрипке, с 15 лет играл в Лодзинском симфоническом оркестре, продолжил образование на философском факультете Варшавского университета и в Варшавской консерватории в классах скрипки, дирижирования и композиции.

Занятия композицией он продолжит в Берлине, куда переедет в 1921 году. Музыка Пауля Клецки (так на немецкий лад теперь его зовут) завоевывает признание. В 1925 году его приглашают преподавать композицию в Берлинскую консерваторию Штерна. Престижные немецкие нотные издательства Simrock и Breitkopfund Härtel издают его Симфонии №№ 1 и 2 (1927, 1928), Музыку для камерного оркестра, четыре струнных квартета, виртуозные сочинения для скрипки, скрипичный (1928) и фортепианный (1930) концерты. Со своими сочинениями он выступает за пультом оркестров Гамбурга, Бремена, Дрездена, Лейпцига. Дирижерский талант Пауля Клецки отмечает сам Артуро Тосканини, молодого музыканта поддерживает и великий Вильгельм Фуртвенглер, руководитель Берлинского филармонического оркестра. С этим выдающимся коллективом Пауль Клецки выступает с 1923 года в течение десяти лет, включая в программы не только собственные сочинения, но и классику.

Музыку Пауль Клецки вскоре писать перестанет. В очерке 1949 года Теодор Адорно сформулирует: «Писать стихи после Освенцима – это варварство». Ужасами войны, убившей композиторское вдохновение, объяснит свой отказ от сочинительства и Пауль Клецки. Его последние опусы – Вариации на тему Эмиля Жака-Далькроза для струнного оркестра и Концертино для флейты – датируются 1940 годом, а оконченная в 1939 году Симфония № 3 ‘’In memoriam’’, соч. 31 посвящена памяти погибших: жертвами Холоста были его родители и сестра.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Сам Пауль Клецки вынужден покинуть нацистскую Германию весной 1933 года. Место для убежища он выбирает не лучшее – Милан, а в 1936-м бежит от фашистского режима Муссолини в Советский Союз. На 7 июля 1936 года было запланировано выступление Клецки с Заслуженным коллективом на летних гастролях в Баку, но в тот вечер дирижировал Эдуард ван Бейнум – будущий руководитель Оркестра Консертгебау. Сезон 1937–1938 Пауль Клецки проводит за пультом оркестра Харьковской филармонии как главный приглашенный дирижер, а с 1938-го поселяется в Швейцарии. С 1940 года он ведет дирижерский класс в Лозаннской консерватории, после войны начинает гастролировать.

Клецки выступает и записывает пластинки с Чешской филармонией (все симфонии Бетховена), Израильским филармоническим (Симфонии № 3 Мендельсона и № 1 Малера), лондонским оркестром «Филармония» (Сибелиус, Сметана, Чайковский, Малер, Брамс, Вагнер и др.) и Лондонским Королевским филармоническим оркестром, Венским филармоническим (№ 10 Малера) и Оркестром Радио Франс (Чайковский, Дворжак), его приглашают в Берлинский филармонический оркестр. Под управлением Пауля Клецки выступают Давид Ойстрах, Маурицио Поллини, Дитрих Фишер-Дискау. В сезоне 1954–1955 дирижер возглавляет Ливерпульский филармонический оркестр, в 1958-м дебютирует в США с оркестром Цинциннати и получает приглашение занять место главного дирижера Далласского симфонического оркестра (1958–1961). Свой следующий оркестр он получает в Берне (1964–1966), а годы 1966–1970 проводит за пультом Оркестра Романской Швейцарии: место руководителя ему доверяет создатель и до 1967 года бессменный руководитель коллектива Эрнест Ансерме. Оставив пост, Пауль Клецки продолжает гастролировать. 5 марта 1973 года его увозят в больницу с сердечным приступом, случившимся прямо во время репетиции с Ливерпульским симфоническим оркестром. В этот же день дирижер скончался.

Концерт 26 октября 1966 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На гастроли в Ленинградскую филармонию Пауль Клецки приезжал дважды – в октябре 1966 и в феврале 1968 годов. Его встреча с Заслуженным коллективом так и не состоялась. Оба раза всемирно признанный маэстро дирижировал Симфоническим оркестром и критика отмечала, как преображался коллектив под рукой Пауля Клецки.

И. Р.


Концерты

  • 26 октября 1966

    1-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Пауль Клецки (Швейцария)

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»

  • 27 октября 1966

    (повтор программы 26 октября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Пауль Клецки (Швейцария)

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»

  • 6 февраля 1968

    Симфонический концерт
    Дирижер – Пауль Клецки (Швейцария)

    Брамс. Трагическая увертюра. Моцарт. Симфония № 40. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». Стравинский. Сюита из балета «Жар-птица»

  • 10 февраля 1968

    Симфонический концерт
    Дирижер – Пауль Клецки (Швейцария)

    Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Онеггер. Симфония № 2. Брамс. Симфония № 1




Другие материалы

Виталий Катаев

Виталий Катаев

Дирижер 1925–1999
Габор Лехотка

Габор Лехотка

Орган 1938–2009

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»