Персоны

Адольф Мерович

1904–1953
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Адольф Мерович

Биография

Мерович Адольф Бернгардович – пианист-ансамблист, педагог.

Преподавать фортепиано Адольф Мерович, студент экономического факультета Петроградского университета (1921–1924, не окончил), начал еще в 1922  году в музыкальной школе Сестрорецка, а затем вел кружки музыкального воспитания, самодеятельности. В  1929 году он окончил Ленинградскую консерваторию у Самария Савшинского и сразу же стал его ассистентом как руководитель группы по аккомпанементу.

В консерватории он проработает до 1950 года, в  том числе и как заведующий кафедрой камерного ансамбля. Ансамблевое музицирование, особенно вокальное, было страстью Адольфа Меровича. Он не только выступал как аккомпаниатор, но и формировал программы, создавал вокальные ансамбли – в консерватории, на радио, в Филармоническом концертном бюро, художественным руководителем которого был в сезоне 1936/1937, издавал вокальные сборники и методические пособия. В Эрмитаже, где параллельно с консерваторской работой Мерович был профессором сектора музыкальной культуры (сюда передали уникальную коллекцию музыкальных инструментов Филармонии), он вел цикл исторических концертов (1932–1936), а его научные интересы простирались от  французской, итальянской, австрийской музыки XVIII века до русского старинного романса.

Организаторский талант музыканта оказался востребован в период эвакуации в Ташкент, где Мерович возглавлял в годы войны Оперный театр, одновременно выезжая с концертными бригадами на фронт.

С ноября 1935-го до января 1950-го Адольф Мерович выступал и в Филармонии – в Большом зале, консерваторском Зале имени Глазунова, где в 1930-е проходили камерные филармонические концерты, а затем и в Малом зале имени Глинки. В ансамбле с ним певцы исполняли романсы Глинки, Даргомыжского и Мусоргского, Римского-Корсакова, Шумана, Чайковского и Танеева, современных авторов – Василенко, Глиэра, Хренникова, Чишко.

Изысканную программу пианист представил в Театре кукол на Невском, 52. Здесь в апреле 1942 года по инициативе остававшихся в блокадном городе актеров и музыкантов, среди которых были Александр Оссовский и Александр Каменский, был открыт камерный концертный зал, где Филармония после войны и до открытия в мае 1949 года Малого зала имени Глинки изредка проводила камерные концерты. Один из них состоялся 16 марта 1945-го и был полностью посвящен Брамсу. Прозвучали фортепианные и скрипичные пьесы композитора, его инструментальное трио, романсы, вокальные дуэты и терцеты. Художественным руководителем концерта и аккомпаниатором был Адольф Мерович, соединивший в этой программе свои исследовательские, организаторские и исполнительские пристрастия.

Умер музыкант в Ташкенте. Вероятно, туда он уехал подальше от Ленинграда в разгар государственной антисемитской кампании (так поступали многие). На сайте электронного энциклопедического словаря Петербургской консерватории факт его отъезда не упоминается, хотя подробно изложены детали недолгой жизни и творческой биографии Адольфа Бернгардовича Меровича.

И. Р.


Концерты

  • 1 апреля 1926

    Бетховенское фойе

    Концерт (Liederabend)
    Неонила Хантвергер

    В программе: Танеев, Василенко, Гречанинов

  • 12 января 1928

    Вечер песни
    Неонила Хантвергер и Адольф Мерович

    В программе: Юдин, Карнович, Богданов-Березовский, Чичерина, Щербачев, Попов, Соколов, Штейнберг, Глазунов, Каратыгин

  • 20 мая 1930

    (рукописная книга)

    Вечер песни
    Антонина Попова-Журавленко

    (программа не указана)

  • 10 ноября 1935

    2-й концерт 3-го абонемента (афиша)

    Исторические концерты

    Гендель и Бах

  • 19 ноября 1935

    3-й концерт 3-го абонемента (фотокопия)

    Симфонический концерт

    Гайдн. Струнный квартет. Кантата «Ариадна на Наксосе». Моцарт. Соната для двух фортепиано. Квинтет для гобоя, кларнета, валторны, фагота и фортепиано

  • 28 февраля 1936

    16-й концерт 3-го абонемента (машинопись)

    Исторические концерты
    Мусоргский, Римский-Корсаков и Глазунов

    Глазунов. Пять новеллетт для струнного квартета. Римский-Корсаков. Романсы. Глазунов. Соната для фортепиано № 1. Мусоргский. Песни

  • 25 марта 1936

    20-й концерт 3-го абонемента (анонс и машинопись)

    Вечер русской камерной музыки

    Танеев. Струнный квартет № 3. Романсы. Рахманинов. Сюита для двух фортепиано № 2

  • 2 февраля 1937

    Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии

    Камерный концерт

    Бородин. Струнный квартет № 2. «Фальшивая нота». «Для берегов отчизны дальной». «Морская царевна». «Арабская мелодия». «Серенада четырех кавалеров одной даме». Балакирев. «Эй, ухнем». «Сосна». «Введи меня, о ночь, тайком». «Слышу ли голос твой». «Приди ко мне». «Испанская серенада». Восточная фантазия «Исламей»

  • 12 марта 1937

    Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии

    Камерный концерт

    В программе: Гендель, Брамс, Шуман–Лист, Лист, Даргомыжский, Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков

  • 19 апреля 1937

    Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии

    Вокальный концерт
    Зосима Аббакумов

    В программе: Бетховен, Шуман, Шуберт, русские народные песни

  • 13 октября 1937

    VI концерт

    Концерты лауреатов всесоюзных и международных музыкальных конкурсов

    В программе: Шуман, Палиашвили, Чишко, Василенко, Шоссон, Паганини, Файзи, Жиганов, Алябьев, Кюи, Римский-Корсаков, Брамс, Шопен, Верди, Бородин

  • 26 декабря 1937

    Камерный концерт

    В программе: Прокофьев, Вейсберг, Пергамент, Карпов, Василенко, Тер-Мартиросян, Палиашвили, Айвазян, Прицкер, Чишко, Шварц

  • 18 ноября 1939

    В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Концерт Квартета имени Глазунова

    В программе: Мясковский, Шапорин, Глушков, Майзель, Леви, Вейсберг, Восканьян, Желобинский, Оганесян

  • 6 января 1940

    В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Вечер песни
    Ефрем Флакс

    Шуман. Вокальный циклн «Любовь поэта». Песни народов Запада

  • 27 мая 1940

    В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро филармонии

    Концерт из камерных произведений П. И. Чайковского

    В программе: Чайковский

  • 5 января 1941

    (рукопись, пометка: «печатная программа не была подана»)

    Декада советской музыки
    Заключительный концерт

    Шостакович. Фортепианный квинтет. Вейсберг. «Арфа». Волошинов. «Пускай поэта обвиняет». «Колокол стонет». Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

  • 7 июля 1945

    (рукопись, рукописная книга)

    Закрытый концерт для Горкома ВЛКСМ

    В программе: И. Штраус, Шифман, Ардов, Сорокин, Сердечков, Хренников, Оффенбах, Янет, Желобинский, Писарев

  • 22 февраля 1947

    Торжественное заседание Ленинградского Совета депутатов трудящихся, посвященное XXIX годовщине Советской Армии и концерт

    В программе: Глинка, Римский-Корсаков, Мендельсон, Бизе, Новиков, Носов, Соловьев-Седой, Прокофьев, Глиэр, Чишко, Хренников, Оффенбах, Лесков, Мусоргский

  • 7 июня 1948

    Общегородское торжественное собрание и концерт,
    посвященные 100-летию со дня смерти В. Г. Белинского

    В программе: Глинка, Бородин, Балакирев, Луковский, Асафьев, Римский-Корсаков, Шереметьев, Гоголь, Даргомыжский, Танеев, Новиков

  • 17 января 1949

    (программа и рукописная книга)

    Симфонический концерт
    К 125-летию со дня рождения В. В. Стасова

    В программе: Глинка, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов, Балакирев



Другие материалы

Неонила Михайловна Хантвергер

Неонила Михайловна Хантвергер

Сопрано ?
Даниил Григорьев

Даниил Григорьев

Арфа 1901–1977

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»