Персоны
Сергей Василенко
Биография
Василенко Сергей Никифорович – композитор, дирижер, педагог.
В юности Сергей Василенко брал частные уроки у Гречанинова и Конюса, но в 1891-м поступил на юридический факультет Московского университета, который успешно окончил в 1896 году. И все же Василенко принимает решение сменить профессию: в 1901-м он с золотой медалью завершает обучение в Московской консерватории, где учится у Танеева, Ипполитова-Иванова и Сафонова.
Вскоре начинается самостоятельная карьера музыканта: в 1903–1905 он дирижирует в Московской частной опере Мамонтова, а в 1907-м впервые проводит серию общедоступных исторических концертов в Москве. Эта идея проживет до 1917 года, под управлением Василенко в общедоступных концертах прозвучит музыка от XVI века до новейшего времени. Просветительскую деятельность музыкант продолжает и в первые послереволюционные годы – как дирижер и комментатор общедоступных концертов.
С 1906 года и до конца жизни Сергей Василенко преподает композицию и оркестровку в Московской консерватории. Много пишет и сам, среди его сочинений – 6 опер, в том числе первая узбекская национальная опера «Буран» (совместно с Мухтаром Ашрафи), 7 балетов, 5 симфоний (одна из них – для русских народных инструментов), 10 инструментальных концертов.
Круг его композиторских интересов представлен в программах двух авторских концертов в Большом зале Ленинградской филармонии (1924 и 1927 годы) – это увлечение библейскими сюжетами, символистской поэзией, старинной музыкой, фольклором – русским, индийским, китайским. Впервые по рукописи под управлением композитора были исполнены в 1924-м сюита «Иосиф Прекрасный», которая уже в следующем году станет полноценной балетной партитурой (либретто и постановка Касьяна Голейзовского), в 1927-м – сюита из хореографической пантомимы «Нойя». После второго концерта Василенко пишет в «Золотой книге» (публикуется впервые):
Глубоко тронутый приемом, вниманием ко мне и идеально-прекрасным исполнением моих вещей в концерте 30 октября, выражаю оркестру Госуд. Академической филармонии мою искреннюю горячую благодарность и мой восторг перед такими прекрасными исполнителями. Большое горячее спасибо!
Василенко
30 октября 1927
Ленинград
Следующий, последний концерт Сергея Василенко с Филармоническим оркестром состоялся 2 декабря 1928 года. В программу вошли Концерт № 3 Рахманинова, в котором солировал Исай Рензин, музыка старых мастеров XIV–XVIII вв. в редакции Василенко для камерного оркестра и его симфоническая поэма «Полет ведьм». Автор рецензии на серию филармонических концертов писал в еженедельнике «Жизнь искусства» (№ 2, 1929):
«С. Н. Василенко, некогда представитель ''левизны'' в русском музыкальном творчестве, выступил с программой, большую часть которой составляли разные обработки старинных мастеров (Андрэ Детуш, анонимная сюита ''Зодиак'' и лютневая сюита), прекрасно преломляющие стиль отдаленных времен в звучности современного рафинированного оркестра».
И. Р.
Концерты
-
30 января 1924
Филармонический оркестр
Сергей Василенко
Дирижер – автор, Сергей ВасиленкоВасиленко. «Сказание о прекрасном Иосифе». Сюита № 2 на темы старинной лютневой музыки. «Заклинание сна». «Песни Маори». Марш-фантазия на темы солдатских песен
-
2 февраля 1924
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Вечер музыки Сергея Василенко
Квартет имени Глазунова
Сергей Василенко
Олимпиада ТарновскаяВ программе: Василенко (без указания произведений)
-
30 октября 1927
1-й концерт 6-го утреннего абонемента
Симфонический концерт из произведений Сергея Василенко
(в ознаменование 25-летия его артистической деятельности)
Дирижер – автор, Сергей ВасиленкоВасиленко. Симфоническая картина «Гимн солнцу». «Майорские песни». «Китайская сюита». Сюита из хореографической пантомимы «Нойя»
-
2 декабря 1928
2-й концерт 5-го абонемента
Произведения старинных мастеров от XIV до XVIII вв.
в редакции и инструментовке Сергея Василенко
Дирижер – Сергей ВасиленкоДетуш. Чакона. «Диана-охотница». Мюзет. «Веселый хоровод». Аноним. «Зодиак И. А. С.». «Лютневая сюита». Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Василенко. «Полет ведьм»