Персоны
Толепберген Абдрашев
Биография
Абдрашев Толепберген Абдрашевич – казахский дирижер.
Музыкальные способности Толепберген Абдрашев проявлял с детства, однако после школы по семейной традиции отправился получать рабочую специальность и трудиться трактористом. По легенде объявление о приеме в Алма-Атинскую консерваторию он нашел на обрывке выброшенной кем-то газеты и решил поступать. Правда, о профессии дирижера молодой человек тогда мечтать не мог, взяли его в класс кобыза (старинный тюркский струнный смычковый инструмент).
Диплом Казахской консерватории (1974) Абдрашев получает уже на дирижерском факультете, в 1975–1978 учится в Московской консерватории: в класс его берет Геннадий Рождественский, и этот факт Толепберген Абдрашевич считал знаковым для своей биографии. Будучи студентом, в 1977-м он принимает участие в дирижерском конкурсе Герберта фон Караяна, удостаивается звания дипломанта, благодаря чему позднее получает возможность стажировки в Вене, где проводит 1982–1983 годы. Вернувшись в Алма-Ату, в 1983–1985 работает в Театре оперы и балета имени Абая, но его главным коллективом окажется Государственный симфонический оркестр Казахской ССР.
Штатным дирижером в оркестр Абдрашева взяли еще в 1978-м, служит он здесь до отъезда в Австрию, вновь приходит сюда в 1985-м, а с 1987 года становится художественным руководителем и главным дирижером оркестра. Этот пост Толепберген Абдрашев будет занимать до конца недолгой жизни: из 59 отпущенных ему лет проведет за пультом Симфонического оркестра Казахстана 25! Со своим коллективом он исполнял множество серьезных программ – от венских классиков до XX века. Особенно, по словам современников, любил русских композиторов – Чайковского и Рахманинова. В ленинградской филармонической афише это, правда, не отразилось.
В Большом зале Толепберген Абдрашев впервые выступил в декабре 1983-го: в дневной программе абонемента «Дебюты молодых дирижеров» за пультом Академического симфонического оркестра он представил симфонию Моцарта, Фортепианный концерт Бориса Тищенко (солировал автор) и симфонический кюй своего соотечественника Еркегали Рахмадиева. По такому же принципу – на соединении классики и опусов советских, в том числе казахских, композиторов были построены и его две программы в Большом зале со своим алма-атинским оркестром. Сюда Абдрашев привез его на фестиваль «Дни литературы и искусства Казахской ССР в Ленинграде» в октябре 1989 года. Это был третий (дважды Симфонический оркестр Казахской ССР приезжал в Ленинград с Тимуром Мынбаевым) и последний визит коллектива в филармонию. Абдрашев же появится здесь еще раз, совсем в другую эпоху.
В 2003 году Международный культурный центр Министерства культуры РФ совместно в Министерством культуры Республики Казахстан провели в Большом зале Петербургской филармонии вечер оперной классики. Солировала колоратурное сопрано Нуржамал Усенбаева, аккомпанировал ей Государственный академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга, а за его пультом стоял Толепберген Абдрашев. В их исполнении петербургская публика услышала фрагменты из опер Моцарта, Верди, Гуно, Масканьи, Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, в программу Усенбаева и Абдрашев включили и несколько номеров казахской музыки.
К этому времени дирижер совмещал работу в Алма-Ате с позицией руководителя Нового Сеульского филармонического оркестра. Мечтой музыканта было представить свои коллективы друг другу. Гастроли Государственного симфонического оркестра Республики Казахстан в Южную Корею он готовил в последний год своей жизни. Но в Сеул музыканты оркестра поедут уже с другим дирижером, причем буквально на следующий день после похорон неожиданно ушедшего из жизни Абдрашева. А в 2022 году оркестру было присвоено его имя.
В Большом зале Петербургской филармонии неоднократно выступал ученик Толепберга Абдрашевича по Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Алан Бурибаев.
О. Р.