Персоны

Илья Лукашевский

1892–1967
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Илья Лукашевский


Биография

Лукашевский Илья Овсеевич – скрипач, основатель и бессменная 1-я скрипка Квартета имени Глазунова.

В Петербург Илья Лукашевский приехал в 1911 году из Киева, где после окончания Музыкально-драматического института (1908) играл в оркестре Русского музыкального общества. В 1912 Лукашевский поступает в Петербургскую консерваторию в класс профессора Налбандяна, в годы учебы работает в оперном оркестре Народного дома на Петроградской, а в 1917, получив диплом, по конкурсу поступает в Государственный симфонический оркестр Сергея Кусевицкого (до 1917 – Придворный оркестр, с 1921 – Филармонический). В коллективе он служит лишь до конца первого филармонического сезона, а затем полностью посвящает себя квартетному музицированию.

В 1919 году Илья Лукашевский становится инициатором создания Квартета имени Глазунова, в котором играет первую скрипку на протяжении всего времени существования ансамбля, прекратившего деятельность в 1963 году. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Класс скрипки и квартета он ведет и в консерватории (1938–1967). В составе квартета Илья Лукашевский гастролировал за рубежом и по стране, дал сотни концертов в залах Филармонии. Выступал музыкант здесь и как солист. В Малом зале (ныне Бетховенское фойе) в декабре 1924 на вечере современной музыки он исполнил с Александром Печниковым премьеру Сонатины Онеггера для двух скрипок, в марте 1926 за три вечера сыграл с Софьей Давыдовой все скрипичные сонаты Бетховена.

Несколько раз Илья Лукашевский солировал с Филармоническим оркестром. Дважды с альтистом квартета Александром Рывкиным исполнял Концертную симфонию Моцарта: 6 мая 1925 года под управлением Хайнца Унгера, а 20 октября 1933 – Фрица Штидри. Критика, с неизменным восторгом отзывавшаяся о Квартете Глазунова, как о лучшем в стране ансамбле, к солистам Лукашевскому и Рывкину после первого выступления отнеслась по-разному. Николай Финдейзен в „Новой Вечерней Газете“ от 7 мая 1925 года отметил отличное исполнение. Николай Малков, заведующий музыкальным отделом еженедельника «Жизнь искусства», в рецензии на концерт (опубликована в № 20 от 19 мая 1925 под псевдонимом «Исламей»), высказался достаточно жестко:

«Нужно признать, что слабый тон обоих солистов и в частности нечистая интонация альта мало содействовали успеху моцартовского концерта. Отличные квартетисты, И. Лукашевский и А. Рывкин не представляют интереса в качестве виртуозов большой концертной эстрады».

Стоит, впрочем, прояснить, что невысокого мнения рецензент был и о Моцарте, наследие которого, по его мнению, в большей части «утратило уже навсегда свою свежесть, а такая музыка, какая встречается в andante концерта, явно граничит с цыганским сердцещипательным романсом и вызывает лишь улыбку».

9 марта 1933 года с другим участником квартета Давидом Могилевским  Лукашевский сыграл Концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром, дирижировал Вацлав Талих. С Могилевским Илья Лукашевский выступит еще не раз в Большом зале, исполняя фортепианные трио (или части) Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, Аренского – с пианистами Павлом Серебряковым, Владимиром Ульрихом, Исайей Рензиным, но чаще с Софьей Давыдовой. На ее юбилейном вечере 16  апреля 1956 года музыканты последний раз выйдут на сцену Большого зала. Последнее выступление Ильи Лукашевского в Малом зале имени Глинки состоится 15 апреля 1963 года: в этот вечер созданный им Квартет имени Глазунова, завершая свою биографию, исполнит квартеты Бетховена.

И. Р.


Концерты

  • 30 января 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер
    Леонид Николаев, Иосиф Шварц, Давид Зиссерман, Илья Лукашевский

    В программе: Л. Николаев (без указания произведений)

  • 25 декабря 1924

    III камерный концерт (Бетховенское фойе)

    Государственная филармония и Российский Институт истории искусств
    II серия камерных концертов «Новая Музыка»

    Онеггер. Струнный квартет № 1. Семь пьес для фортепиано. Шесть поэм на стихи Г. Аполлинера. Сонатина для двух скрипок. «Le Cahier Romand». Соната для альта и фортепиано

  • 6 мая 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Хайнц Унгер

    Моцарт. Серенада «Хаффнер». Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Бетховен. Большая фуга для струнного оркестра. Симфония № 5

  • 16 марта 1926

    Бетховенское фойе

    Бетховен
    Цикл сонат для скрипки и фортепиано
    I концерт

    Бетховен. Соната № 1 ре мажор. Соната № 2 ля мажор. Соната № 3 ми-бемоль мажор. Соната № 7 до минор

  • 23 марта 1926

    Бетховенское фойе

    Бетховен
    Цикл сонат для скрипки и фортепиано
    II концерт

    Бетховен. Соната № 4 ля минор. Соната № 8 соль мажор. Соната № 10 соль мажор

  • 28 марта 1926

    Бетховенское фойе [изданная программка перечеркнута карандашом, возможно, третий концерт не состоялся]

    Бетховен
    Цикл сонат для скрипки и фортепиано
    III концерт

    Бетховен. Соната № 5 фа мажор «Весенняя». Соната № 6 ля мажор. Соната № 9 ля мажор «Крейцерова»

  • 9 марта 1933

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вацлав Талих (Прага)

    Брамс. Вариации на тему Гайдна. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром. Симфония № 4

  • 20 октября 1933

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Моцарт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Моцарт. Симфония № 38. Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Симфония № 41 «Юпитер»

  • 6 декабря 1933

    Зал Глазунова в Консерватории (концерт в 3-х отделениях)

    Открытие камерных концертов Филармонии
    1-й концерт цикла Чайковского
    К 40-летию смерти композитора

    В программе: Рахманинов, Чайковский

  • 16 октября 1936

    Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии

    Квартеты Бетховена
    Квартет имени Глазунова

    Бетховен. Струнный квартет № 7. Струнный квартет № 14

  • 12 февраля 1937

    6-й концерт 1-го абонемента. Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии

    Камерный концерт

    В программе: Рязанов, Дзержинский, Фризе, Дешевов, Майзель, Крейн, Хачатурян, Танеев

  • 18 февраля 1937

    Зал Капеллы

    Вечер старинной музыки

    В программе: Корелли, Платти, Рамо, Бах, Гендель, Телеман

  • 4 мая 1937

    8-й концерт 4-го абонемента. Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии

    Бетховен

    Бетховен. Струнный квартет № 5. Струнный квартет № 8. «Аделаида». «Песня Мефистофеля о блохе». «Отрада слез». «Поцелуй»

  • 11 апреля 1938

    Вокальный вечер
    Солист Большого театра Союза ССР
    Владимир Сливинский

    Чайковский. Струнный квартет № 1. Ария из оперы «Чародейка». Романсы «Мы сидели с тобой», «Погоди», «Примирение». II часть фортепианного трио «Памяти великого артиста». Романсы «Не верь, мой друг», «Я вам не нравлюсь», «Не отходи от меня», «Ни слова, о друг мой»

  • 16 мая 1938

    Вокальный вечер
    Солисты Большого театра Союза ССР
    Глафира Жуковская и Пантелеймон Норцов

    В программе: Рахманинов, Римский-Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Бетховен, Моцарт, Шуберт, Шуман

  • 25 мая 1938

    Вокальный вечер
    Солист Большого театра Союза ССР
    Сергей Лемешев

    В программе: Гречанинов, Чайковский, Рубинштейн, Направник, Бородин, Вагнер, Шуберт, Лист

  • 5 октября 1938

    Вокальный вечер
    Солист Большого театра СССР
    Пантелеймон Норцов

    В программе: Чайковский, Танеев, Рахманинов

  • 16 февраля 1940

    (рукопись)

    Посвящение 80-летию со дня рождения А. П. Чехова

    В программе: Аренский, Римский-Корсаков, Чайковский, Гуно, Брамс, Россини, Хренников, Кьерульф

  • 6 мая 1940

    В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Камерный концерт из произведений П. И. Чайковского

    Чайковский. Романсы. Камерные произведения

  • 6 апреля 1941

    (программка с составом оркестра)

    Творческий самоотчет артистов Заслуженного коллектива Республики симфонического оркестра Филармонии

    В программе: Бёме, Цабель, Бах, Шуман, Гендель, Глиэр, Вебер, Марчелло, Хренников, Римский-Корсаков, Палиашвили, Кулау, Щелоков, Гале, Вивальди, Прокофьев, Мендельсон




Другие материалы

Квартет имени Глазунова

Квартет имени Глазунова

Камерный ансамбль 1919–1963
Александр Рывкин

Александр Рывкин

Альт 1893–1951

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»