Персоны

Владимир Нильсен

1910–1998
Владимир Нильсен в Ленинградской филармонии в день концерта 25 февраля 1954 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Владимир Нильсен

Биография

Нильсен Владимир Владимирович – пианист, педагог.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Внук норвежского краснодеревщика, переехавшего в Российскую империю в поисках работы, Владимир Нильсен в детстве занимался музыкой с матерью, а в 14 лет поступил в Петроградскую консерваторию. Его учителями были пианист Николай Рихтер, посещал Нильсен и органный класс Исайи Браудо, но главным своим педагогом всю жизнь считал Надежду Голубовскую, у которой учился в аспирантуре, а начиная с 1940 года работал ассистентом.

Голубовская ценила своего ученика. В 1937 году она отправляет Нильсена на московские отборочные туры к конкурсу Шопена в Варшаве. Нильсен проходит отбор, обойдя по баллам даже будущего лауреата конкурса Якова Зака. Перед отъездом в Варшаву пианисты «обыгрывают» программу в Большом зале Ленинградской филармонии. Так Владимир Нильсен впервые появляется на этой сцене.

Владимир Нильсен – студент Ленинградской консерватории.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Филармонии он будет играть до 1993 года – на протяжении 66 лет! А вот на конкурс Шопена пианиста в итоге не выпустят. Возможно, сыграло роль «норвежское происхождение» отца, поговаривали и о каком-то письме, полученном Нильсеном из-за рубежа накануне отъезда. Голубовская писала обращения в защиту своего аспиранта, но это не возымело никакого действия. Как бы то ни было, большой конкурсной судьбы, как и широкой международной карьеры, у Нильсена не будет. Зато у него будет преданная публика внутри страны и, особенно, в Ленинграде, где каждый концерт пианиста проходил при полном зале.

Фортепианный факультет Ленинградской консерватории, 1962 год. Слева направо сидят: третий – И. Браудо, через одного – Н. Голубовская, рядом с ней – В. Нильсен.
Фото из открытых источников

До середины 1950-х годов в Большом зале филармонии Владимир Нильсен участвует в концертах с отдельными пьесами (чаще всего Шопена), много играет с оркестром. В его репертуаре концерты Шопена, Сен-Санса, Бетховена, Мендельсона, Шумана, а среди дирижеров, с которыми выступает пианист, – Евгений Мравинский, Курт Зандерлинг, Арвид Янсонс, Карл Элиасберг. После 1958 года Нильсен в оркестровых программах не появляется. Даже на вечере к 100-летию Надежды Иосифовны Голубовской (12.10.1991), где в I отделении фортепианные концерты исполняют с симфоническим оркестром консерватории Седмара Закарян и Елена Шишко, он во II отделении играет 24 прелюдии Шопена. Единственным исключением становится дневная программа 15 ноября 1992 года, когда вместе со своей ученицей Людмилой Богомоловой профессор Нильсен солирует в Концерте ми-бемоль мажор для двух фортепиано Моцарта – оркестром «Моцартеум» дирижирует Аркадий Штейнлухт.

На сцене Малого зала имени Глинки можно было услышать Нильсена-ансамблиста. Эпизодически он играет в дуэте со скрипачом Зиновием Винниковым, виолончелистами Борисом Пергаменщиковым и Святославом Загурским. Несколько раз аккомпанирует на вокальных вечерах своей бывшей ученице сопрано Валентине Козыревой, получившей первый консерваторский диплом, как пианистка: вместе они представляют монографические программы песен Шуберта (1966), романсов Глинки (1975), вокальный цикл Шумана «Любовь и жизнь женщины», песни Гайдна, Вебера, Мендельсона (1971).

В концерте 25 февраля 1954 года, Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но чаще всего Владимир Нильсен выходит на филармоническую сцену один. Его первый сольный концерт проходит в Малом зале в феврале 1952 года, дебютный клавирабенд в Большом зале – в феврале 1954-го (всего их свыше 80-ти). Нильсен играет много Шопена, но также Баха, немало Бетховена (в том числе монографические сонатные вечера), включает в программы романтиков – Вебера, Мендельсона, Шумана, Шуберта, Листа, представляет разные полюса французской музыки – от Куперена до Равеля, неоднократно исполняет «Картинки с выставки» Мусоргского.

О неповторимой «авторской», нильсеновской интонации, с которой он заставлял звучать рояль, вспоминают многие музыканты. К сожалению, записываться на пластинки пианист не любил, считая, что так пропадает обаяние живого звука, живого общения между композитором, исполнителем и слушателем. Единичные записи Нильсена дают лишь слабое представление о масштабе его дарования.

О его педагогическом таланте свидетельствует длинный список учеников, среди которых имена будущей консерваторской профессуры: композитор Сергей Слонимский, пианисты Эдуард Базанов, Елена Шишко, Валерий Вишневский … Ученики окружают Нильсена до последних дней, когда музыкант уже не выезжает из пригородного Пушкина, – берут уроки, записывают его афоризмы, среди которых есть и фраза, отражающая собственное кредо музыканта: «Если не играть, то лучше и не жить».

Свой последний филармонический концерт Владимир Нильсен дал с шопеновской программой в Большом зале 3 мая 1993 года.

О. Р.


Концерты

  • 8 января 1937

    Играют участники III Международного Шопеновского конкурса пианистов

    В программе: Шопен

  • 14 февраля 1937

    Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Владимир Нильсен

    Шопен. Соната № 3. Полонез-фантазия. Мазурки. Прелюдия. Этюды. Ноктюрн. Тарантелла

  • 26 марта 1937

    Вечер инструментальных концертов
    Дирижер – Фриц Штидри

    Бах. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Бах. Бранденбургский концерт № 5. Моцарт. Концерт для трех фортепиано с оркестром № 7

  • 22 апреля 1937

    11-й концерт 1-го абонемента

    Вокальный вечер
    Солист Большого театра
    Марк Осипович Рейзен

    В программе: Бах–Ауэр, Мендельсон, Глинка, Бородин, Чайковский, Сахновский, Шопен, Лист, Гомес, Шуман, Шуберт, Моцарт

  • 19 октября 1937

    Вечер камерной музыки
    Владимир Нильсен и Борис Фишман

    В программе: Бах, Вебер, Шопен, Лист, Брух, Вагнер, Монастерио, Новачек

  • 28 января 1938

    (программка с аннотацией, анкетой для слушателей и составом оркестра)

    Концерт-утренник для работников искусств города Ленинграда

    Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Шостакович. Симфония № 5

  • 15 февраля 1938

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Шуберт. Симфония № 7. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Лист. «Тассо. Скорбь и торжество»

  • 31 января 1939

    (анонс и рукопись)

    Конференция слушателей абонементных концертов Филармонии
    Сборный концерт

    Шопен. Ноктюрн. Тарантелла. Римский-Корсаков. Ария Сервилии из оперы «Сервилия». Рахманинов. «Крысолов». Масканьи. «Любит, не любит». Брамс. «Колыбельная». Витали. Чакона

  • 15 октября 1939

    В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Фортепианный вечер
    Владимир Нильсен

    Шопен. Прелюдия до-диез минор. Двадцать четыре прелюдии. Два ноктюрна. Скерцо № 4. Соната № 2

  • 18 декабря 1939

    В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Фортепианный вечер
    Владимир Нильсен

    В программе: Шопен

  • 6 января 1940

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Бетховен. Увертюра из музыки к трагедии И. Гёте «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9

  • 1 марта 1940

    (рукопись)

    Смешанный концерт

    В программе: Вивальди, Чайковский, Леонкавалло, Шуман, Сен-Санс, Доницетти, Гуно, Шопен, Гурилев, Верди, Шуберт, Ипполитов-Иванов

  • 22 апреля 1941

    8-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Григорий Столяров

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 2. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Лист. «Данте-симфония» к поэме Данте «Божественная комедия»

  • 5 декабря 1944

    (рукописная книга)

    Концерт ко Дню Конституции

    В программе: Чайковский, Василенко, Глиэр, Аракишвили, Вердье, Непесли, Глоба, Жаров, Прицкер, Даргомыжский, И. Штраус, Островский, Аранович, Соловьев-Седой, Сорокин, Блантер, Мопассан, Кашеваров, Верди, Хачатурян

  • 17 декабря 1944

    (рукопись, рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Мендельсон. Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Вальс-фантазия. Римский-Корсаков. «Испанское каприччио»

  • 10 марта 1945

    2-й концерт 2-го абонемента (рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Брамс. Симфония № 4

  • 12 января 1947

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт для Дворца пионеров

    В программе: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Бах, Направник, Вердье, Непесли, Хадыр

  • 15 апреля 1947

    (рукописная книга)

    Горьковские чтения

    В программе: Горький, Шопен, Шереметьев, Чайковский

  • 21 января 1948

    (рукописная книга)

    Вечер камерной музыки

    Бетховен. Струнный квартет № 8. Соната № 23 «Аппассионата». Чайковский. «Мы сидели с тобой». «Зачем?». «Хотел бы в единое слово». Струнный квартет № 1. «Старинная песенка». Боккерини. Менуэт. Мендельсон. Канцонетта. Глазунов. Пиццикато из балета «Раймонда»

  • 5 февраля 1948

    5-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Бах. Пассакалия (в обработке для оркестра А. Гедике). Мендельсон. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шуберт. Симфония № 5. Лист. Симфоническая поэма «Мазепа»




Другие материалы

Валентина Никифорова

Валентина Никифорова

Фортепиано 1928–2011
Любовь Орлова

Любовь Орлова

Актриса 1902–1975

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»