Пресса

28 июля 1961

«Ленинградская Правда»

К 30-летию Симфонического оркестра филармонии

<

Слово о моем большом друге

Закончился сезон в ленинградских театрах и концертных залах. На их сценах и эстрадах выступают гости нашего города. Но вместе с афишами японского театра «Кабуки», Костромского драматического театра, польского ансамбля «Шлёнск» можно неизменно увидеть и афиши, в которые сообщается о симфонических концертах второго оркестра Ленинградской филармонии. В ЦПКиО и Саду отдыха в исполнении этого оркестра звучит музыка Чайковского, Мусоргского, Кабалевского, Хачатуряна, Гершвина и многих других композиторов.

Огромную роль в культурной жизни нашего города играет Филармония. Мировую славу завоевал ее оркестр во главе с таким выдающимся дирижером, как Е. Мравинский. Этот оркестр по праву называется заслуженным коллективом республики.

Но сегодня мне доставляет большое удовольствие сказать несколько слов и о втором оркестре нашей Филармонии.

Кстати, о названии. Почему «второй»? Правда, это не официальное наименование. Так назвали оркестр в нашем музыкальном обиходе, чтобы не путать его о заслуженным коллективом республики. Но право же, оркестр стоит того, чтобы иметь собственное имя, а не номер. Ведь это — отличный коллектив, один из лучших в стране, чьи гастроли в Москве, Риге и других городах проходят с огромным успехом; оркестр, обладающий своим творческим лицом, имеющий свою историю. Почему бы не назвать его, скажем, «Ленинградский государственный симфонический оркестр»? Об этом стоит подумать.

Уже много лет я наблюдаю деятельность этого коллектива, и меня, как, впрочем, наверное, и других, всегда радует его энтузиазм, его горячая любовь к своему делу, высокий профессионализм. Оркестр достиг больших художественных результатов, ведет широкую музыкально-пропагандистскую деятельность. Игра оркестра отличается хорошим чувством ансамбля, продуманностью истолкования, эмоциональной убедительностью. Великолепная струнная и медная группы, стройное звучание деревянных духовых позволяют дирижерам воплощать самые разнообразные эффекты: от тончайшего пианиссимо до мощного форте. Оркестру доступны и проникновенная лирика, и острый драматизм, и легкое изящество, и виртуозный блеск. Высокий уровень исполнения обеспечен прежде всего тем, что коллектив состоит из отличных профессионалов, прекрасно владеющих своими инструментами. У большинства музыкантов за плечами — немалый профессиональный опыт. Ведь коллектив прошел большой и интересный творческий путь. Он был создан в 1931 году при Ленинградском радио. Выступления перед микрофоном потребовали еженедельного обновления репертуара. Тогда-то и выработались у оркестра его индивидуальное качества: мобильность, гибкость, умение осваивать за короткий срок произведения любой трудности. В этом большая заслуга и дирижера К. Элиасберга, длительное время бывшего его руководителем. С оркестром неоднократно выступали также Мравинский, Гаук, Рахлин, Янсонс, Рождественский.

Одну из славных страниц истории оркестра составляет его деятельность в суровые годы Великой Отечественной войны. Именно благодаря самоотверженности оркестра в осажденном Ленинграде не прекратилась музыкальная жизнь. Несмотря на тяжелейшие условия блокады, несмотря на то, что многие оркестранты ушли на фронт, коллектив в уменьшенном составе продолжал свою работу, выступая в открытых концертах, по радио, в частях Советской Армии, нередко во время концерта в звуки музыки врывались вой сирены, гул канонады. Музыка помогала ленинградцам переносить тяготы блокадной жизни, давала отдых, вселяла бодрость.

Незабываемым событием явилось исполнение оркестром в августе 1942 года, в окруженном врагами Ленинграде Седьмой симфонии Д. Шостаковича под управлением К. Элиасберга.

В 1953 году оркестр перешел в ведение Ленинградской филармонии. С этого времени его деятельность заметно расширилась. Открытые концерты в Филармонии, в домах культуры, в заводских клубах, постоянный молодежный абонемент во Дворце культуры имени Кирова, ежегодные летние сезоны в Ленинграде, выезды в Пикалево, Вологду, Череповец, Волховстрой, гастроли в Москве, Риге, Таллине, Тарту, Горьком, Львове — такова «карта» концертной Деятельности оркестра. Правда, его маршруты пока не выходят за пределы нашей страны. А жаль! Пора бы познакомить зарубежных любителей музыки еще с одним, советским симфоническим оркестром. Ведь этот коллектив по достоинству оценили выступавшие с ним видные иностранные дирижеры — Штидри, Ферерро, Шомоди, Блисс и многие другие.

Нам, советским композиторам, этот оркестр особенно дорог. Быть может, ни один симфонический коллектив в стране не уделяет столько внимания советской музыке, сколько так называемой «второй» оркестр Ленинградской филармонии. В его репертуаре — многие десятки произведений советских композиторов. Он впервые ввел в программы выступлений авторские концерты. За дирижерским пультом оркестра находились Глиэр, Дунаевский, Ходжа-Эйнатов, Хачатурян, Хренников, Кабалевский.

Примечательно и очень ценно в деятельности оркестра то, что он не ограничивается исполнением узкого круга апробированных произведений советской симфонической классики, знакомит слушателей с новыми сочинениями, включая первые опыты молодых композиторов.

Особая дружба связывает оркестр с ленинградскими композиторами. Большая часть их сочинений исполнена впервые именно этим оркестром. Среди них — произведения Балкашина, Пащенко, Салманова, Арапова, Евлахова, Пригожина, Слонимского и многих других. Оркестр — непременный участник всех смотров и фестивалей советской музыки в нашем городе, осуществляет запись произведений ленинградских композиторов, исполняет их на различных площадках города. Этот тесный контакт между композиторами и оркестром является хорошим примером подлинно творческого содружеств. И сейчас, когда оркестру исполнилось тридцать лет, я хочу от имени композиторов нашего города поздравить его с этой знаменательной датой и от всего сердца пожелать нашему большому другу — Симфоническому оркестру Ленинградской филармонии дальнейших творческих успехов.

В. Соловьев-Седой, народный артист РСФСР



Другие материалы

20 мая 1949

«Смена»

О концерте 16 мая 1949 в БЗФ
22 мая 1949

«Вечерний Ленинград»

О концерте 21 мая 1949 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»