Пресса

1926

«Рабочий и театр»‎ № 14

О концерте 26 марта 1926 в БЗФ

Музыка с другого берега

Второй концерт Мийо и Винера [в оригинале – Мило и Вьенера]

Деспотия культуры, школы и традиции — вещь властная и суровая. С необычным и напряженным трудом воспринимала ленинградская аудитория (и особенно музыканты) произведения современных французов. Вот музыка с другого берега, выросшая на почве совершенно иных традиций и навыков и под ветрами незнакомых и чуждых нам музыкальных течений. Не все в ней равноценно и даже не всегда убедительно, но подчинена она определенным логическим законам.

Чтобы понять и осознать эту музыку, нужно знать весь быт послевоенной Франции, нужно быть свидетелем той чудовищной инфекции, которая пронеслась над Европой в виде моды на «негритянское» и на «американское».

Д. Мийо — композитор далеко не поверхностный, как это, быть может, кажется на первый взгляд, и по самой творческой своей психологии глубоко современный, не говоря о технике своей, являющейся замечательнейшим образцом политонального письма с своеобразной полифонией и своеобразным миром инструментальных звучаний. Он стремителен в заполнении текучей формы темброритмическими образами и как-то боится звуковой пустоты. Так иногда тянется только тоненькая ниточка звуков — но ритм пульсирует, поглощая свои секунды, и пустота звучит в паузах, обуславливая форму сочинения.

В этом отношении особенно интересны произведения Ж. Винера, отличающиеся редкой цепкостью и четкостью ритмической постройки. Он нарочно целыми периодами оставляет пустоты на сильных частях тактов и паузы резко акцентируют. У него целый ассортимент ассиметричных ритмов, обличающих в нем того, кто первый приветствовал и пропагандировал «джаз». Он прикоснулся к ряду негро-американских национальных танцев, дав цикл «блуз» (Blues). По своей индивидуальности Винер, однако, слабее своих собратьев, так же, как и по тематике.

В. В.



Другие материалы

Апрель 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 12

О концертах 10 и 17 марта 1926 в БЗФ
1926

«Рабочий и театр»‎ № 14

О концерте 17 марта 1926 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»