Персоны

Изабелла Юрьева

1899–2000
Изабелла Юрьева

Биография

Юрьева Изабелла Даниловна – эстрадная певица, контральто.

Имя певицы, некогда очень популярной, неожиданно всплыло после публикации романа Михаила Шишкина «Венерин волос». Одной из линий сложной литературной ткани повествования стал вымышленный дневник Юрьевой – любимой певицы мамы Шишкина. Сам автор не скрывал, что факты биографии артистки стали лишь отправной точкой для придуманной истории:

«От жизни певицы мало что осталось, – пишет Шишкин, — ни дневников, ни мемуаров, известна только общая жизненная канва. В те годы люди боялись своего прошлого — неизвестно было, что из прожитого может оказаться в будущем смертельно опасным… Прошедшее уничтожали, старались избавиться от него. Мне хотелось вернуть ей уничтоженную жизнь. Я стал писать ее воспоминания и дневники».

Между тем биография Юрьевой действительно «просится» в сюжет романа. Родившись на исходе XIX столетия, певица прожила до начала XXI века, оказавшись свидетелем войн, революций, распада Российской, а потом и Советской империй. Из ста отпущенных ей лет пела она, кажется, не так уж долго: надрывные цыганские романсы оказались созвучны лишь части целой эпохи, которую застала Юрьева.

Она родилась в Ростове, рано попала за театральные кулисы: родители шили шляпы и делали парики для реквизита местной труппы. Но в актрисы девушка не пошла. С самого начала она мечтала стать певицей. Первым талант Изабеллы заметил Ефрем Цимбалист: будущий известный американский скрипач, а в то время – ростовский оркестрант, устроил Белле концерт в городском саду. Тогда же Изабелла Левикова впервые примерила фамилию Юрьева и сценический образ «белой цыганки».

Вырвавшись из провинции, Юрьева пыталась получить профессиональное образование и отправилась на консультацию в Петербургскую консерваторию. Но первым ее услышал легендарный концертмейстер Вяльцевой Александр Таскин и учиться отговорил, уверяя, что ее природный голос в огранке не нуждается. Именно с Таскиным Изабелла Юрьева впервые выступила в Петербурге. За этим концертом почти сразу поступило предложение переехать в Москву, договор с театром «Эрмитаж», где публика заваливала Юрьеву корзинами с розами и сиренью.

Она умела пленить – с первого взгляда и навсегда. Муж Юрьевой – Иосиф Эпштейн ради любви к жене из успешного юриста превращается в ее личного секретаря и даже автора песен, потом увозит жену в Париж, где певицу вновь зовут выступать, предлагают роли в кино и ангажементы, высокие гонорары… Во Франции, прямо в такси по дороге в больницу, она родит единственного ребенка, вместе с ним семья вернется в Москву, но мальчик проживет чуть больше года.

В Советской России объявлен НЭП и цыганские романсы Юрьевой приходятся по вкусу новым хозяевам жизни. Она снова окружена славой и достатком. Юрьеву пока не заботят редкие нападки со стороны идеологов пролетарского искусства. Но уже совсем скоро с идеологическими установками придется считаться. «Цыганщина» объявлена мещанством, а программы концертов нужно утверждать в реперткомах. Певице настоятельно рекомендуют обратить внимание на оптимистические песни о строительстве коммунизма и перестать петь старорежимные слезливые романсы о разлуке и несчастной любви. В ответ Изабелла Юрьева якобы лукаво ответит: «Мой голос не выдерживает этой тональности».

Концертная активность Юрьевой резко падает. Зато ее часто зовут по ночам на «правительственные посиделки»: машина везет певицу в Кремль, где поздно за полночь ужинает глава страны в компании приближенных. И тут рекомендации резко расходятся с постулатами реперткомов: Юрьевой разрешают петь «какую угодно цыганщину, а советских песен не надо». Эти ночные концерты вызывали у певицы приступы паники, но, возможно, именно они позволяли ей выступать на публике и записываться на радио.

С середины 1930-х годов Юрьева снова в центре внимания. Певица гастролирует по всей стране, а в 1938-м дает три сольных концерта в Большом зале Ленинградской филармонии.

В романе «Венерин волос» Шишкин вкладывает в письма своей наполовину вымышленной героини такие слова:

«А я так считаю: если где-то на этой земле раненых добивают прикладами, значит, необходимо, чтобы в другом месте люди пели и радовались жизни! И чем больше смерти кругом, тем важнее ей противопоставить жизнь, любовь, красоту!»

Юрьева действительно умела радовать и любить наперекор времени. Она выступала на фронте во время Первой мировой. Отправилась петь с фронтовыми бригадами и во время Великой Отечественной войны. Более ста концертов она дала в блокадном Ленинграде. Певицу отправляли на гастроли и по тыловым городам. В июне 1942-го она спела две сольные программы в Новосибирске, в зале, который в это время занимала эвакуированная Ленинградская филармония. Программы этих вечеров не сохранились, но надо полагать, звучали всё те же старинные романсы, которые Юрьева пела со сцены Большого зала в конце 1930-х.

В послевоенные годы власти то разрешали «цыганщину», то, с конца 1940-х, снова боролись с «пошлостью и мещанством». Юрьева выступала то чаще, то реже, но к «оптимистической тональности» свой голос так и не принуждала. Последний сольный концерт она дала в 1969 году в московской «Олимпии». Полный зал провожал певицу, которая решила уйти на покой.

Долгие годы о Юрьевой почти не вспоминали. Но в конце 1980-х Изабелла Даниловна – снова на шпильках и в мехах, словно забыв о преклонном возрасте, стала появляться на сцене. А в 1999 году в Концертном зале «Россия» прошел концерт к 100-летию Изабеллы Юрьевой, в котором певица, как ни удивительно, также спела несколько романсов сама. Со сцены она призналась:

«100 лет – это много. Но, честно говоря, как хочется еще пожить...».

Долгие годы исполняя полные уныния строки жестоких романсов, Юрьева оказалась человеком, бесконечно влюбленным в жизнь.

O. Р.


Концерты

  • 27 февраля 1938

    Старинные цыганские романсы
    Изабелла Юрьева

    Старинные цыганские романсы и таборные песни

  • 13 апреля 1938

    Вечер старинных романсов
    Изабелла Юрьева

    Старинные цыганские романсы и таборные песни

  • 25 апреля 1938

    Старинные цыганские песни
    Изабелла Юрьева

    Старинные цыганские песни

  • 25 июня 1942

    (анонс на обороте программки 20 июня)

    Вокальный вечер
    Изабелла Юрьева

    (программа не указана)

  • 26 июня 1942

    (анонс на обороте программки 20 июня)

    Вокальный вечер
    Изабелла Юрьева

    (программа не указана)




Другие материалы

Михаил Юдин

Михаил Юдин

Композитор 1893–1948
Георгий Абрамов

Георгий Абрамов

Баритон 1903–1966

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»