Персоны
Михаил Чулаки
Биография
Чулаки Михаил Иванович – композитор, в 1937–1938 директор-художественный руководитель Ленинградской филармонии.
В Ленинград Николай Чулаки приехал из Симферополя, здесь окончил музыкальное училище. В 1931 году он получил диплом Ленинградской консерватории, где занимался по композиции в классе профессора Владимира Щербачева, по фортепиано – у Марии Вениаминовны Юдиной.
С 1933 года Чулаки и сам начнет преподавать в консерватории инструментовку, а потом и композицию и проработает, с перерывом на годы войны (1941–1944), до 1948 года.
Чулаки много сочиняет. Его балеты один за другим ставятся на сцене Малого театра оперы и балета – «Сказка о попе и работнике его Балде» (1939), «Мнимый жених» (1946), «Юность» (1949). На премьеру последнего он приедет уже из Москвы. Партийно-идеологические встряски в музыкальном искусстве Чулаки не коснутся. Его здоровая, опирающаяся на русские классические традиции (Бородин, Римский-Корсаков) музыка ничем не беспокоила слух, была профессионально, крепко скроена. И такой стиль отражал органическую природу дарования композитора.
Понятным (во всех отношениях) и надежным (точнее – благонадежным) виделся Михаил Чулаки и партийно-советскому начальству. В пиковые годы войны против собственного народа и культуры Чулаки получал руководящие посты: в 1937–1938 его назначили директором и художественным руководителем Ленинградской филармонии, в 1948-м, после постановления политбюро ЦК ВКП (б) «Об опере Мурадели «Великая дружба», осудившего за формализм цвет отечественной композиторской школы, – председателем Союза композиторов Ленинграда. В том же 1948 году его сменит Соловьев-Седой, а Чулаки переводят в секретариат Союза композиторов СССР.
С этого времени он преподает в Московской консерватории (в 1948 здесь освобождались места), где служит до конца жизни. Бывшие студенты вспоминают о нем тепло, а нынешние продолжают учиться по его пособию «Инструменты симфонического оркестра», впервые изданному в 1950-м, не раз переизданному с авторскими дополнениями.
Музыка Чулаки до начала 1990-х была частью концертной жизни страны, в афишах появлялись его симфонии, романсы включали в свой репертуар известные певцы, а написанная для Ансамбля скрипачей Большого театра пьеса «Русский праздник» стала ярким номером в гастрольных программах этого невероятно популярного долгие годы коллектива.
Для артистов Большого театра Чулаки был не только композитор, но и начальник. В 1955–1959 он занимал пост директора ГАБТа, а 1963–1970 – директора и художественного руководителя. Ему удавалось сохранить равновесие в труппе, традиционно для театрального коллектива такого раздираемой интригами, но, в итоге, не удалось договориться с министерским начальством, и в 1970 Чулаки отправили на пенсию. О своем опыте он написал книгу «Я был директором Большого театра …», вышедшую уже в 1994 году с предисловием сына композитора – писателя Михаила Михайловича Чулаки.
5 января 1969 года в авторском концерте в честь 60-летия Михаила Ивановича Чулаки, который состоялся в Большом зале Ленинградской филармонии, приняли участие артисты Большого театра – его главный дирижер Геннадий Рождественский, солистка Валентина Левко и Ансамбль скрипачей, которым дирижировал во II отделении автор. На сцену он выйдет и на следующий вечер, аккомпанируя на рояле Валентине Левко, исполнившей несколько романсов Чулаки.
И. Р.
Концерты
-
5 января 1969
Авторский концерт композитора Михаила Чулаки (к 60-летию со дня рождения)
Чулаки. Симфония № 2. «Песни и танцы старой Франции». Вокальный цикл «Изобилие». «На русском празднике». Вариации на тему Паганини для ансамбля скрипачей в сопровождении оркестра
-
6 января 1969
Концерт популярной музыки
Ансамбль скрипачей Большого театра СССР
Художественный руководитель – Юлий РеентовичВ программе: Тартини, Гендель, Паганини, Чулаки, Перселл, Бах, Шуберт, Глазунов, Караев, Мендельсон, Эль Шуан, Сарасате