Персоны

Наталья Рождественская

1900–1997
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Наталья Рождественская

Биография

Рождественская Наталья Петровна – оперная и камерная певица, сопрано, переводчик.

Дочь нижегородского адвоката, Наталья Рождественская получила хорошее образование, одновременно учась в гимназии и на фортепианном отделении Музыкального училища Нижегородского отделения Русского музыкального общества. После 1918-го она уехала в Москву, где окончила Центральный техникум театрального искусства (ГИТИС), обучаясь сольному пению у Софьи Друзякиной и постигая особенности оперного вокала у Александра Хессина. Его имя хранит память и петербургской, и московской культуры. Именно Хессину (в 1920-м – кратковременному директору Государственного оркестра) принадлежит идея преобразования бывшего Придворного коллектива в Филармонию, а также передача Филармонии здания Дворянского собрания. В Москве педагог Филармонического училища, затем Центрального театрального техникума, а позже и консерватории, воспитал не одно поколение прекрасных артистов, а в 1943–1953 руководил Ансамблем оперы Всесоюзного театрального общества. Его ученица Наталья Рождественская пела в Ансамбле оперы Всесоюзного радиокомитета, солисткой которого была в 1929–1960 годы.

Обладая прекрасным от природы голосом, хорошей школой, высочайшей культурой пения и чувством стиля, Наталья Рождественская была изумительным исполнителем камерной музыки, а в многочисленных радиопостановках опер пела ведущие партии. Ее Феврония в «Граде Китеже» Римского-Корсакова была удостоена Гран-при французской звукозаписывающей фирмы Le Chant du Monde. Карл Элиасберг записал с ней Четвертую симфонию Малера, Курт Зандерлинг приглашал ее на записи опер Моцарта.

Появившись впервые в Большом зале в партии Эльвиры в «Дон Жуане» Моцарта (два концерта в 1939-м, дирижер Гаук, два – в 1940-м, дирижер Рабинович), в 1950-е Рождественская несколько раз участвовала в программах Заслуженного коллектива – песни Шуберта и Малера (на последнем концерте в Большом зале 26.12.1956) она исполнила под управлением Зандерлинга, Малера спела и в концерте Николая Рабиновича (19.01.1956), а 17 марта 1956-го представила четыре песни популярного в России первой половины XX века британского композитора Гренвилла Бантока (его сочинение, кстати, исполнялось под управлением Гуго Варлиха 19 июля 1917 года в летней серии концертов Петроградского государственного оркестра). Этой программой, посвященной английской музыке, дирижировал муж Натальи Рождественской Николай Аносов.

Их сын, аспирант Аносова, Геннадий Рождественский к этому времени уже дает концерты в Большом зале. В апреле 1965-го он представит здесь с Галиной Вишневской монооперу Пуленка «Человеческий голос». Русский текст либретто сделала Наталья Петровна Рождественская. Блестяще зная несколько языков, певица перевела и либретто других опер, исполненных позднее под управлением сына: «Испанский час» и «Дитя и волшебство» Равеля, «Похождение повесы» Стравинского.

26 мая 1950 года Наталья Рождественская выступает в Малом зале имени Глинки. Программу из музыки Брамса и Шумана она исполняет с Генрихом Нейгаузом: он играет в первом отделении и аккомпанирует певице во втором. Вокальный цикл Шумана «Любовь и жизнь женщины» Рождественская исполнит в другом своем сольном концерте. Всего их будет восемь. В программах – романсы Сибелиуса, Ярнефельта, Грига, Шоссона, Дебюсси, Равеля, но чаще звучит русская вокальная лирика – от Варламова и Гурилева до современных авторов. 17 февраля 1957 года под аккомпанемент Софьи Вакман Наталья Рождественская пела в Малом зале романсы Кюи, Аренского, Римского-Корсакова, Ипполитова-Иванова. Это было последнее выступление певицы в Филармонии.

И. Р.


Концерты

  • 27 апреля 1939

    (программка с составом оркестра)

    Моцарт. «Дон Жуан»

    Опера в концертном исполнении

  • 28 апреля 1939

    (программка с составом оркестра)

    Моцарт. «Дон Жуан»

    Опера в концертном исполнении

  • 24 мая 1939

    (программка-буклет на 24 и 26 мая)

    Массне. «Вертер»

    Опера в концертном исполнении

  • 26 мая 1939

    (программка-буклет на 24 и 26 мая)

    Массне. «Вертер»

    Опера в концертном исполнении

  • 26 января 1940

    Концерт абонемента для рабочей художественной самодеятельности (программа с вкладышем-аннотацией)

    Моцарт. «Дон Жуан»

    Опера в концертном исполнении

  • 31 января 1940

    Моцарт. «Дон Жуан»

    Опера в концертном исполнении

  • 26 апреля 1951

    7-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Две песни в инструментовке Ф. Листа. Симфония № 7

  • 19 января 1956

    3-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Штейнберг. Фрагменты из балета «Тиль Уленшпигель». Малер. Две песни из цикла «Волшебный рог мальчика». Две песни на слова Рюккерта. Брамс. Симфония № 1

  • 17 марта 1956

    5-й концерт 1-го абонемента

    Вечер английской музыки
    Дирижер – Николай Аносов

    Бриттен. Четыре интерлюдии из оперы «Питер Граймс». Форсайт. Концерт для альта с оркестром. Гренвил Банток. Две песни из цикла «Китайские песни» на слова китайского поэта Ли-По. Скотт. Колыбельная. Английская народная песня. Уолтон. Симфоническая сюита «Фасад»

  • 26 декабря 1956

    2-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Шуберт. Симфония № 7. Малер. Две песни из цикла «Волшебный рог мальчика». Две песни на слова Ф. Рюккерта. Р. Штраус. Вальс из оперы «Кавалер роз»




Другие материалы

Нонна Полевая-Мансфельд

Нонна Полевая-Мансфельд

Эстрадная певица 1896–1975
Исаак Рубаненко

Исаак Рубаненко

Фортепиано 1907–1976

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»