Персоны
Кира Семизорова
Биография
Семизорова Кира Георгиевна – певица, колоратурное сопрано.
В январе 1939 года в Москве завершился Всесоюзный конкурс вокалистов. Председатель жюри Валерия Барсова в статье «Пути вокального мастерства», подводя итоги второго тура, дает подробную характеристику финалистам, (а среди них будущие знаменитости Борис Гмыря, Давид Гамрекели, Евгения Вербицкая), в каждом находя достоинства и недочеты, над которыми предстоит работать молодым артистам. Лишь одна участница III тура удостаивается безоговорочный похвалы:
«Ленинградская певица К. Г. Семизорова (колоратурное сопрано) – совершенно законченный мастер, прекрасная вокалистка, и меня удивляет, почему она до сих пор не выступает в самостоятельных концертах».
газета «Советское искусство» № 3 от 6.01.1939
I премию жюри не присуждает, II делят между собой Гамрекели, Гмыря и Семизорова. Словно отвечая на недоумение Валерии Барсовой, дирекция Ленинградской филармонии сразу же дает лауреату сольный концерт: 10 февраля Кира Георгиевна Семизорова дебютирует в Большом зале, исполнив под аккомпанемент Александра Люблинского романсы Чайковского, Рахманинова, Танеева, Василенко и хиты колоратурного репертуара – каватину Людмилы («Руслан и Людмила») арию Шемаханской царицы («Золотой петушок»), полонез Фелины (опера Тома «Миньон»).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Полную биографию певицы найти так и не удалось. Известно, что она была гораздо старше прочих лауреатов, родилась в Москве, училась на Курсах музыки, оперы, драмы и хореографии Александра Шора, уже с 1922-го пела на оперных сценах Саратова и Самары, Новосибирска и Перми, Астрахани и Тбилиси, в 1934-м переехала в Ленинград и на конкурсе выступала, как солистка Ленгосэстрады.
1 сентября 1939 года Киру Семизорову принимают в штат Концертного бюро филармонии как артистку высшей категории. Когда началась война, Семизорова, по информации из филармонического архива, была назначена командиром медико-санитарной команды МПВО (местной противовоздушной обороны) филармонии, но уже 18 августа 1941-го эвакуировалась с коллективом в Новосибирск, где выступила только с одним сольным концертом.
Но до и после эвакуации Кира Семизорова – постоянная участница концертов Большого зала. Следующий после дебюта сольный концерт она дает в марте 1940 года (там появляются Вальс Джульетты Гуно и сцена сумасшествия Офелии Тома), сольное отделение (в другом играет Квартет имени Глазунова) поет в декабре 1944-го. Певица участвует и в сборных камерных программах, исполняя русские и итальянские романсы, песни Шуберта, Шумана, Форе, Дебюсси. Выступает с оркестром: под управлением Карла Элиасберга поет арии из опер Римского-Корсакова и Чайковского, Эдуарда Грикурова – партию Царицы ночи в концертном исполнении «Волшебной флейты» Моцарта, солирует в «Колоколах» Рахманинова в концерте Бориса Хайкина и в Мессе си минор Баха под управлением Александра Гаука.
Бах занимает важное место в репертуаре певицы, арии из его кантат она поет с оркестром в программе Курта Зандерлинга, но чаще всего в органных вечерах Исайи Браудо. С ним Кира Семизорова выступит и на своем последнем концерте в Большом зале 19 января 1949 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Вскоре откроется Малый зал имени Глинки, но с участием певицы здесь состоится лишь один концерт – 15 апреля 1950 года.
С 1 декабря 1951 года Киру Семизорову переводят на договор, а летом 1957-го, после расформирования Концертного бюро, она переходит на педагогическую работу в Музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова.
И. Р.
Концерты
-
10 февраля 1939
Вокальный вечер
Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов
Кира Георгиевна СемизороваВ программе: Чайковский, Моцарт, Брамс, Глинка, Рахманинов, Римский-Корсаков, Мясковский, Лист, Животов, Василенко, Лотти, Тома
-
13 апреля 1939
Органный концерт
Исай БраудоБах. Токката, адажио и фуга. Хоральная фантазия. Прелюдия и фуга. Ария из кантаты № 27. Ария из оратории «Страсти по Иоанну». Ария из кантаты № 105. Песня из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Пастораль. Адажио из концерта по Вивальди. Токката и фуга «Дорийская»
-
21 октября 1939
Концерт 1-го вечернего абонемента (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичГайдн. Симфония № 100 «Военная». Бах. Концерт для трех фортепиано с оркестром. Ария из кантаты № 32. Три песни из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Бетховен. Симфония № 5
-
1 ноября 1939
(рукопись)
Концерт-монография Лермонтова
В программе: Варламов, Глазунов, Гурилев, Аренский, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Стрельников, Надененко, Балакирев, Даргомыжский
-
8 ноября 1939
(рукопись)
Закрытый сборный концерт
В программе: Чайковский, Годефруа, Шишов, Чишко, Глиэр, Амброзио, Брамс, Глинка, Дюбюк, Дунаевский, Бизе
-
15 ноября 1939
В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Концерт Квартета имени Ауэра
В программе: Григ, Бетховен
-
18 ноября 1939
Концерт 2-го абонемента (программка с составом оркестра)
Открытие декады советской музыки
Симфонический концерт
Дирижер – Абрам СтасевичЭнке. Фрагменты из оперы «Любовь Яровая». Мурадели. Симфония № 1 «Памяти С. М. Кирова»
-
9 декабря 1939
Концерт абонемента для командного и начальствующего состава РККА и ВМФ (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинГлинка. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин». Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». Сцена в корчме из оперы «Борис Годунов». Турецкий марш из оперы «Хованщина»
-
14 января 1940
(рукопись)
Сборный концерт
В программе: Хачатурян, И. Штраус, Лист, Шаминад, Шопен, Дюбюк, Булахов, Делиб, Бизе, Альбенис, Брамс, Глинка, Чайковский
-
18 января 1940
(программа с аннотацией)
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергРимский-Корсаков. Музыкальная картина «Садко». Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка». Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой Петушок». Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма»
-
9 марта 1940
(программка с рукописными дополнениями)
Вокальный вечер
Кира СемизороваВ программе: Шуберт, Бах, Шуман, Моцарт, Вагнер–Лист, Лист, Бизе, Сен-Санс, Векерлен, Тома
-
29 марта 1940
В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Камерный концерт из произведений П. И. Чайковского
В программе: Чайковский
-
4 апреля 1940
Концерт оркестра русских народных инструментов имени Андреева
Дирижер – Вахтанг НейманВ программе: Глазунов, Лядов, Фельдман, Римский-Корсаков, Глинка, Фомин, Самохвалов, Ленец, Василенко, Крюковский, Ниман
-
8 апреля 1940
Концерт для подшефных воинских частей Красной армии (машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровИпполитов-Иванов. «Ворошиловский марш». Глинка. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин». Хренников. Фрагменты из музыки к комедии Шекспира «Много шума из ничего». Чайковский. Симфония № 4
-
14 апреля 1940
Концерт 2-го абонемента из произведений П. И. Чайковского (программка с портретом Чайковского, вкладышем-аннотацией)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. Серенада для струнного оркестра. Дуэт Ромео и Джульетты. Симфония «Манфред»
-
25 октября 1940
Органный вечер
Исай БраудоБах. Прелюдия и фуга ми минор. Фантазия cоль мажор. Фантазия до минор. Хоральная прелюдия. Прелюдия и фуга ре мажор. Трио-соната для флейты, скрипки и фортепиано соль мажор. Ария из кантаты № 32. Хоральная прелюдия. Прелюдия и фуга ля минор
-
27 октября 1940
(черновая рукопись и анонс)
Сборный концерт
Вечер вальсов
-
3 ноября 1940
Моцарт. «Волшебная флейта», опера в II действиях
В концертном исполнении
-
13 ноября 1940
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинГлазунов. Симфония № 6. Рахманинов. Кантата «Колокола»
-
14 марта 1941
Органный вечер
профессор Исай БраудоБах. Токката, адажио и фуга до мажор. Фантазия до минор. Пастораль фа мажор. Фуга соль минор. Ария из кантаты № 32. Арии из оратории «Страсти по Матфею». Арии из кантат № 36 и № 21. Бах–Вивальди. Адажио до минор. Бах. Токката и фуга ре минор «Дорийская»