Персоны

Евгения Вербицкая

1904–1965
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Евгения Вербицкая

Биография

Вербицкая Евгения Матвеевна  – певица,  меццо-сопрано.

Учиться пению Евгения Вербицкая начала в  Музыкальном техникуме Екатеринослава (ныне Днепр) у известного педагога Михаила Энгель-Крона, а когда его пригласили в  Киевскую консерваторию, уехала вслед за ним. Завершив учебу в  1927  году, Вербицкая поступает в  труппу Киевской оперы, но уже в  1931-м получает приглашение в Ленинградский театр оперы и балета (Мариинский), где служит в  течение десяти сезонов. На  театральной сцене она поет Ольгу и Кончаковну, Клариче («Любовь к трем апельсинам») и Юдифь (опера Серова), исполняет Ваню («Иван Сусанин») и Зибеля («Фауст»).

В это время Евгения Вербицкая начинает выступать и в филармонических сборных программах, а 20 декабря 1940 года солирует на премьере кантаты Прокофьева «Александр Невский», дирижирует Абрам Стасевич. Под его управлением певица примет участие еще в трех исполнениях кантаты до войны.

Но чаще всего имя Вербицкой появляется на филармонических афишах в военные годы: в эвакуацию она отправляется не с Мариинским театром, а с Филармонией, как ее штатная солистка. В 1941–1944 певица выступает в 55-ти филармонических концертах – в Новосибирске и в городах Кузбасса на гастролях Заслуженного коллектива. Она поет арии из опер Глинки, Чайковского, Бизе, Сен-Санса под управлением Евгения Мравинского, Ниссона Шкаровского (чаще), Абрама Стасевича, солирует в «Прибаутках» Стравинского в программе Курта Зандерлинга.

Вербицкая выступает и в многочисленных камерных вечерах, дает два сольных концерта (весной 1942-го и весной 1943-го). Участвует она и в двух целевых прощальных программах, которые проходят в Концертном зале Новосибирска 15 июля и 6 августа 1944 года, а 31 октября 1944-го выступает на творческой встрече артистов Филармонии с общественностью Ленинграда уже в Большом зале. <

С Заслуженным коллективом она теперь чаще поет под управлением Александра Гаука – солирует в Девятой симфонии Бетховена, в Мессе си минор Баха (1947, 1950), в «Князе Холмском» Глинки, исполняет неизвестную арию Глинки «Молдаванская цыганка» (Гаук дирижирует по рукописи).

В камерных программах певицы все чаще появляется Сцена в спальне Графини из «Пиковой дамы». Эта партия вскоре прославит Вербицкую в Большом театре, солисткой которого она будет в 1948–1959.

Из Москвы Евгения Вербицкая приедет на сольные выступления в Малый зал имени Глинки (1951–1956) и на свои последние концерты в Большом зале, где в марте 1962-го и в январе 1963 года участвует в исполнении с Заслуженным коллективом и Хором капеллы под управлением Стасевича оратории Прокофьева «Иван Грозный».

И. Р.


Концерты

  • 24 марта 1934

    (анонс)

    Вокальный вечер
    Артист Московского Большого театра ЦИК СССР
    Иван Данилович Жадан

    В программе: Чайковский, Глинка–Балакирев, Мусоргский, Рахманинов, Римский-Корсаков

  • 26 декабря 1937

    Камерный концерт

    В программе: Прокофьев, Вейсберг, Пергамент, Карпов, Василенко, Тер-Мартиросян, Палиашвили, Айвазян, Прицкер, Чишко, Шварц

  • 30 ноября 1939

    В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Органный вечер
    Исайя Браудо

    В программе: Шокин, Евлахов, Ган, Кушнарев, Волошинов

  • 21 декабря 1939

    (рукопись)

    Сборный концерт

    В программе: Волошинов, Дзержинский, Соловьев-Седой, Хренников, Прицкер

  • 20 апреля 1940

    (рукопись)

    Камерный концерт

    В программе: Лист, Пуччини, Глинка, Леонкавалло, Чайковский, Верди, Хренников

  • 24 ноября 1940

    (рукопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Глинка. Увертюра и Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмила». Песня Ильиничны и «Сон Рахили» из музыки к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский». Мусоргский. «Ночь на Лысой горе»

  • 20 декабря 1940

    3-й концерт 1-го вечернего абонемента (программка с фотопортретом С. С. Прокофьева)

    Открытие декады советской музыки
    Симфонический концерт
    Дирижер – Абрам Стасевич

    Прокофьев. Кантата «Здравица». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Кантата «Александр Невский»

  • 5 января 1941

    (рукопись, пометка: «печатная программа не была подана»)

    Декада советской музыки
    Заключительный концерт

    Шостакович. Фортепианный квинтет. Вейсберг. «Арфа». Волошинов. «Пускай поэта обвиняет». «Колокол стонет». Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

  • 5 января 1941

    (черновая рукопись)

    Сборный концерт

    В программе: Хренников, Сен-Санс, Чайковский, Римский-Корсаков, Россини, Делиб, Шопен, Лист, Скрябин, Рахманинов, Клюзнер, Гурилев, Булахов, Пащенко, Кьерульф, Бетховен

  • 25 января 1941

    (черновая рукопись)

    Сборный концерт

    В программе: Тома, Морле, Шуэкер, Россини, Чайковский, Динику–Хейфец, Дунаевский, Хренников, Прицкер

  • 21 февраля 1941

    (программка с составом оркестра)

    Концерт в ознаменование XXIII годовщины Красной Армии и Военно-Морского Флота

    Для бойцов, командиров и политработников РККА и ВМФ

  • 8 мая 1941

    2-й концерт цикла симфонических концертов

    Ленинградский пленум Оргкомитета Союза Советских композиторов СССР, посвященный проблемам советского симфонизма

    Майзель. Симфония. Клюзнер. Концерт для фортепиано с оркестром. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

  • 4 октября 1941

    (программка-буклет с аннотацией)

    Открытие концертного сезона Ленинградской филармонии в Новосибирске

    «Интернационал». Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Чайковский. «Франческа да Римини»

  • 11 октября 1941

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ниссон Шкаровский

    В программе: Римский-Корсаков (без указания произведений)

  • 20 октября 1941

    В Театре имени Пушкина (рукопись)

    Концерт в фонд обороны

    Бородин. Увертюра к опере «Князь Игорь». Бизе. Антракт к IV действию оперы «Кармен». Вагнер. Увертюра к опере «Риенци» (указана только программа ЗКР)

  • 6 ноября 1941

    (программка)

    Концерт, посвященный ХХIV годовщине Октябрьской революции

    В программе: Бетховен, Чайковский, Пушкин, Глинка, Кабалевский, Корнейчук, Соловьев-Седой, Миклашевский, Жарковский

  • 29 ноября 1941

    (программка)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ниссон Шкаровский

    Чайковский. Симфония № 4. Мусоргский. Песня Марфы и сцена гадания Марфы из оперы «Хованщина». Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

  • 31 декабря 1941

    (программка)

    Вечер оперных отрывков

    Чайковский. Увертюра, Сцена письма, Полонез и заключительная сцена из оперы «Евгений Онегин». Увертюра к опере «Черевички». Дуэты из оперы «Иоланта». Мейербер. Марш из оперы «Пророк». Сен-Санс. Ария из оперы «Самсон и Далила». Бизе. Хабанера из оперы «Кармен». Тома. Увертюра к опере «Миньон»

  • 22 марта 1942

    (программка)

    Вечер французской музыки

    Бизе. Фрагменты из оперы «Кармен». Сюита из музыки к драме «Арлезианка» № 2. Берлиоз. Увертюра «Римский карнавал». Три отрывка из драматической легенды «Осуждение Фауста». Шабрие. «Испания»

  • 12 апреля 1942

    (программка)

    Вечер русской музыки

    Калинников. Симфония № 1. Бородин. II акт из оперы «Князь Игорь»




Другие материалы

Бронислава Бронская

Бронислава Бронская

Артистка оперетты 1898–1978
Елизавета Гилельс

Елизавета Гилельс

Скрипка 1919–2008

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»