Персоны

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

1936 – наст. время
Концерт 9 февраля 1958 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

Биография

Государственный хор СССР, ныне Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова – хоровой коллектив, созданный в 1936 году на базе Хора Радиокомитета СССР.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Длительный период истории Государственного хора связан с дирижером Александром Свешниковым, чье имя сегодня носит хор. Именно Свешникову в 1936 году поручают преобразовать созданный им же экспериментальный вокальный ансамбль Радиокомитета в новый коллектив. Он дирижирует хором и на первом концерте 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов. Он будет руководить Хором на протяжении почти сорока лет – с 1941-го по 1980 год! Однако сразу после начала работы коллектива Свешникова направляют в Ленинградскую капеллу, а руководство Государственным хором на два года переходит к его коллеге, профессору Московской консерватории, бывшему главному регенту Синодального хора Николаю Михайловичу Данилину (1878–1945).

Хотя в приказе об учреждении Государственного хора основной целью была указана «пропаганда хоровой культуры, и особенно русской народной песни», репертуар с первых лет выходил за эти узкие рамки. Николай Данилин исполняет с певцами хоровые сочинения Чайковского и Римского-Корсакова, готовит хор к исполнению оратории Генделя «Самсон». В 1939-м несколько частей из оратории хор записывает на пластинку вместе с Государственным оркестром СССР под управлением Александра Гаука. А уже в 1940-м оба коллектива приезжают на гастроли в Ленинград и Гаук дирижирует «Самсоном» в Большом зале филармонии. В этот же приезд Хор дает две программы a cappella. Художественным руководителем на этот момент является Константин Петрович Виноградов, а за пультом хора в Большом зале стоит хормейстер Серафим Лаппо.

Концерт 20 марта 1948 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В следующий раз коллектив приедет сюда уже со Свешниковым в 1948 году, и с этого момента станет постоянным участником филармонических программ. Изменившееся название хора (в послевоенные годы он именуется Хором русской песни), казалось бы, должно еще сильнее определять репертуарную политику. Но на афишах концертов, наряду с непременными песнями о Сталине, сразу появляются имена европейских старых мастеров. Хор поет много русской и европейской романтической музыки, а рядом с русскими и советскими идут итальянские, французские, немецкие народные песни, нередко в обработках самого Свешникова. Хор много записывается на пластинки, выступает на гастролях в Европе, его звучание называют эталонным.

Концерт 18 февраля 1951 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1980–1987 художественным руководителем Государственного русского хора был Игорь Агафонников. Бывший хормейстер Большого театра, потомок церковного регента, он продолжает начатую Свешниковым линию возрождения русской духовной музыки. Под его управлением в 1982–1986 Хор дает в Большом зале три сольных концерта и участвует в исполнении Реквиема Верди ( АСО, дирижер Александр Дмитриев).

В последующие годы Государственным русским хором руководили ученики Свешникова – Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012).

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Для Владимира Минина главным детищем оставался созданный им Московский камерный хор. Оба своих хоровых коллектива он объединяет для исполнения «Перезвонов» Гаврилина, хоров Свиридова (25 мая 1988-го) и ленинградской премьеры «Запечатленного ангела» Щедрина (22 декабря 1988-го), а две сольные программы Хора имени Свешникова в Большом зале (тоже декабрь 1988-го) проходят под управлением Станислава Легкова, Минин обозначен только как художественный руководитель.

Евгений Тытянко сменяет его на этом посту в самое неудачное для хорового пения время: в постперестроечную эпоху активного вытеснения коллективного индивидуальным хор стал невольным заложником, оказавшись не столько символом культуры, сколько знаком ее отжившей массовости. Одновременно сказывалось и новое финансовое положение Филармонии, руководство которой в целях экономии старалось обходиться приглашением петербургских коллективов. Эта тенденция сохранится и позднее. Русский хор Свешникова почти не бывает в Большом зале под руководством Евгения Тытянко, под управлением Бориса Тевлина не выступал здесь вообще, и после длительного перерыва приехал в Большой зал лишь 29 ноября 1999 года с Игорем Раевским, исполнив сольную программу.

Концерт в Малом зале Филармонии 25 февраля 1951 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 2012 года художественным руководителем Государственного хора имени Свешникова стал ученик Тевлина Евгений Волков. Под его руководством коллектив готовит и привозит в Петербург две программы, связанные с датами отечественной истории. В каждой из них есть хорошо продуманный сюжет. 7 сентября, к 70-летию освобождения Ленинграда от блокады, с Госоркестром имени Светланова Хор Свешникова исполняет музыку, написанную в блокадном городе. Сочинениями для хора и оркестра дирижирует Василий Синайский, сочинениями Бориса Асафьева для хора а cappella – Евгений Волков. Они исполняются впервые: со сцены хор Асафьева «Святый Боже», а перед концертом в фойе – Десять песнопений. Мировые премьеры прозвучат в исполнении Хора Свешникова, солистов и Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова и в концерте 20 сентября 2015 года, посвященном 70-летию Победы. Это две созданные в годы войны вокально-симфонические поэмы опального Александра Мосолова – «Донбасс, Донбасс» (1942) и «Украина» (1943).

И. Р.


Концерты

  • 17 мая 1940

    Симфонический концерт
    Государственный симфонический оркестр Союза ССР
    Дирижер – Александр Гаук

    Шапорин. Симфония-кантата «На поле Куликовом»

  • 19 мая 1940

    (программа со составом артистов Госхора)

    Хоровой концерт

    В программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Глинка, Глазунов, Сахновский, Гречанинов, Кюи, Моцарт, Гайдн, Мендельсон, Гуно, Давиденко, Томилин, Егоров

  • 20 мая 1940

    (программа со списком артистов Госоркестра)

    Гендель

    Оратория «Самсон»

  • 20 марта 1948

    (рукописная книга)

    Вечер хоровой музыки

    В программе: Свешников, Новиков, Глинка, народные песни в обработке Свешникова, Рубцова, Егорова, Копосова

  • 24 марта 1948

    (рукописная книга)

    Вечер хоровой музыки

    В программе: Новиков, Глинка, народные песни в обработке Свешникова, Рубцова, Римского-Корсакова, Егорова, Копосова

  • 28 марта 1948

    (рукописная книга)

    Вечер хоровой музыки

    В программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Даргомыжский, Танеев, Глинка, народные песни в обработке Свешникова, Рубцова, Копосова

  • 18 февраля 1950

    (рукописная книга, программа на 18, 21, 23, 26 и 28 февраля)

    Вечера хоровой музыки
    Государственный хор русской песни

    (программа не указана)

  • 21 февраля 1950

    (рукописная книга, программа на 18, 21, 23, 26 и 28 февраля)

    Вечера хоровой музыки
    Государственный хор русской песни

    (программа не указана)

  • 23 февраля 1950

    (рукописная книга, программа на 18, 21, 23, 26 и 28 февраля)

    Вечера хоровой музыки
    Государственный хор русской песни

    (программа не указана)

  • 26 февраля 1950

    (рукописная книга, программа на 18, 21, 23, 26 и 28 февраля)

    Вечера хоровой музыки
    Государственный хор русской песни

    (программа не указана)

  • 28 февраля 1950

    (рукописная книга, программа на 18, 21, 23, 26 и 28 февраля)

    Вечера хоровой музыки
    Государственный хор русской песни

    (программа не указана)

  • 18 февраля 1951

    (рукописная книга)

    Хоровой концерт
    Хор русской песни

    В программе: Свешников, Варламов, Соловьев-Седой, Гурилев, Макаров, Блантер, Компанеец, Хренников, Копосов

  • 21 февраля 1951

    (повторение программы 18 февраля (вечер), рукописная книга)

    Хоровой концерт
    Хор русской песни

    В программе: Свешников, Варламов, Соловьев-Седой, Гурилев, Макаров, Блантер, Компанеец, Хренников, Копосов

  • 23 февраля 1951

    (рукописная книга)

    Хоровой концерт
    Хор русской песни

    В программе: Чайковский, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Глинка, Калинников, Варламов, Алябьев, Танеев, Блантер, Компанеец, Рубцов, Свешников, Копосов

  • 25 февраля 1951

    (повторение программы 23 февраля, рукописная книга)

    Хоровой концерт
    Хор русской песни

    В программе: Чайковский, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Глинка, Калинников, Варламов, Алябьев, Танеев, Блантер, Компанеец, Рубцов, Свешников, Копосов

  • 27 февраля 1951

    (рукописная книга)

    Хоровой концерт
    Хор русской песни

    В программе: Бах, Лотти, Лассо, Депре, Танеев, Алябьев, Варламов, Глинка, Свешников, Блантер, Компанеец, Копосов

  • 16 февраля 1952

    Концерт хоровой музыки
    Хор русской песни

    В программе: Шостакович, Макаров, Сорокин, Гурилев, Пономаренко, Дюбюк, Блантер, народные песни в обработке композиторов

  • 19 февраля 1952

    (повторение программы 16 февраля)

    Концерт хоровой музыки
    Хор русской песни

    В программе: Шостакович, Макаров, Сорокин, Гурилев, Пономаренко, Дюбюк, Блантер, народные песни в обработке композиторов

  • 22 февраля 1952

    Концерт хоровой музыки
    Хор русской песни

    В программе: Шостакович, Чайковский, Глазунов, Варламов, Лядов

  • 26 февраля 1952

    (рукописная книга)

    Концерт хоровой музыки
    Хор русской песни

    В программе: Перселл, Стефани, Депре, Лассо, Лотти, Сертон, Бах




Другие материалы

Лия Розина

Лия Розина

Актриса 1903–1980
Владимир Сердечков

Владимир Сердечков

Фортепиано 1900–1966

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»