Персоны
Владимир Сердечков
Биография
Сердечков Владимир Матвеевич – пианист, композитор.
В Петроградской консерватории Владимир Сердечков учился сразу на двух факультетах: по классу фортепиано (1912–1919) – у Марии Бариновой, по классу композиции – у Василия Калафати и Сергея Ляпунова (1914–1919). В жизни музыкант окажется удачлив в обеих профессиях. Его романсы и концертные обработки русских народных песен входили в репертуар певцов, среди которых были такие знаменитости, как Сергей Лемешев и Евгения Вербицкая. Его фортепианные пьесы – Концертный этюд и Полька – звучали в сборных филармонических концертах, а композиция «Легенды о любви» по пьесе Назыма Хикмета с музыкой Сердечкова пользовалась успехом у слушателей разных городов страны, по которым пианист гастролировал с чтицей Тамарой Давыдовой.
Пианистом Сердечков был виртуозным – читал с листа клавиры и партитуры любой сложности, с легкостью транспонировал романсы в любую удобную для вокалиста тональность прямо на концерте, импровизировал.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Эти качества пригодились музыканту, когда он, на смену с Шостаковичем, работал тапёром в кинотеатрах, сопровождая показ немых фильмов. Для исполнения Пятой симфонии Шостаковича 18 октября 1938 года в Большом зале Владимира Сердечкова приглашают в Оркестр филармонии, и до 1957 года он будет штатным пианистом Заслуженного коллектива. Шостакович показывал Мравинскому свои новые симфонии за роялем, исполняя их в четыре руки с Владимиром Сердечковым. И когда в сентябре 1945-го в Большом зале и в Союзе композиторов прошел предпремьерный показ Девятой симфонии Шостаковича, вместе с автором за роялем тоже был Владимир Сердечков: об этом подробно писала «Комсомольская правда» от 26 сентября 1945 года.
Помимо участия в оркестровых программах, Сердечков был пианистом-репетитором в многочисленных представлениях «Пера Гюнта», готовил концертные исполнения опер, выступал в камерных программах – с вокалистами, артистами балета, чтецами.
В 1941-м он эвакуировался с Филармонией в Новосибирск. Вместе с ним уехала и жена – артистка Филармонии певица Нина Коган-Сердечкова. В декабре 1943-го Филармония отправляет их в Свердловск, где проходит конкурс музыкантов-исполнителей. По возращении они дают в Новосибирске концерт уже в звании лауреатов: певица получает 3-ю премию, а для Владимира Сердечкова учреждают специальный приз «лучшего концертмейстера конкурса».
С сентября 1944-го Сердечков продолжает выступать в Филармонии, как аккомпаниатор, играет и в программах Малого зала (после 1949-го), а в Большом зале чаще всего появляется в исполнении музыкально-драматической композиции по Ибсену–Григу «Пер Гюнт» под управлением Евгения Мравинского, Александра Когана, а на последних концертах 1 и 2 февраля 1954 года – Арвида Янсонса.
После ухода из оркестра в 1957 году Владимир Матвеевич Сердечков работал в Ленинградском отделении издательства «Советский композитор». Музыкальную династию Сердечковых продолжила их дочь, арфистка Елена Владимировна Сердечкова, работавшая в оркестрах Филармонии (АСО в 1962–1991, ЗКР в 1991–1995). Благодаря ей и удалось узнать детали биографии родителей.
И. Р.
Концерты
-
23 января 1937
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Вокальный вечер
Лидия ВырланВ программе: Глинка, Рахманинов, Чайковский
-
25 января 1937
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Вокальный вечер
Лидия ВырланВ программе: Титов, Гурилев, Сердечков, Давиденко, Книппер, Дунаевский, Глиэр, Дебюсси, Григ, Пуччини, Леонкавалло, Бизе
-
26 октября 1939
(рукопись)
Вокальный вечер
Солистка Большого театра СССР
Валерия БарсоваВ программе: Глинка–Балакирев, Рахманинов, Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Булахов, Глазунов, Бенедикт, Доницетти, Кацюльсон, Понсе–Хейфец, Элис–Леви, Щербачев, Кюи, Дюран, Лекок, Ардити, Бизе, Россини
-
7 ноября 1939
(рукопись)
Закрытый сборный концерт
В программе: Дунаевский, Шуберт–Лист, Шопен, Рахманинов, Богословский, Прокофьев, Хренников, Аренский, Римский-Корсаков, Чайковский, Прицкер
-
15 ноября 1939
В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Концерт Квартета имени Ауэра
В программе: Григ, Бетховен
-
27 ноября 1939
В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Концерт лауреатов и солистов Филармонии
В программе: Шостакович, Браиловский, Хачатурян, Леви, Гольц, Ган, Крейн, Дзержинский–Каменский, Свиридов, Кацман, Юдин, Чишко, Хренников, Желобинский, Вейсберг, Надененко, Кушнарев, Гокиели, Кочетов, Прицкер, Палиашвили, Потсхверашвили, Аракишвили, Ревуцкий, Хачатурян, Дзержинский
-
6 декабря 1939
В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Квартет имени Комитаса
В программе: Мясковский, Закарян, Палиашвили, Потсхверашвили, Аракишвили, Асламазян
-
5 января 1940
(программка с рукописной правкой)
Вокальный вечер
Солистка Большого театра СССР
Елена СтепановаВ программе: Чайковский, Рахманинов, Брамс, Василенко, Лядов, Дворжак, Шуберт, Шопен, Лист, Скотт, Мошковский, Моцарт, Госсек
-
9 января 1940
(рукопись)
Сборный концерт
Глинка. Ария Антониды из оперы «Иван Сусанин». Россини. Тарантелла. Дель-Акуа. «Птичка». Василенко. Кантата «Октябрь» и русская песня. Римский-Корсаков. Ария Мизгиря из оперы «Снегурочка». Чайковский. Ариозо Ленского из оперы Евгений Онегин». Волошинов. Романс из оперы «Слава». Гайдн. Матросская песня
-
9 марта 1940
(программка с рукописными дополнениями)
Вокальный вечер
Кира СемизороваВ программе: Шуберт, Бах, Шуман, Моцарт, Вагнер–Лист, Лист, Бизе, Сен-Санс, Векерлен, Тома
-
29 марта 1940
В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Камерный концерт из произведений П. И. Чайковского
В программе: Чайковский
-
28 декабря 1940
(черновая рукопись)
Закрытый концерт
(повод закрытия не указан)В программе: Дворжак, Чайковский, Бетховен, Лист, Гуно, Р. Штраус, Брамс, Крейслер
-
10 января 1941
(черновая рукопись)
Сборный камерный концерт
В программе: Шопен, Лист, Левик, Сарасате, Бизе, Щербачев, Стоггарт–Фримль, Палиашвили, Направник, Гурилев
-
6 апреля 1941
(программка с составом оркестра)
Творческий самоотчет артистов Заслуженного коллектива Республики симфонического оркестра Филармонии
В программе: Бёме, Цабель, Бах, Шуман, Гендель, Глиэр, Вебер, Марчелло, Хренников, Римский-Корсаков, Палиашвили, Кулау, Щелоков, Гале, Вивальди, Прокофьев, Мендельсон
-
12 октября 1941
(рукопись Е. М. Зингера, г. Новосибирск)
Камерный концерт
Квартеты Бородина и Чайковского. Мелкие классические пьесы в обработке Рывкина и Могилевского. Щербачев. Куранта из сюиты
-
5 мая 1942
(программка)
Камерный концерт
Чайковский. Струнный квартет № 2. Ария Елецкого из оперы «Пиковая дама». Ариозо Онегина из оперы «Евгений Онегин». «Хотел бы в единое слово». «Ночи безумные». Дворжак. Струнный квартет № 5
-
10 мая 1942
(рукопись Зингера, программа)
Творческий самоотчет артистов оркестра
Концерт, посвященный первомайскому соревнованиюВ программе: Бах, Доницетти, Власов, Глазунов, Капорале, Фельцман, Бетховен, Пуньяни–Крейслер, Моцарт, Мусоргский, Мендельсон, Чайковский
-
1 февраля 1943
(рукопись Е. М. Зингера, г. Новосибирск, «Филиал Лен. Гос. Филармонии в сезоне 1942–43 гг.»)
Вечер солистов Ленинградской государственной филармонии
В программе: Лысенко, Бархударян, Палиашвили, Глазунов, Рахманинов, Скрябин, Пушкин, Сельвинский, Шварц, Богословский, Воловац, Табачников, Запольская, Жак
-
6 мая 1943
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаРедакция и режиссура – Владимир Гайдаров
-
10 мая 1943
(повторение программы 10 мая 1942 года, рукопись Е. М. Зингера, г. Новосибирск)
Творческий самоотчёт артистов оркестра
В программе: Бах, Доницетти, Власов, Глазунов, Капорале, Фельцман, Бетховен, Пуньяни–Крейслер, Моцарт, Мусоргский, Мендельсон, Чайковский