Персоны

Александр Коган

1884 – не ранее 1969
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Александр Коган

Биография

Коган Александр Михайлович – дирижер Малого театра оперы и балета (Михайловского).

Александр Коган родился в Петербурге в семье музыканта Семеновского полка, в 8 лет начал учиться игре на рояле, затем на валторне и скрипке. В 1899-м он поступает в консерваторский класс скрипки профессора Иоаннеса Налбандяна, а получив диплом и звание свободного художника (1908), играет в оркестре Русского музыкального общества (1908–1914) и в Шереметевской капелле (1914–1917).

Ко времени окончания консерватории у Когана уже был опыт работы в оркестре – он играл в труппе Венской оперетты, а лето проводил с оркестрами Старой Руссы, Сестрорецка, Гельсингфорса, Либавы. На летних сезонах Александр Коган начинает выступать и как дирижер. Уже в юности музыкант пробует себя и на учительском поприще, в 1903–1918 преподает в Народной консерватории, а в 1932–1941 работает в Государственной консерватории – ведет оркестровый класс (декан факультета), руководит студенческим оркестром.

Но главным местом службы Александра Когана становится Малый театр оперы и балета (Михайловский), где музыкант работает со дня его открытия в 1918 году. По существу, на его глазах разворачивается история становления труппы, у истоков которой стоял замечательный дирижер Самуил Самосуд. Сначала Коган играет в театральном оркестре, куда поступает в августе 1918-го по конкурсу на место заместителя концертмейстера, в 1927-м становится его внештатным, а с 1930 года – штатным дирижером. В репертуаре Когана-дирижера в основном оперетты, в том числе премьерные постановки и возобновления: «Корневильские колокола» Планкета (10 мая 1932-го), «Перикола» Оффенбаха (25 декабря 1933-го), «Желтая кофта» Легара (24 июня 1941-го). Под управлением Александра Когана 29 ноября 1940 года проходит и первая самостоятельная постановка важной для истории театра оперы – «Севильского цирюльника» Россини: именно «Цирюльника» давали 6 марта 1918 года на открытии МАЛЕГОТа, но тогда это был спектакль, полностью перенесенный со сцены Мариинского театра.

Занят Коган и в современном репертуаре. Кирилл Кондрашин, ставший в 1936 году ассистентом нового главного дирижера МАЛЕГОТа Бориса Хайкина, вспоминает: «Александру Михайловичу Когану было далеко за 60 [1]. Это был дирижер типа Похитонова, пожалуй – все, что угодно, и ничего своего. Четкая рука, такая размашистая, играть удобно, и в общем довольно-таки ловкое ориентирование: он мог продирижировать без репетиций любую современную оперу, ну, скажем, ‘’Именины’’ Желобинского. Встав за пульт и водя пальцем по партитуре в некоторых быстрых местах, чтобы не сбиться, все довольно ловко это отмахивал».

Все события трудовой жизни Когана подробно изложены им в автобиографии, которая подшита к личному делу артиста (архив ЦГАЛИ СПб), закрытому 16 апреля 1957 года. В автобиографии Александр Коган сообщает множество деталей, но, по какой-то причине, не упоминает Ленинградскую филармонию.

Между тем долгие годы он был связан с Филармоническим оркестром: в сезоне 1926–1927 играл в группе первых скрипок (это был короткий уход из МАЛЕГОТа), а с 1930-го дирижировал коллективом – сначала в Радиоцентре, а потом в Большом зале. В 1938, 1939, 1940 и 1948 годах Коган выезжал с Заслуженным коллективом на летние гастроли в Кисловодск: популярный классический репертуар, который доверяет ему Филармония, как нельзя лучше подходит для курортной публики. Классика преобладает и в выступлениях Александра Когана на сцене Большого зала. В его довоенных программах – симфонии Чайковского (№ 4 и № 5), Шуберта (№ 8), фрагменты из опер Вагнера, «Прелюды» Листа, «Испанское каприччио» и «Шехеразада» Римского-Корсакова, а среди солистов – Давид Ойстрах, Мирон Полякин, Елизавета Гилельс. В послевоенных программах дирижера есть концертное исполнение «Русалки» Даргомыжского, композиция по «Маскараду» Лермонтова–Глазунова, симфонические миниатюры.


А. М. Коган, 9 июня 1947 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича


А. В. Оссовский, Б. И. Окунев, А. М. Коган. 11 октября 1947 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но чаще всего под его управлением исполняется музыкально-драматическая композиция «Пер Гюнт» Ибсена–Грига: с ноября 1940-го до 11 и 12 мая 1950 года он продирижировал «Пер Гюнта» восемнадцать раз. Это были последние концерты Александра Когана в Большом зале.


Концерты

  • 22 января 1931

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Коган

    Бетховен. II часть симфонии № 7. IV часть симфонии № 5. I часть концерта для фортепиано с оркестром № 5. Глинка. «Арагонская хота». Увертюра к опере «Руслан и Людмила». «Ночь в Мадриде»

  • 10 февраля 1934

    (дата значится в концертной картотеке, программа и какие-либо иные документы не обнаружены)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Коган

    (программа не указана)

  • 14 декабря 1937

    (программка с аннотацией и составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Коган

    Чайковский. Симфоническая фантазия «Буря». Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин». Колыбельная Марии из оперы «Мазепа». Симфония № 5

  • 18 февраля 1938

    5-й концерт молодежного абонемента (программка с составом оркестра и вкладышем-анкетой)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Коган

    Лекция «О симфоническом оркестре». Чайковский. Сюита из балета «Щелкунчик». Римский-Корсаков. Песня Левко из оперы «Майская ночь». Песня Индийского гостя из оперы «Садко». «Испанское каприччио»

  • 19 февраля 1938

    Вечер скрипичных концертов
    Давид Ойстрах

    Бах. Концерт для скрипки № 2 ми мажор. Бетховен. Концерт для скрипки ре мажор. Брамс. Концерт для скрипки ре мажор

  • 6 апреля 1938

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Коган

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Лало. Испанская симфония для скрипки с оркестром. Виотти. Концерт для скрипки с оркестром № 22. Паганини. Концерт для скрипки с оркестром

  • 28 апреля 1938

    (программа с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Коган

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Вагнер. Фрагменты из оперы «Лоэнгрин». Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 20 октября 1938

    (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Коган

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 4

  • 18 декабря 1939

    Концерт абонемента для рабочей художественной самодеятельности

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Коган

    Римский-Корсаков «Шехеразада». Глинка. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин»

  • 2 мая 1940

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Коган

    Лист. «Прелюды». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Вступление к опере «Лоэнгрин». Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 27 ноября 1940

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Композиция текста и режиссура – Александр Глумов

  • 3 декабря 1940

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Композиция текста и режиссура – Александр Глумов

  • 10 декабря 1940

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Композиция текста и режиссура – Александр Глумов

  • 18 февраля 1945

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Коган

    Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Григ. Сюита № 1 из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Пуччини. Ария Баттерфляй из оперы «Мадам Баттерфляй». Гуно. Ария Маргариты из оперы «Фауст». Лист. Полонез

  • 15 апреля 1945

    (программка на 15 и 21 апреля)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Постановка и режиссура – Владимир Гайдаров

  • 21 апреля 1945

    (программка на 15 и 21 апреля)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Постановка и режиссура – Владимир Гайдаров

  • 29 мая 1945

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Постановка и режиссура – Владимир Гайдаров

  • 21 ноября 1945

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Постановка и режиссура – Владимир Гайдаров

  • 15 декабря 1945

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Постановка и режиссура – Владимир Гайдаров

  • 17 декабря 1945

    (машинопись и рукопись)

    Пушкинский вечер
    Закрытый симфонический концерт
    Дирижер – Александр Коган

    Лядов. Полонез № 1 (памяти А. Пушкина). Бородин. «Для берегов отчизны дальной». Глинка. Ария из оперы «Руслан и Людмила». Римский-Корсаков. «Три Чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Чайковский. Арии из опер «Мазепа» и «Пиковая дама». Римский-Корсаков. Свадебное шествие из оперы «Золотой Петушок»



Другие материалы

Ольга Книппер-Чехова

Ольга Книппер-Чехова

Актриса 1868–1959
Лидия Коренева

Лидия Коренева

Актриса 1885–1982

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»