Персоны

Александр Павлов-Арбенин

1871–1941
Худ. Татьяна Цырлина
Александр Павлов-Арбенин

Биография

Павлов-Арбенин Александр Васильевич– дирижер.

Начинал музыкальную деятельность Павлов-Арбенин как пианист-аккомпаниатор, пробовал себя и как драматический тенор на оперной сцене.

Его дирижерская карьера стартовала с курьезного случая: летом 1897 года он приехал в Стрельну, пригород Петербурга, послушать «Фауста» Шарля Гуно. Перед самым началом спектакля выяснилось, что дирижер заболел. Кто-то подсказал импресарио уговорить Павлова-Арбенина, как единственного музыканта, оказавшегося среди публики, выйти на сцену. Ни разу в жизни не державший в руках дирижерской палочки, он ловко справился с оперной партитурой и тут же получил предложение на серию летних спектаклей.

Практически сразу после этого Павлов-Арбенин становится востребованным оперным дирижером. Его репутацию подкрепляет и стажировка в Европе: в Берлине у Феликса Мотля, в Лейпциге у Артура Никиша, в Милане у Артуро Тосканини, в Париже у Эдуарда Колонна. Но, вернувшись в Россию, он работает в основном в провинции: руководит оперными спектаклями в Харькове и Самаре, в Иркутске и Казани, Баку и Тбилиси, в 1924-м ставит в Одессе оперу «За серп и молот», переделав на злобу дня сюжет «Ивана Сусанина» Глинки, а с 1934-го возглавляет Театр оперы и балета в Саратове. В разные годы дирижирует Павлов-Арбенин и в Петербурге: в 1905–1906 в Оперном театре Народного дома (в том числе «Князем Игорем» и «Русалкой» с Федором Шаляпиным), а в 1913–1918 служит в экспериментальном Театре музыкальной драмы, где уже в первый год ставит «Снегурочку» и «Парсифаля».

В Большом зале филармонии Александр Павлов-Арбенин часто выступал в первые сезоны: в 1921–1924 состоялось его тринадцать концертов с Филармоническим оркестром. Публика любила эмоционального дирижера. Не скупилась на эпитеты и критика – как восторженная, так и ругательная. Одни называли его «вознесшим лампаду искупления перед престолом подлинной красоты; лампаду искупления тяжких грехов современной халтуры», другие упрекали за «чудовищное самолюбование», «позерство» и даже «трафаретную убогость».

С Филармоническим оркестром Павлов-Арбенин выступает на летних сезонах в Саду отдыха (1928, 1929) и на гастролях в Кисловодске. Но в Большой зал его пригласят еще лишь на три концерта в ноябре–декабре 1930 года.

И. Р.


Концерты

  • 12 марта 1922

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин

    Калинников. Симфония № 1. Римский-Корсаков. Музыкальная картина «Садко». Фрагменты из опер «Майская ночь» и «Садко». Сюита «Испанское каприччио»

  • 10 мая 1922

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин
    Солистка – Эсфирь Чернецкая-Гешелин

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. «Прелюды»

  • 11 сентября 1922

    В пользу безработных Союза работников искусств

    Филармонический оркестр
    Дирижеры – Александр Павлов-Арбенин, Самуил Самосуд

    Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Римский-Корсаков. Пляска скоморохов из оперы «Снегурочка». Лист. Поэма «Прелюды». Венгерская рапсодия № 1

  • 15 января 1923

    Для Губпрофсовета

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин

    Шуман. Симфония № 4. Шуберт. «Лесной царь» для голоса с оркестром. Мендельсон. Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь»

  • 5 марта 1923

    Для культотдела Совета профсоюзов

    Филармонический оркестр
    Римский-Корсаков
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин

    Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Симфониетта. Музыкальная картина «Садко». Фрагменты из оперы «Золотой Петушок»

  • 26 марта 1923

    Для культотдела Совета профсоюзов

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин
    Солистка – Вера Епанешникова

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Шуберт. Симфония № 9

  • 4 апреля 1923

    (повторение программы 26 марта)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин
    Солистка – Вера Епанешникова

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Шуберт. Симфония № 9

  • 23 апреля 1923

    Для культотдела Совета профсоюзов

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин

    Чайковский. Симфония № 5. Andante funebre е doloroso из струнного квартета № 3. «Итальянское каприччио»

  • 16 мая 1923

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин

    Лист. Симфонические поэмы «Тассо. Скорбь и торжество» и «Прелюды». Вагнер. Увертюра «Фауст». Фрагмент из оперы «Тристан и Изольда». Увертюра к опере «Риенци»

  • 28 апреля 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин

    Калинников. Симфония № 1. Мусоргский. «Ночь на Лысой горе». «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». Римский-Корсаков. «Испанское каприччио»

  • 1 мая 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин

    Чайковский. Симфония № 4. Римский-Корсаков. Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой Петушок». Симфоническая сюита «Шехеразада»

  • 7 мая 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин
    Солист – Александр Шмуллер

    Бах. Сюита для оркестра № 3. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Респиги. Концерт для скрипки с оркестром «Григорианский». Дюка. «Ученик чародея»

  • 25 мая 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин

    Чайковский. Увертюра «Гамлет». Сен-Санс. Ария из оперы «Самсон и Далила». Лист. «Данте-симфония»

  • 3 ноября 1930

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин

    Интернационал. Дешевов. Сюита из балета «Большевики». Мосолов. «Завод. Музыка машин». Литольф. Увертюра «Максимилиан Робеспьер». Бетховен. Финал симфонии № 9. Онеггер. «Pacific 231»

  • 6 ноября 1930

    Закрытый концерт для Ленкоопинсоюза

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин

    Интернационал. Шопен. Траурный марш. Дешевов. Сюита из балета «Большевики». Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам». Мосолов. «Завод. Музыка машин». Онеггер. «Pacific 231». Литольф. Увертюра «Максимилиан Робеспьер»

  • 13 декабря 1930

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Павлов-Арбенин

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт». Берлиоз. Фантастическая симфония



«‎Вестник театра и искусства»‎

О концерте 12 марта 1922 в БЗФ 14 марта 1922

«Жизнь искусства»

О концерте 10 мая 1922 в БЗФ 16 мая 1922

Источник и автор не установлены, газетная вырезка к программке концерта

О концертах 8, 15 и 22 января 1923 в БЗФ Февраль 1923



Другие материалы

Георгий Горелов

Георгий Горелов

Актер 1891–?
Евгений Третьяков

Евгений Третьяков

Тенор 1888–1967

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»