Персоны
Александр Павлов-Арбенин
Биография
Павлов-Арбенин Александр Васильевич– дирижер.
Начинал музыкальную деятельность Павлов-Арбенин как пианист-аккомпаниатор, пробовал себя и как драматический тенор на оперной сцене.
Его дирижерская карьера стартовала с курьезного случая: летом 1897 года он приехал в Стрельну, пригород Петербурга, послушать «Фауста» Шарля Гуно. Перед самым началом спектакля выяснилось, что дирижер заболел. Кто-то подсказал импресарио уговорить Павлова-Арбенина, как единственного музыканта, оказавшегося среди публики, выйти на сцену. Ни разу в жизни не державший в руках дирижерской палочки, он ловко справился с оперной партитурой и тут же получил предложение на серию летних спектаклей.
Практически сразу после этого Павлов-Арбенин становится востребованным оперным дирижером. Его репутацию подкрепляет и стажировка в Европе: в Берлине у Феликса Мотля, в Лейпциге у Артура Никиша, в Милане у Артуро Тосканини, в Париже у Эдуарда Колонна. Но, вернувшись в Россию, он работает в основном в провинции: руководит оперными спектаклями в Харькове и Самаре, в Иркутске и Казани, Баку и Тбилиси, в 1924-м ставит в Одессе оперу «За серп и молот», переделав на злобу дня сюжет «Ивана Сусанина» Глинки, а с 1934-го возглавляет Театр оперы и балета в Саратове. В разные годы дирижирует Павлов-Арбенин и в Петербурге: в 1905–1906 в Оперном театре Народного дома (в том числе «Князем Игорем» и «Русалкой» с Федором Шаляпиным), а в 1913–1918 служит в экспериментальном Театре музыкальной драмы, где уже в первый год ставит «Снегурочку» и «Парсифаля».
В Большом зале филармонии Александр Павлов-Арбенин часто выступал в первые сезоны: в 1921–1924 состоялось его тринадцать концертов с Филармоническим оркестром. Публика любила эмоционального дирижера. Не скупилась на эпитеты и критика – как восторженная, так и ругательная. Одни называли его «вознесшим лампаду искупления перед престолом подлинной красоты; лампаду искупления тяжких грехов современной халтуры», другие упрекали за «чудовищное самолюбование», «позерство» и даже «трафаретную убогость».
С Филармоническим оркестром Павлов-Арбенин выступает на летних сезонах в Саду отдыха (1928, 1929) и на гастролях в Кисловодске. Но в Большой зал его пригласят еще лишь на три концерта в ноябре–декабре 1930 года.
И. Р.
Концерты
-
12 марта 1922
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-АрбенинКалинников. Симфония № 1. Римский-Корсаков. Музыкальная картина «Садко». Фрагменты из опер «Майская ночь» и «Садко». Сюита «Испанское каприччио»
-
10 мая 1922
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-Арбенин
Солистка – Эсфирь Чернецкая-ГешелинБерлиоз. Фантастическая симфония. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. «Прелюды»
-
11 сентября 1922
В пользу безработных Союза работников искусств
Филармонический оркестр
Дирижеры – Александр Павлов-Арбенин, Самуил СамосудВагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Римский-Корсаков. Пляска скоморохов из оперы «Снегурочка». Лист. Поэма «Прелюды». Венгерская рапсодия № 1
-
15 января 1923
Для Губпрофсовета
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-АрбенинШуман. Симфония № 4. Шуберт. «Лесной царь» для голоса с оркестром. Мендельсон. Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь»
-
5 марта 1923
Для культотдела Совета профсоюзов
Филармонический оркестр
Римский-Корсаков
Дирижер – Александр Павлов-АрбенинРимский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Симфониетта. Музыкальная картина «Садко». Фрагменты из оперы «Золотой Петушок»
-
26 марта 1923
Для культотдела Совета профсоюзов
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-Арбенин
Солистка – Вера ЕпанешниковаВебер. Увертюра к опере «Оберон». Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Шуберт. Симфония № 9
-
4 апреля 1923
(повторение программы 26 марта)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-Арбенин
Солистка – Вера ЕпанешниковаВебер. Увертюра к опере «Оберон». Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Шуберт. Симфония № 9
-
23 апреля 1923
Для культотдела Совета профсоюзов
Филармонический оркестр
Чайковский
Дирижер – Александр Павлов-АрбенинЧайковский. Симфония № 5. Andante funebre е doloroso из струнного квартета № 3. «Итальянское каприччио»
-
16 мая 1923
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-АрбенинЛист. Симфонические поэмы «Тассо. Скорбь и торжество» и «Прелюды». Вагнер. Увертюра «Фауст». Фрагмент из оперы «Тристан и Изольда». Увертюра к опере «Риенци»
-
28 апреля 1924
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-АрбенинКалинников. Симфония № 1. Мусоргский. «Ночь на Лысой горе». «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». Римский-Корсаков. «Испанское каприччио»
-
1 мая 1924
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-АрбенинЧайковский. Симфония № 4. Римский-Корсаков. Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой Петушок». Симфоническая сюита «Шехеразада»
-
7 мая 1924
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-Арбенин
Солист – Александр ШмуллерБах. Сюита для оркестра № 3. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Респиги. Концерт для скрипки с оркестром «Григорианский». Дюка. «Ученик чародея»
-
25 мая 1924
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-АрбенинЧайковский. Увертюра «Гамлет». Сен-Санс. Ария из оперы «Самсон и Далила». Лист. «Данте-симфония»
-
3 ноября 1930
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-АрбенинИнтернационал. Дешевов. Сюита из балета «Большевики». Мосолов. «Завод. Музыка машин». Литольф. Увертюра «Максимилиан Робеспьер». Бетховен. Финал симфонии № 9. Онеггер. «Pacific 231»
-
6 ноября 1930
Закрытый концерт для Ленкоопинсоюза
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-АрбенинИнтернационал. Шопен. Траурный марш. Дешевов. Сюита из балета «Большевики». Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам». Мосолов. «Завод. Музыка машин». Онеггер. «Pacific 231». Литольф. Увертюра «Максимилиан Робеспьер»
-
13 декабря 1930
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Павлов-АрбенинВагнер. Увертюра «Фауст». Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт». Берлиоз. Фантастическая симфония