Персоны
Всеволод Вишневский

Биография
Вишневский Всеволод Витальевич – писатель, драматург.
Военная тема вошла в жизнь Вишневского рано: во время Первой мировой войны четырнадцатилетним подростком, бросив гимназию, он сбегает из дома и устраивается юнгой на корабль. К моменту, когда однокашники Вишневского получали гимназические аттестаты, он был награжден Георгиевским крестом и несколькими медалями. С фронтов Первой мировой Вишневский сразу попадает в водоворот Гражданской войны, служит пулеметчиком на кораблях Волжской военной флотилии, участвует в сражениях Конармии Буденного, а в промежутках между ними, в свободное время, пишет дневники – впоследствии он найдет в этих записях сюжеты для своих книг.
Всеволод Вишневский в 1917 году.
Публиковаться писатель начинает в военных газетах и журналах, с военной революционной темой был связан и его дебют как драматурга. В Новороссийске Вишневский представляет восьмичасовую постановку под открытым небом «Суд над кронштадтскими мятежниками». Кронштадтский мятеж станет темой первого киносценария Вишневского – о фильме «Мы из Кронштадта», снятом режиссером Ефимом Дзиганом, восторженно отзывался Сергей Эйзенштейн.
Любопытно, что Вишневский, которого привыкли считать «правильным» советским писателем, в молодости придерживался, скорее, левых взглядов на искусство: критиковал постановки опер XIX века, как устаревшие и ненужные публике Страны Советов, считал себя продолжателем линии, заданной Маяковским, сотрудничал с Мейерхольдом и Таировым. Именно актриса труппы Таирова в Малом театре предложила драматургу название его самой известной пьесы – «Оптимистическая трагедия». Спектакль принес Вишневскому настоящую славу. Его ставили по всей стране, к нему обращались знаменитые режиссеры Георгий Товстоногов и Марк Захаров.
С юности привыкший сражаться за свои взгляды с оружием в руках, Вишневский и в литературных баталиях не выбирал средств. Он был яростным противником Булгакова, зло критиковал Зощенко. Известны и другие факты: Всеволод Вишневский помогал деньгами ссыльному Мандельштаму.
Творчество самого Вишневского было безупречно выдержано в идеологическом отношении. Его последняя пьеса «Незабываемый 1919-й», одобренная лично Сталиным, принесла ему Сталинскую премию, но особого успеха не имела. Гораздо больший отклик у публики получил другой спектакль с текстом Вишневского – военная оперетта «Раскинулось море широко», поставленная в блокадном Ленинграде.
Во время Великой Отечественной войны Вишневский служит в политуправлении Балтийского флота. Именно ему второй блокадной осенью поручат собрать команду для сочинения оперетты на злободневный сюжет. Сжатые сроки и немыслимые условия подготовки премьеры оперетты позднее вспоминали все участники этой истории: композиторы Виктор Витлин,
Николай Минх и Лев Круц, соавторы Вишневского – писатель Александр Крон и поэт Всеволод Азаров, артисты труппы ленинградского Театра музыкальной комедии, силами которых спектакль «Раскинулось море широко» 7 ноября 1942 года был поставлен на сцене Пушкинского (Александринского) театра. Копию пьесы получил и давний знакомый Вишневского режиссер Александр Таиров и тоже решил поставить ее со своей труппой в эвакуации в Барнауле. Музыку к Таировскому спектаклю писал молодой
Георгий Свиридов. Но во многих городах оперетта «Раскинулось море широко» шла именно в «ленинградском» варианте.
Спектакль Ленинградского театра музыкальной комедии "Раскинулось море широко", 1942 год, Ленинград.
Отдельные номера из оперетты нередко звучали во время войны и в Большом зале филармонии – артисты Театра музыкальной комедии были постоянными участниками филармонических программ блокадных лет. Сам Всеволод Вишневский дважды появлялся на этой сцене уже после прорыва кольца. В мае 1943-го он принял участие в большом сборном концерте, посвященном 240-летию со дня основания Ленинграда. В ноябре того же года писатель читал свой рассказ на литературном вечере в Большом зале.
О. Р.
Концерты
-
30 мая 1943
(афиша, рукописная книга)
Литературно-музыкальный концерт, посвященный 240-летию Ленинграда
(1703–1943)В программе: Пушкин, Глинка, Римский-Корсаков, Гоголь, Чайковский, Блок, Шостакович, Маяковский, Гусев, Берггольц, Глух, Носов