Персоны
Юрий Герман
Биография
Герман Юрий Павлович – писатель, сценарист. Отец режиссера Алексея Германа-старшего, дед режиссера и продюсера Алексея Германа-младшего.
Источник изображения: 24smi.org
В 1927-м году семнадцатилетний Юрий Герман посылает в издательство «Молодая гвардия» свой первый роман «Рафаэль из парикмахерской». Но ответа из Москвы нет. Оказалось, рукопись украли вместе с чемоданом московского рецензента. Пока милиция ищет чемодан, Герман успевает переехать из Льгова в Ленинград, поступить в Техникум сценических искусств, бросить его, опубликовать несколько рассказов в фабричной газете «Голос бумажника»… Здесь же, на фабрике, он встретит немецких инженеров, которые, не найдя применения на родине, приехали «за правом на труд» в Советский Союз. Их история ляжет в основу романа «Вступление». В 1931-м оба романа – «Вступление» и найденный «Рафаэль из парикмахерской» – одновременно выйдут в свет.
Но вместе с первой славой Германа ждет и первый удар. В газетах «Вступление» объявлено «вылазкой классового врага». Страшнее формулировки тогда, пожалуй, не было. Почти год спустя, сидя в парикмахерской, он возьмет в руки газету «Правда» и не поверит своим глазам: в статье, напечатанной в главной газете страны, Максим Горький хвалит роман «Вступление» и его автора! Так начиналась литературная карьера будущего классика советской прозы. Пьесу по роману сразу же заказывает Мейерхольд, издательства ждут новых сочинений автора, обласканного Горьким, Герман много работает, пишет киносценарии и романы. Он всегда тщательно изучает то, о чем будет сочинять: ездит с оперативниками «на дела», штудирует медицинскую литературу – героями часто становятся сотрудники угрозыска и врачи. А еще – чекисты. В конце 1930-х, в то самое время, когда одного за другим забирают друзей, знакомых, просто соседей, Герман работает над циклом рассказов о Феликсе Дзержинском. Тогда же, в 1930-е, Борис Пастернак печатает стихи о Сталине, Михаил Булгаков – пьесу «Батум» о молодом вожде, Михаил Зощенко – рассказы о Ленине. Для многих это жест безысходности, не этим они хотят войти в историю литературы. Герману проще и сложнее одновременно. Он не притворяется, не лицемерит. Он всматривается в жизнь Дзержинского, и ему интересно, он, кажется, верит. Евгений Шварц скажет о Германе: «Он талантлив. С ним не скучно. Но, увы, мне с ним неловко».
Источник изображения: 24smi.org
Тем не менее известно, что Герман прячет у себя близкого друга – критика Льва Левина, исключенного в 1948-м на волне «борьбы с космополитами» из Союза писателей, тогда же начинает демонстративно дружить с Шостаковичем: его музыка, которую до этого Герман называл «царапаньем гвоздем по мозгам», после разгромных постановлений конца 1940-х годов вдруг становится важной частью жизни писателя. Сам Юрий Герман в 1948-м получает огромную квартиру, дачу и машину, его хвалят критики, его книги, издающиеся многомиллионными тиражами во всех крупных советских издательствах, моментально исчезают с прилавков. В 1950–1960-е годы выходит его исторический роман «Россия молодая», повесть «Подполковник медицинской службы», роман-трилогия «Дело, которому ты служишь» (1957), «Дорогой мой человек» (1961), «Я отвечаю за всё» (1964). Авторы предисловий к романам пишут, что писатель «адекватно изображает советскую реальность». Но читатели ценят его прозу не за это, а за человеческую интонацию, которая не изменяет Герману никогда. Вскоре после смерти Юрия Германа Даниил Гранин напишет:
«Только с годами мы оценим истинный писательский масштаб Германа. Многим он представлялся то бытописателем, то романтиком. Или талантливейшим беллетристом. Между тем он был проповедником. И всё его творчество было притчей о человеке…»
Тогда, в 1967-м, Гранин, конечно, не мог предугадать, что время будет работать не на славу книг Германа, а против нее, и «оценить читательский масштаб Германа», пробиться к человеческой истории сквозь оболочку идеологии читателю будет всё сложнее. Гораздо позже Алексей Герман скажет: «Если бы обстоятельства сложились иначе, отец стал бы замечательным писателем». По сюжетам романов отца Алексей Герман снимет фильмы «Мой друг Иван Лапшин» и «Проверка на дорогах», который надолго «ляжет на полку».
Источник изображения: lavkapisateley.spb.ru
В Ленинградской филармонии Юрий Павлович Герман выступил в трех литературных вечерах: в 1947 и 1951 годах – в Большом зале, 15 ноября 1961-го – в Малом зале имени Глинки. Что читал автор, ни в программках, ни в рукописной филармонической книге не указано.
О. Р.
Концерты
-
22 января 1947
(рукописная книга)
Вечер ленинградских писателей
(программа не указана)
-
30 декабря 1951
(рукописная книга)
Вечер ленинградских писателей
Читают авторы(больше никакой информации)