Персоны
Анатолий Никитин

Биография
Никитин Анатолий Павлович – виолончелист, педагог, с 1953 года – артист, в 1964–2001 – солист Заслуженного коллектива, концертмейстер группы виолончелей.
Первым инструментом в жизни юного Анатолия Никитина было фортепиано (свободное владение инструментом впоследствии поможет ему без труда читать новые партитуры). Специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории он окончил в 1949 году по двум специальностям – у Григория Бузе как пианист и у Георгия Михалева как виолончелист. К этим же профессорам поступил в Ленинградскую консерваторию, сразу на два факультета. Но уже к концу I курса выбор был сделан: окончил консерваторию Анатолий Никитин по классу виолончели, на четвертом курсе стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште, тогда же, в 1953-м, был принят по конкурсу в Заслуженный коллектив Республики академический симфонический оркестр филармонии. Работу в оркестре совмещал с учебой в аспирантуре Московской консерватории у великого Мстислава Ростроповича, который, по словам Никитина, оказал решающее воздействие на его музыкантское формирование.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Большом зале восьмиклассник Анатолий Никитин впервые играет на отчетном концерте школы в 1947 году, участвует он и в школьном концерте 1948 года, а в 1954-м выступает на вечере студентов консерватории. Сольное исполнительство будет всегда идти в биографии виолончелиста рядом с оркестровым музицированием.
Позицию первой виолончели Заслуженного коллектива Анатолий Никитин занимает в 1964 году, сменив на этом месте многолетнего концертмейстера группы Бориса Шафрана. С этого времени он исполнял в программах оркестровые соло, играл с оркестром концерты старинных мастеров, представил премьеру посвященного ему Концерта для виолончели с оркестром ленинградского композитора Геннадия Белова. В Заслуженном коллективе Никитин работал при двух главных дирижерах – Мравинском и Темирканове. Оба эти великие, но столь разные музыканты знали цену концертмейстеру группы виолончелей. Евгений Мравинский называл его выдающимся концертмейстером, а Юрий Темирканов – символом оркестра. Высоко ценили мастерство виолончелиста и западные именитые дирижеры, под управлением которых Никитину довелось играть в ЗКР, – Зубин Мета, Игорь Маркевич, Иегуди Менухин, Георг Шолти: в 1995 году, собирая всемирный оркестр для выступления на торжествах в Нью-Йорке по случаю 50-летия Организации Объединенных Наций, сэр Георг Шолти выбрал из Заслуженного коллектива троих музыкантов, среди которых был и Анатолий Никитин.
Первый пульт виолончелей оркестра ЗКР Беньямин Морозов и Анатолий Никитин. Концерт оркестра в цехе Кировского завода, год неизвестен.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
19 и 20 марта 1992 года в Большом зале прошел концерт-бенефис Анатолия Павловича Никитина: с Заслуженным коллективом он солировал в «Дон Кихоте» Рихарда Штрауса и играл со своими учениками концерты для двух виолончелей Генделя, Тартини и Вивальди. Сольное отделение Никитина состоялось и в симфонической программе 20 марта 1996 года. В этом же году в издательстве «Глагол» вышла посвященная ему книга «Анатолий Никитин, музыкант и педагог». В ней есть и страницы, посвященные памятным концертам в Малом зале имени Глинки.
На камерной филармонической сцене Анатолий Никитин играл много: в составе квартета и различных ансамблей ЗКР, с Ленинградским камерным оркестром и с Ансамблем старинной музыки Андрея Волконского, давал сольные концерты, исполняя сонаты Тартини, Боккерини, Бетховена, Дебюсси, Рахманинова, Хиндемита, Пуленка, Шостаковича – ее играл с Фелицией Фондаминской и 1 октября 1975 года на вечере памяти композитора, с которым был знаком. Никитин и Шостакович встретились в Москве во время записи на пластинку вокального цикла «Семь стихотворений А. Блока» для голоса (Надежда Юренева), скрипки ( Борис Гутников), виолончели и фортепиано (Мария Карандашова). После записи Шостакович прислал Никитину письмо с фотографией и выражением благодарности за прекрасное исполнение сложной партии.
Группа виолончелей оркестра ЗКР.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Всего в Малом зале имени Глинки с участием Анатолия Никитина прошли более 50-ти программ. А дебютировал он здесь 8 марта 1958 года с ансамблем виолончелистов Мстислава Ростроповича. 4 марта 1975 года в Малом зале первый концерт дает Ансамбль виолончелистов Анатолия Никитина, в котором играют его ученики.
Преподавать 30-летний Анатолий Павлович Никитин начинает в 1961 году – в консерватории и в 10-летке. Наследуя петербургские и московские традиции, он создает собственную школу, которая в течение более полувека определяет облик виолончельного исполнительства в Ленинграде–Петербурге. Его ученики составляют костяк группы в Заслуженном коллективе и в Академическом симфоническом оркестре, оркестрах Мариинского и Михайловского театров, они завоевывают премии на всесоюзных и международных конкурсах, играют в престижных западных оркестрах, выступают как солисты. Никитин – блестящий музыкант, владеющий секретами инструмента, тонко слышащий музыку разных эпох и стилей. Всему этому он учит своих учеников, для которых становится настоящим наставником и опекуном. Методы его работы жестки, он не спускает ни малейшей лености, требуя максимальной отдачи и преданности делу. В класс отбирает лучших, но кроме природных данных для учебы у Никитина нужна колоссальная трудоспособность. Некоторые ломаются. Но если уж воспитанники выдерживают требования профессора, они принимаются в сплоченную семью и получают всемерную поддержку Мастера.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Ансамбле виолончелистов Никитин собирает лучших своих студентов и выпускников. Играет в ансамбле и сам. Вскоре после дебюта 1975 года этот коллектив становится постоянным участником концертной жизни города, успешно гастролирует по стране и за рубежом. Ленинградские композиторы специально для ансамбля сочиняют пьесы, делают переложения джазовых композиций и песен группы «Битлз» – в составлении репертуара руководитель лишен снобизма, ему по нраву самая разная, но только хорошая музыка. В первые годы с Ансамблем выступает пианистка Ирина Никитина, дочь виолончелиста, потом ее сменяет Инга Дзекцер.
Именно с Ансамблем виолончелистов Никитин 28 апреля 2005 года последний раз выходит на сцену Малого зала, а потом передает бразды руководства Дмитрию Ерёмину, сохраняя функцию наставника. В апреле 2006 года, к 75-летию Учителя, ансамбль играет уже без его участия. 27 апреля 2016 года его ученики вновь собрались в Малом зале для того, чтобы сыграть в честь 85-летия Анатолия Павловича Никитина.
К этому времени музыкант уже 15 лет как оставил работу в Заслуженном коллективе, но творческую и педагогическую активность сохранял до последних дней жизни.
И. Р.
Концерты
-
27 апреля 1947 (днем)
(рукописная книга с пометкой: «Аренда помещений»)
Концерт музыкальной Школы-десятилетки
В программе: Майкапар, Шостакович, Гайдн, Чайковский, Лядов, Прокофьев, Шопен–Глазунов, Дранишникова, Кюи, Хачатурян, Римский-Корсаков, Шопен, Паганини–Вильгельми, Скрябин, Глазунов, Сен-Санс, Корелли
-
9 мая 1948
Отчётный концерт Музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской Государственной консерватории
В программе: Шуберт, Мендельсон, Гречанинов, Котляревский, Чайковский, Лемуан, Гайдн, Рахманинов, Бетховен, Бизе
-
18 апреля 1954
(рукописная книга)
Концерт студентов консерватории
(программа не указана)
-
23 марта 1955
Органный вечер
Вера и Надежда Бакеевы
В программе: Моцарт, Перселл, Вивальди–Бах, Форе, Равель, Стюарт, Франк, Видерман, Дворжак, Бах, чешские и словацкие народные песни
-
3 февраля 1960
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингБах. Пять фуг из сборника "Исукусство фуги". Бриттен. Серенада для тенора, валторны и струнного оркестра. Стравинский. "Dumbarton Oaks".
-
12 июня 1964
Симфонический концерт
Дирижер – Зубин Мета (Индия)Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Кихот». Барток. Танцевальная сюита. Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
-
13 июня 1964
8-й концерт 8-го абонемента (для трудящихся фабрик и заводов Ленинграда)
Симфонический концерт
Дирижер – Зубин Мета (Индия)Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Кихот». Брамс. Симфония № 1
-
16 октября 1964
2-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийПерселл. «Дидона и Эней», сюита из оперы. Воан-Уильямс. Фантазия для струнного оркестра из оперы «Влюбленный сэр Джон». Грейнджер. Ирландский народный танец. Танец пастушков. Бриттен. Симфония для виолончели и оркестра. Уолтон. «Фасады», фрагменты из сюит.
-
17 октября 1964
(повтор программы 16 октября)
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийПерселл. «Дидона и Эней», сюита из оперы. Воан-Уильямс. Фантазия для струнного оркестра из оперы «Влюбленный сэр Джон». Грейнджер. Ирландский народный танец. Танец пастушков. Бриттен. Симфония для виолончели и оркестра. Уолтон. «Фасады», фрагменты из сюит.
-
29 октября 1965
2-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийСтравинский. Музыка балетов «Агон» и «Поцелуй феи»
-
30 октября 1965
(повтор программы 29 октября)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийСтравинский. Музыка балетов «Агон» и «Поцелуй феи»
-
14 января 1966
2-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Пьетро Ардженто (Италия)Корелли. Concerto grosso, соч. 6 № 9. Шуберт. Симфония № 1. Гудл. Два фрагмента из сюиты «Спиричуэлс» для струнного хора и оркестра. Лядов. «Кикимора». Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»
-
15 января 1966
(повтор программы 14 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Пьетро Ардженто (Италия)Корелли. Concerto grosso, соч. 6 № 9. Шуберт. Симфония № 1. Гудл. Два фрагмента из сюиты «Спиричуэлс» для струнного хора и оркестра. Лядов. «Кикимора». Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»
-
4 марта 1966
4-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановОнеггер. Симфония № 2. Стравинский. Концерт для скрипки с оркестром. Дебюсси. Три ноктюрна. Равель. Болеро
-
5 марта 1966
6-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановОнеггер. Симфония № 2. Франк. Симфоническая поэма «Психея». Дебюсси. Три ноктюрна. Равель. Болеро
-
9 мая 1966
Творческий вечер Оркестра виолончелистов
В программе: Куперен, Тартини, Моцарт, Гендель, Салманов, Голубев, Глазунов, Вила-Лобос, Казальс
-
10 июня 1966
7-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинЧайковский. Симфония № 4. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Итальянское каприччио
-
11 июня 1966
(повтор программы 10 июня)
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинЧайковский. Симфония № 4. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Итальянское каприччио
-
16 июня 1966
Симфонический концерт
Дирижер – Игорь БлажковГендель. Сюита «Музыка фейерверка». Гайдн. Симфония № 46. Хиндемит. Концерт для виолончели с оркестром. Барток. Сюита из балета «Чудесный мандарин»
-
31 декабря 1966
Вечер симфонических миниатюр
Дирижер – Арвид ЯнсонсВ программе: Обер, Оффенбах, Глюк, Шуберт, Ярнефельт, Сибелиус, Брамс, И. Штраус (сын)