Персоны

Анатолий Ведерников

1920–1993
Анатолий Ведерников в Ленинградской филармонии в день своего первого концерта 17 апреля 1952 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Анатолий Ведерников

Биография

Ведерников Анатолий Иванович – пианист.

Анатолий Ведерников остался фигурой во многом недооцененной. О его таланте с большим уважением отзывался Святослав Рихтер, с которым Ведерников нередко выступал дуэтом, ему доверял исполнение своих сочинений Сергей Прокофьев, он был первым в советском пространстве исполнителем многих опусов зарубежных композиторов ХХ века, много гастролировал по городам страны. Но мирового имени Ведерников не сделал. Отчасти в этом была виновата биография музыканта.

Анатолий Ведерников родился в Харбине. В 1920 году в столице отчужденной территории Китайско-Восточной железной дороги еще работали русские школы, институты, библиотеки и театры. Отец пианиста-вундеркинда был сотрудником КВЖД. Выступать Анатолий начинает рано, с десяти лет гастролирует по Китаю и Японии. А в 1936 году впервые приезжает в СССР – отца, как и многих железнодорожных служащих, отозвали на родину. Квартиру в Москве предоставили не сразу, первое время Ведерниковы жили в вагоне на запасных путях. Консерваторский сокурсник Анатолия Виктор Мержанов вспоминал, как заходил в этот вагон слушать редкие пластинки с европейскими музыкальными новинками, собирателем которых уже тогда был Ведерников. В 1937-м семья получит жилплощадь, а к концу года семнадцатилетний пианист останется совершенно один: отца арестуют и расстреляют, как «китайского шпиона», мать отправят на долгие годы в лагеря, арестованы и расстреляны брат отца и его жена. Сына «врагов народа» не тронут, но путь на конкурсы и зарубежные гастроли будет закрыт.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В консерваторском классе Ведерников учится у Генриха Нейгауза, в «любимчиках» профессора не числится. Слишком разный темперамент был у артистичного Нейгауза, во всем направленного вовне, на публику – будь то концерт или урок, и у его ученика. Именно это, пожалуй, становится второй, помимо неблагонадежного политического анамнеза, причиной избранности аудитории Ведерникова. Сохранившиеся записи пианиста поражают тонким владением стилем и звуком, а также владением… собой. Близкий друг музыканта, искусствовед Андрей Золотов в статье памяти пианиста, определяя высокое место Ведерникова в иерархии музыкантов ХХ века, писал:

«Ведерников был самозабвенный артист. Когда он выходил на сцену, все переставало существовать для него, кроме музыки. Но при этом он очень четко чувствовал зал, с которым будто демонстративно не хотел вступать в контакт. Зал, с которым у него была своя ‘’пикировка’’, может быть, неосознанная. Своя игра. То есть отсутствие игры. Он будто исключал зал из своего взаимодействия с музыкой. И здесь возникали сложности».

Вероятно, именно эта особенность музыканта, служащего не слушателю, а автору, оставила среди поклонников Ведерникова лишь редких ценителей, не сделав его кумиром широкой публики.

В Большом зале пианист выступал нечасто и только в 1950-е годы. С оркестрами Филармонии он исполнил концерты Германа Галынина и болгарского композитора Веселина Стоянова, дважды играл Третий концерт Бетховена с Арвидом Янсонсом за пультом ЗКР, в программах дирижеров Бориса Хайкина и Александра Гаука солировал в Первом концерте Прокофьева.

Анатолий Ведерников в концерте 17 апреля 1952 года. Оркестр ЗКР, дирижер Николай Аносов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В монографическом вечере Прокофьева состоялось и последнее выступление пианиста в Большом зале: в ноябре 1959 года вместе с Симфоническим оркестром филармонии (АСО) под управлением Геннадия Рождественского Анатолий Ведерников исполнил Четвертый фортепианный концерт. Этот леворучный концерт, созданный композитором для пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего на Первой мировой войне правую руку, ни разу не был исполнен при жизни Прокофьева. На мировой премьере в Берлине его играл Зигфрид Рапп. А в СССР первым исполнителем концерта стал именно Анатолий Ведерников. И хотя в программке никаких указаний на этот счет нет, судя по всему, именно в Большом зале в ноябре 1959 года концерт прозвучал в Советском Союзе впервые, в Москве Ведерников сыграет его только в 1960-м.

Музыкальные справочники представляют пианиста, прежде всего, как «музыканта-просветителя», исполнителя фортепианных «редкостей» – как советских, так и зарубежных. В дискографии Ведерникова есть ‘’Ludus Tonalis’’ и «Четыре темперамента» Хиндемита, этюды Лигети, пьесы Шенберга, но есть также множество записей клавирной музыки Баха (в том числе двойной концерт до мажор BWV 1061, записанный с Рихтером), сонаты и концерты Моцарта, сонаты Бетховена и Брамса, сочинения Шумана, Шопена и Листа, много Скрябина, Равеля, Дебюсси.

Двенадцать прелюдий Дебюсси и «Картинки с выставки» Мусоргского Анатолий Ведерников играет на своем первом клавирабенде в Малом зале имени Глинки 28 октября 1953 года. До 1969-го здесь состоятся 11 сольных концертов пианиста, а также сонатный вечер с Наталией Гутман и выступление с Ленинградским камерным оркестром в монографической программе, посвященной Паулю Хиндемиту. После длительного перерыва в 16 лет Ведерников вновь играет в Малом зале: в 1985-м и 1988-м – сольные вечера, в январе 1990-го – фортепианные дуэты с Тамарой Курасовой, в ноябре 1990 года – последний клавирабенд.

Мусоргского в программах Ведерникова больше не будет, к Дебюсси он вернется еще не раз. Из редко исполняемой музыки прозвучат Пять пьес, соч. 35 Кшенека, Соната № 3 Шимановского, Сюита, соч. 14 Бартока, премьера сонаты для двух фортепиано современного немецкого композитора Ульриха Лейендекера. Важным композитором для Ведерникова остается Прокофьев: в разные годы пианист исполняет его пьесы и сонаты - № 3, № 5, № 7. И всё же чаще других в афишах музыканта появляется имя Хиндемита. Его он включает в свои ансамблевые концерты, в сольные выступления. Только цикл «Игра тональностей» (‘’Ludus Tonalis’’) Ведерников играет трижды, соединяя его то с Итальянским концертом Баха и сонатой до минор Моцарта (1960), то с сонатой ре мажор Шуберта (1961), то с «Благородными и сентиментальными вальсами» Равеля и сонатой № 7 Прокофьева.

Эта соната Прокофьева войдет и в программу вечера, которым Анатолий Ведерников прощается с ленинградской филармонической публикой: 22 ноября 1990 года также прозвучат две сонаты Гайдна, «Вечерние гармонии» Листа и Сюита Бартока.

Источник изображения: belcanto.ru

Долгие годы Анатолий Иванович Ведерников преподавал в Институте имени Гнесиных, а позднее и в Московской консерватории. Его ученики нередко приезжали в дом пианиста на Клязьме. Бывали здесь Святослав Рихтер и Нина Дорлиак, Наталия Гутман, Олег Коган, художник Роберт Фальк – музыкальный и художественный цвет Москвы. Свидетельства об этих встречах собраны в книге «Анатолий Ведерников: Статьи. Воспоминания», которая вышла в 2002 году в московском издательстве «Композитор».

О. Р.


Концерты

  • 17 апреля 1952

    6-й концерт 5-го абонемента

    Музыка стран народной демократии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Карлович. Симфонический триптих «Вековые песни». Сметана. «Влтава» («Молдава») из цикла «Моя Родина». Стоянов. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Эркель. Увертюра к опере «Ласло Хуньяди»

  • 11 мая 1952

    7-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Глиэр. Увертюра к опере «Шах-Сэнем». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Мясковский. Симфония № 27

  • 15 июня 1953

    6-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Щербачев. Сюита из музыки к кинофильму «Гроза». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Рахманинов. Поэма «Колокола»

  • 28 марта 1955

    5-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт

    Бетховен. Симфония № 5. Веселин Стоянов. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Панчо Владигеров. Сюита № 1 из балета «Легенда об озере».

  • 17 октября 1955

    1-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Глазунов Симфония № 5. Галынин. Концерт для фортепиано с оркестром. Балакирев. Восточная фантазия «Исламей» в инструментовке А. Казеллы

  • 31 января 1958

    4-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Сибелиус. Симфония № 1. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 1 февраля 1958

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Сибелиус. Симфония № 1. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Чайковский. «Итальянское каприччио»

  • 17 ноября 1959

    1-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Прокофьев. «Русская увертюра». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 3




Другие материалы

Геннадий Рождественский

Геннадий Рождественский

Дирижер 1931–2018
Евгений Велихов

Евгений Велихов

Актер 1907–1977

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»