Персоны

Леонид Ройзман

1915–1989
Источник изображения: jewish.ru
Леонид Ройзман

Биография

Ройзман Леонид Исаакович – органист.

В Московской консерватории Леонид Ройзман сначала учился у Александра Гольденвейзера на фортепианном факультете, окончил его в 1938 году, но как пианист выступал мало. Вся его дальнейшая жизнь будет связана с другим инструментом – органом.

Диплом органиста Ройзман получает в классе Александра Гедике весной 1941-го, уже в годы войны начинает преподавать в консерватории. Об истории инструмента и об органной музыке он пишет статьи и книги. В 1950–1960 годы возглавляет Комиссию по органостроению, а позднее занимает пост заместителя председателя Совета по органостроению при Министерстве культуры СССР (был и такой!). При содействии Ройзмана в стране установлены более 40 концертных органов.

Но главное, Леонид Ройзман концертирует – в Москве и по всей стране, гастролирует за рубежом. В его репертуаре есть и композиторы-романтики – Франк, Сен-Санс, и музыка ХХ века – Хиндемит, Шостакович, но основу программ, разумеется, составляют опусы старинных мастеров, особенно Баха. Свидетельством международного признания музыканта стало приглашение Леонида Ройзмана в редколлегию Neue Bach-Ausgabe – «Нового издания Баха» – полного собрания сочинений композитора, предпринятого в Германии в 1954–2011 годах. Как редактор-составитель, Ройзман выпускал не только сборники органной музыки, в его редакции в СССР вышли почти все клавирные сочинения Баха, Генделя, сонаты и концерты Гайдна и Моцарта.

Память о музыканте сохраняется в разных городах страны: в Ярославле много лет проводится Органный фестиваль его имени, в Казани в 2014 году было издано литературное наследие Леонида Ройзмана в трех томах. В 2015-м в Московской консерватории научной конференцией и серией концертов отмечали столетие со дня рождения Ройзмана…

В Ленинградской филармонии Леонид Исаакович играл очень мало. Слишком сильна здесь была своя органная школа во главе с Исайей Браудо, и у этой школы с Ройзманом оказались серьезные стилистические разногласия, типичные, впрочем, для отношений Москвы и Петербурга в разных сферах музыкальной деятельности. В пору исполнительского расцвета Леонид Ройзман не дал в Большом зале ни одного сольного концерта. В 1950-е годы он лишь дважды выступил на этой сцене – в концерте Зары Долухановой (1953) и в итальянской программе Русского хора Свешникова (1954). Спустя 30 лет 7 июня 1984 года Леонид Ройзман приехал в Большой зал на единственный сольный вечер, в программе которого были Свелинк и Бах.

О. Р.


Концерты

  • 15 мая 1953

    Вокальный вечер
    Зара Долуханова

    В программе: Бах, Гендель, Глюк, Моцарт, Россини, Григ

  • 23 марта 1954

    Вечер итальянкой хоровой музыки

    (программа не указана)




Другие материалы

Бернхард Сённерстедт

Бернхард Сённерстедт

Бас-баритон 1911–1973
Алла Ремнева

Алла Ремнева

Фортепиано ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»