Персоны
Жермена Гейне-Вагнер
Биография
Гейне-Вагнер Жермена / Žermēna Heine-Vāgnere – латышская певица, сопрано.
Жермену Гейне-Вагнер по праву называли одной из лучших советских сопрано. И уж несомненно, она была самой известной латышской певицей своего времени, примадонной Рижской оперы. В эту труппу певица поступила сразу же после окончания Рижской консерватории в 1950 году, исполняла титульные партии в итальянских, русских, латышских, немецких операх. Безупречный, ровный во всех регистрах голос, природная красота и стать, чувство стиля, редкая культура позволяли Гейне-Вагнер находить нужный тон для создания образов Татьяны Лариной и Аиды, Тоски и Турандот, Сантуццы и Виолетты, Манон Леско и Наташи Ростовой, Саломеи и вагнеровских героинь – Ортруды, Венеры, Брунгильды. За 25 лет она исполнила 39 партий и ушла со сцены в 52 года, продолжая еще восемь лет выступать в концертах.
Жермена Гейне-Вагнер в концерте 8 февраля 1956 года. Партия органа – Нина Оксентян.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Жермена Гейне-Вагнер с самого начала своей карьеры концертную эстраду предпочитала оперной. Одной из первых партий в ее репертуаре была Ганна в оратории Гайдна «Времена года». Ее певица исполнила в сопровождении органа и на своем первом выступлении в Ленинградской филармонии 7 февраля 1956 года. В Большом зале Гейне-Вагнер дала четыре сольных концерта, еще более двадцати сольных вечеров состоялись на сцене Малого зала имени Глинки. Аккомпанировала певице Вилма Цируле, и лишь два последних вечера прошли в ансамбле с пианистом Германом Брауном – в 1976-м и 8 апреля 1978 года.
В Большой зал Жермена Гейне-Вагнер дважды приезжала на гастроли с Симфоническим оркестром Латвийского радио и телевидения (1964, 1977), пела с оркестрами Ленинградской филармонии под управлением Эдгара Тонса, с которым ее связывало особенно тесное сотрудничество, Геннадия Рождественского и Александра Мелик-Пашаева, Давида Ойстраха, Неэме Ярви и Юрия Ефимова. Певица исполняла арии из опер Верди и Вагнера, цикл Шостаковича «Из еврейской поэзии», солировала в «Осуждении Фауста» Берлиоза, но чаще всего Жермену Гейне-Вагнер приглашали на Немецкий реквием Брамса. Он звучал с участием певицы и в феврале 1983 года. Вероятно, это было не только ее последнее выступление в Большом зале, но и один из последних публичных выходов артистки на сцену.
И. Р.
Концерты
-
7 февраля 1956
Органный вечер
Нина ОксентянБах. Прелюдия и фуга для органа ми минор. Три хоральные прелюдии. Пастораль. Токката и фуга для органа ре минор. Тартини. Соната для скрипки и органа. Вивальди–Бах. Концерт. Гайдн. Ария Ганны из оратории «Времена года». Шуберт. «Ave Maria». «Ты мой покой»
-
12 декабря 1958
3-й концерт 1-го абонемента
Берлиоз. «Осуждение Фауста»
Берлиоз. «Осуждение Фауста», драматическая легенда для солистов, хора и оркестра
-
13 декабря 1958
8-й концерт 11-го абонемента сезона 1957–1958 гг. (повтор исполнения 12 декабря)
Берлиоз. «Осуждение Фауста»
Берлиоз. «Осуждение Фауста», драматическая легенда для солистов, хора и оркестра
-
15 февраля 1959
Вокальный вечер
Жермена Гейне-ВагнерВ программе: Витол, Медыньш, Рахманинов, Бизе, Верди
-
22 марта 1960
Вокальный вечер
Жермена Гейне-ВагнерВ программе: Аракишвили, Медыньш, Чайковский, Глиэр, Вагнер, Верди, Бизе, Мейербер, Пуччини
-
24 марта 1960
6-й концерт 9-го абонемента
Брамс. Немецкий реквием
Дирижер – Геннадий РождественскийБрамс. Немецкий реквием
-
25 марта 1960
(повтор программы 24 марта)
Брамс. Немецкий реквием
Дирижер – Геннадий РождественскийБрамс. Немецкий реквием
-
3 апреля 1960
6-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдгар ТонсБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
4 апреля 1960
(повтор программы 3 апреля)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдгар ТонсБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
19 марта 1961
Вокальный вечер
Жермена Гейне-ВагнерВ программе: Паизиелло, Мартини, Моцарт, Бетховен, Лист, Дебюсси, Масканьи, Пуччини, Верди, Григ
-
30 ноября 1961
8-й концерт 4-го абонемента сезона 1960-61 гг.
Симфонический концерт
Дирижер – Эдгар ТонсБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
1 декабря 1961
7-й концерт 3-го абонемента сезона 1960-61 гг. (повторение программы 30 ноября)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдгар ТонсБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
26 февраля 1962
4-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Александр Мелик-ПашаевШуберт. Симфония до мажор. Вебер. Увертюра к опере «Эврианта». «Приглашение к танцу». Вагнер. Сон Эльзы из оперы «Лоэнгрин». Ария Елизаветы из оперы «Тангейзер». Увертюра к опере «Риенци»
-
28 февраля 1962
(повторение программы 26 февраля)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр Мелик-ПашаевШуберт. Симфония до мажор. Вебер. Увертюра к опере «Эврианта». «Приглашение к танцу». Вагнер. Сон Эльзы из оперы «Лоэнгрин». Ария Елизаветы из оперы «Тангейзер». Увертюра к опере «Риенци»
-
19 апреля 1962
Вокальный вечер
Жермена Гейне-ВагнерВ программе: Метнер, Прокофьев, Рахманинов, Бах–Гуно, Понкьелли, Верди
-
9 декабря 1964
2-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдгар ТонсЯ. Иванов. Симфония № 4 (Атлантида) (1-е исп. в Ленинграде). Шостакович. «Из еврейской народной поэзии», вокальный цикл. Дебюсси. «Иберия», симфоническая сюита
-
21 декабря 1969
7-й концерт 5-го абонемента сезона 1968-69 гг.
Симфонический концерт
Дирижер – Давид ОйстрахМоцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Брамс. Немецкий реквием
-
23 декабря 1969
(повтор программы 21 декабря)
Симфонический концерт
Дирижер – Давид ОйстрахМоцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Брамс. Немецкий реквием
-
17 сентября 1977
Симфонический концерт
Дирижер – Василий СинайскийИванов. Симфоническая поэма «Лачплесис». Верди. Ария Леоноры из оперы «Трубадур». «Песня об иве» из IV акта оперы «Отелло». Ария Леоноры из оперы «Сила судьбы». Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»
-
11 января 1978
7-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эмил Чакыров (Болгария)Брамс. Немецкий реквием