Персоны

Хор мальчиков Московского хорового училища им. А. В. Свешникова

1944 – наст. время
Хор мальчиков Московского хорового училища в Ленинградской филармонии 27 мая 1956 года. Дирижер Александр Свешников. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Хор мальчиков Московского хорового училища им. А. В. Свешникова

Биография

Хор мальчиков Московского хорового училища им. А. В. Свешникова

Датой создания московского Хора мальчиков считается 1944 год. Именно тогда, в последний год войны, и было основано Московское хоровое училище, которое ныне носит имя Александра Свешникова. Но невозможно не вспомнить о том, что детский хор возник не с чистого листа, а в его первом составе были в основном ленинградские мальчишки.

История обоих столичных хоровых училищ – Московского и Петербургского – уходит в далекое XVIII столетие, когда в Петербурге при Придворном хоре (нынешней Капелле, бывшем хоре государевых дьяков, основанном и вовсе в середине XV века!) были открыты классы «малолетних певчих». Название Хора мальчиков  менялось, но до самой Великой Отечественной войны он неизменно был связан с петербургской-петроградской-ленинградской Капеллой. Впрочем, был и перерыв на один сезон. В 1936 году воспитанников переведут в школу-десятилетку при Ленинградской консерватории, но тогдашний руководитель Капеллы Александр Свешников сразу начнет добиваться открытия новой хоровой школы. Этот первый набор 1937 года, успев несколько раз появиться на сцене Большого зала Ленинградской филармонии, и, конечно, неоднократно на сцене Капеллы, через несколько лет отправится в эвакуацию в Кировскую область, еще не предполагая, что в стены ленинградского училища уже не вернется.

Для москвича Свешникова назначение в Ленинград едва ли было долгожданным и желанным. Сюда его переводят в разгар работы над созданием собственного коллектива – будущего Государственного русского хора, который сегодня также носит имя дирижера. Уже в военные годы Свешников начинает добиваться возвращения из эвакуации не в Ленинград, а именно в столицу. С собой он возьмет и ленинградских воспитанников, которые в 1944-м войдут в ряды студентов только что основанного Свешниковым Московского хорового училища. Так начнется история нового Хора мальчиков, история, в которой будет множество известных имен, громких премьер, престижных концертных залов.

Хор мальчиков Московского хорового училища в концерте 7 июня 1950 года. Большой зал Филармонии, дирижер Александр Свешников.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Ученики-хористы с первых лет приобретали блестящее общее музыкальное образование, имели уникальную возможность слышать лучших музыкантов страны – с закрытыми концертами перед воспитанниками выступали Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах и Леонид Коган. Получали они и бесценный опыт сценического общения с крупнейшими музыкантами: с момента основания Хор мальчиков участвовал в симфонических концертах известных дирижеров, записывался на радио и пластинки, пел в концертах Ивана Козловского и Ивана Петрова, Зары Долухановой, Ирины Архиповой и Елены Образцовой… Именно хор мальчиков Московского хорового училища представлял премьеры сочинений 1950-х годов – «Песнь о лесах» Дмитрия Шостаковича и «На страже мира» Сергея Прокофьева.

Неудивительно, что среди выпускников училища окажутся не только выдающиеся хормейстеры – Александр Юрлов, Владимир Минин (оба, кстати, из ленинградского довоенного набора), Виктор Попов, но и симфонические дирижеры, оперные певцы, а также композиторы – Родион Щедрин, Александр Флярковский, Эдуард Артемьев. Все они когда-то дебютировали на сцене в составе Хора мальчиков.

Хор мальчиков Московского хорового училища в концерте 27 мая 1956 года. Большой зал Филармонии, дирижер Александр Свешников.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Ленинградской филармонии хор начинает появляться уже в 1950-е годы: дает сольные концерты в Большом зале (1950, 1956), выступает вместе со «взрослым» коллективом Свешникова – Государственным русским хором (1952, в Большом и Малом зале). На сохранившихся архивных фотографиях – крошечные хористы в пионерских галстуках и «коротких штанишках». В программах – хоровая музыка: от строгих Палестрины и Баха до оптимистичных советских песен. Рецензенты отмечают профессионализм и слаженность хора, блестящую технику и вокальные данные солистов, выражают «душевное признание Свешникову за концерты». Но следующие выступления коллектива в Филармонии пройдут только в 1970-е годы, да и вообще Хор мальчиков Московского хорового училища окажется в Большом зале нечастым гостем. Еще несколько концертов a cappella Хор даст под управлением нового руководителя – Виктора Попова, а в 1980-е годы появится в программах с камерными и симфоническими оркестрами. Так, с Оркестром старинной и современной музыки и дирижером, выпускником Московского хорового училища Эдуардом Серовым Хор мальчиков участвовал в исполнении Страстей по Иоанну Баха (1980) и в Коронационной мессе Моцарта (1981). С Московским камерным оркестром и Павлом Коганом представил в Большом зале Реквием Чимарозы. А в 1988 году хористы училища вместе с Заслуженным коллективом исполнили премьеру сочинения Гии Канчели «Светлая печаль», дирижировал Джансуг Кахидзе.

В репертуаре Хора по-прежнему центральное место занимает музыка a cappella – зарубежная и русская, духовная и светская. Но также в разные годы московский Хор мальчиков принимал участие в исполнении Реквиема Верди и Военного реквиема Бриттена, симфоний Бетховена (№ 9) и Малера, ораторий Листа («Христос») и Онеггера («Жанна д´Арк на костре»), сочинений Стравинского и Пендерецкого, Свиридова и Щедрина. С гастролями хористы выезжают за рубеж, концертируют и по стране, но в Петербургской филармонии с конца 1980-х пока не появляются.

О. Р.


Концерты

  • 6 июня 1950

    (рукописная книга)

    Хоровой концерт
    Хор мальчиков Московского Хорового училища

    В программе: Козицкий, Свешников, Даргомыжский, Танеев, Калинников, Чайковский, Моцарт

  • 7 июня 1950

    (рукописная книга)

    Хоровой концерт
    Хор мальчиков Московского Хорового училища

    В программе: Козицкий, Свешников, Даргомыжский, Танеев, Калинников, Чайковский, Моцарт

  • 22 февраля 1952

    Концерт хоровой музыки
    Хор русской песни

    В программе: Шостакович, Чайковский, Глазунов, Варламов, Лядов

  • 25 мая 1956

    (рукописная книга)

    Вечер хоровой музыки
    Хор мальчиков Московского Хорового училища

    В программе: Свешников, Флярковский, Раухвергер, Кастальский, Брамс, Чайковский, Маренцо, Палестрина, Моцарт, Бах, Гайдн, Дунаевский

  • 27 мая 1956

    (рукописная книга, повторение программы 25 мая)

    Вечер хоровой музыки
    Хор мальчиков Московского Хорового училища

    В программе: Свешников, Флярковский, Раухвергер, Кастальский, Брамс, Чайковский, Маренцо, Палестрина, Моцарт, Бах, Гайдн, Дунаевский

  • 29 марта 1972

    Вечер хоровой музыки
    Хор мальчиков Московского хорового училища

    В программе: Шостакович, Флярковский, Щедрин, Бойко, Озолиньш, Артемов, Танеев, Чайковский, Палестрина, Перголези, Моцарт, народные песни

  • 2 января 1977

    Вечер хоровой музыки
    Хор мальчиков Московского хорового училища

    (программа не указана)

  • 17 октября 1980

    Бах. Страсти по Иоанну
    Дирижер – Эдуард Серов

    Бах. Страсти по Иоанну

  • 18 октября 1980

    (повтор исполнения 17 октября)

    Бах. Страсти по Иоанну
    Дирижер – Эдуард Серов

    Бах. Страсти по Иоанну

  • 19 октября 1980

    Хоровой концерт
    Хор мальчиков Московского государственного хорового училища

    В программе: Агафонников, Щедрин, Бойко, Аристакесян, Тактакишвили, Щедрин, Свиридов, Ведель, Даргомыжский, Чайковский, Калинников, Рахманинов, Бортнянский

  • 13 марта 1983

    Музыка XVIII века: известная и незнакомая
    Дирижер – Павел Коган

    Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 5. Чимароза. Реквием для солистов, хора и оркестра

  • 14 марта 1983

    (повтор программы 13 марта)

    Музыка XVIII века: известная и незнакомая
    Дирижер – Павел Коган

    Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 5. Чимароза. Реквием для солистов, хора и оркестра




Другие материалы

Хо Дя Бок

Хо Дя Бок

Дирижер 1931–1977
Курт-Кристиан Штир

Курт-Кристиан Штир

Скрипка 1926–2016

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»