Персоны

Оркестр Гевандхауза

основан в 1743 году
Первое выступление Оркестра Гевандхауза в Ленинградской филармонии, 8 декабря 1956 года. Дирижер Франц Конвичный. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Оркестр Гевандхауза

Биография

Оркестр Гевандхауза / Gewandhausorchester Leipzig – один из старейших оркестров Германии. В 2018 году коллектив отметил 275-летие со дня основания, а за его пультом стояли крупнейшие немецкие музыканты.

Оркестр Гевандхауза ведет историю с 40-х годов XVIII столетия, когда городское общество Лейпцига ‘’Grosses Concert’’ начало представлять музыкальные программы сначала в частных домах, а затем в таверне «Три лебедя». Концерты посещали члены постоянного клуба, которые платили ежегодные взносы на зарплату оркестрантов – их было всего восемнадцать и примерно половина из них – любители. За несколько десятилетий оркестр разросся, а популярность концертов привела к тому, что публика уже не вмещалась в скромном помещении таверны. Тогда-то в 1781 году и было найдено новое место – пустующий этаж здания суконного цеха – именно так с немецкого переводится слово «Гевандхауз», которое с того момента стало настолько прочно ассоциироваться никак не с тканями, а с высочайшим уровнем музыкального исполнительства, что и второй (1885), и третий (1981) лейпцигские концертные залы, выстроенные взамен предыдущих, также получили название «Гевандхауз».

Едва ли можно найти крупную фигуру в австро-немецкой музыке прошлых эпох, которая не была бы связана со знаменитым оркестром. В 1789 году в зале Гевандхауза выступал Моцарт. В 1825/1826 годах именно здесь силами оркестра единственный раз при жизни Бетховена был исполнен цикл всех его симфоний. Одновременно с симфоническими концертами оркестр был обязан играть и в театральных постановках Лейпцигского театра, а также исполнять духовную музыку в знаменитой церкви Св. Фомы, кантором которой долгие годы был Иоганн Себастьян Бах.

Сочинения Баха, в том числе ни разу не звучавшие после смерти композитора, часто включает в программы оркестра Гевандхауза Феликс Мендельсон. Он пробудет на посту главного дирижера лейпцигского оркестра с 1835-го по 1843 год, исполнив за это время премьеры симфоний Шумана, Шуберта и, разумеется, собственных опусов. Со своими монографическими программами за пультом Гевандхауза появлялись Иоганнес Брамс и Рихард Штраус, Эдвард Григ и Петр Ильич Чайковский, который продирижировал здесь авторским концертом в декабре 1887 года.

Чайковский нередко звучал и во времена, когда главным дирижером оркестра был Артур Никиш (в 1895–1922), большой знаток и любитель русской музыки. Именно Никиш выводит оркестр Гевандхауза на лидирующие позиции в Германии, создает ему репутацию «идеально налаженного инструмента», способного справиться с интерпретацией любой музыки. В 1907 году Сергей Рахманинов напишет после концерта в Гевандхаузе:

«Это было в полном смысле гениально. Дальше этого идти нельзя…»

Оркестру везло на дирижеров. В 1922 году Никиша сменяет Вильгельм Фуртвенглер, а в 1928-м главным дирижером становится Бруно Вальтер. С ним в 1931 году оркестр Гевандхауза едет в первое европейское турне. Совсем скоро, после прихода к власти нацистов, Вальтер покидает Лейпциг, а затем и Германию. До 1945 года оркестром руководит другой выдающийся дирижер – Герман Абендрот, однако ход истории не способствует ни международным гастролям, ни исполнению премьер… Перед зданием сносят памятник «неарийцу» Феликсу Мендельсону. А в 1943-м в результате бомбардировок разрушено и здание Гевандхауза. В руинах оно пролежит до 1968 года, пока не будет полностью разобрано. Оркестр дает концерты в кинотеатре Capitol, затем длительное время до 1981 года – в здании Конгресс-холла.

Оркестр Гевандхауза и Франц Конвичный в концерте 8 декабря 1956 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

И Артур Никиш, и Бруно Вальтер, и Герман Абендрот в разные годы бывали в Большом зале Петербургской/Ленинградской филармонии: Никиш – в ту эпоху, когда он именовался Залом Дворянского собрания, Вальтер и Абендрот – уже в филармонические времена. В 1953 и 1955 годах на этой сцене за пультом ленинградских оркестров выступал и Франц Конвичный – главный дирижер оркестра Гевандхауза в послевоенные годы. В декабре 1956-го он впервые привозит сюда свой коллектив. Лейпцигский оркестр дает в Большом зале четыре концерта. В первой программе, наряду с Пятой симфонией Бетховена, звучит и Шестая симфония Чайковского. В остальных концертах – только австро-немецкая музыка, в которой читается долгая история оркестра – Бах и Гендель, Моцарт, Брукнер и Рихард Штраус, последняя программа полностью посвящена Вагнеру. Знаком преемственности станут и вариации для оркестра Регера, сочиненные на тему Фердинанда фон Гиллера – композитора и дирижера, близкого друга Мендельсона и руководителя Гевандхауз-оркестра в сезоне 1843/1844.

Франц Конвичный и Оркестр. Концерт 8 декабря 1956 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Филармонический сезон 1956/1957 останется в памяти небывалым количеством именитых гастролеров. Кроме оркестра Гевандхауза в Большом зале играют Бостонский симфонический оркестр и Лондонский филармонический оркестр. Оркестр из Лейпцига, то есть «немножко свой», оказавшийся в ходе послевоенного раздела Германии в советской зоне влияния, станет единственным коллективом, который приедет в Ленинград еще несколько раз.

Курт Мазур.

В сентябре 1969 года в рамках очередных «Дней культуры ГДР в РСФСР» оркестром Гевандхауза в Ленинграде дважды дирижирует Курт Мазур. Назначение главным дирижером оркестра он получит на следующий год, в 1970-м, и остается на посту на протяжении 26 лет. Именно в этот период оркестр возвращает себе место в ряду лучших симфонических коллективов Германии, под управлением Мазура делает множество записей, в том числе и полные циклы симфоний Бетховена, Брамса, много Мендельсона, инструментальные концерты с ведущими советскими солистами. Мазур впервые представляет оркестр и за океаном – в США и Южной Америке. В годы его руководства и во многом при его участии оркестр спустя почти 40 лет после войны получает новое здание – «Третий Гевандхауз» открывается в 1981 году.

Оркестр Гевандхауза, дирижер Курт Мазур. Предположительно, 10 или 11 октября1977 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В ленинградский Большой зал оркестр приезжает и в 1970-е годы: дает один концерт в декабре 1972-го и две программы в октябре 1977 года. В июне 1971-го здесь выступает и Оркестр имени Баха, в составе которого солисты лейпцигского Гевандхауз-оркестра. Бах-оркестр основал в 1963 году многолетний концертмейстер симфонического коллектива и примариус Гевандхауз-квартета Герхард Боссе. В нем, как и в духовом Гевандхауз-квинтете, играют первые голоса большого оркестра. Оба камерных ансамбля выступают в Малом зале имени Глинки: струнный – в 1963 и 1972, духовой – в 1977 и 1984 годах.

Герхард Боссе.

Последние гастроли Гевандхауз-оркестра и Курта Мазура пройдут осенью 1989 года в рамках празднования сорокалетия со дня образования ГДР. 15 и 16 октября лейпцигские музыканты играют в Большом зале филармонии две программы с немецкой музыкой. В Восточном Берлине, Лейпциге и в других городах в эти дни уже идут многотысячные митинги за воссоединение Германии. Мазур успеет вернуться вовремя – его роль в переговорах о мирном исходе конфликта современники ценили очень высоко.

В 1996 году Курт Мазур переезжает в США, но навсегда остается «почетным дирижером» Гевандхауза.

В истории Гевандхауз-оркестра почти до конца ХХ века был лишь один случай, когда пост главного дирижера доверили уроженцу другой страны: в 1964–1968 коллектив возглавлял чех Вацлав Нойман. Преемником Курта Мазура станет швед Герберт Блумстедт (1998–2005), его сменит итальянец Риккардо Шайи (2005–2016), а начиная с сезона 2017/2018 года, главным капельмейстером объявят латыша Андриса Нельсона, этот пост он совмещает с руководством Бостонским симфоническим оркестром. Ни с кем из них лейпцигский оркестр Гевандхауза в Петербургскую филармонии не приезжал.

О. Р.


Концерты

  • 8 декабря 1956

    Симфонический концерт
    Оркестр «Гевандхауз» (Лейпциг)
    Дирижер – Франц Конвичный

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Бетховен. Симфония № 5

  • 9 декабря 1956

    1-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Оркестр «Гевандхауз» (Лейпциг)
    Дирижер – Франц Конвичный

    Гендель. Concerto grosso № 12. Бах. Бранденбургский концерт № 2. Брукнер. Симфония № 7

  • 9 декабря 1956

    8-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Оркестр «Гевандхауз» (Лейпциг)
    Дирижер – Франц Конвичный

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Моцарт. Симфония № 39. Регер. Вариации и фуга на тему Гиллера

  • 10 декабря 1956

    Симфонический концерт
    Оркестр «Гевандхауз» (Лейпциг)
    Дирижер – Франц Конвичный

    Вагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». Вступление и антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин». Увертюра к опере «Тангейзер». Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Вступление и «Смерть Изольды» из муз. драмы «Тристан и Изольда». Траурный марш из муз. драмы «Гибель богов». «Полет Валькирий» из муз. драмы «Валькирия»

  • 25 сентября 1969

    1-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Бах. Сюита № 2. Курц. Концерт для фортепиано с оркестром. Бетховен. Симфония № 7

  • 26 сентября 1969

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Шуберт. Симфония № 7

  • 17 декабря 1972

    3-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур

    Мендельсон. Сюита из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»

  • 10 октября 1977

    2-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Бетховен. Симфония № 5

  • 11 октября 1977

    1-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Шуман. Симфония № 4. Чилензек. Концерт для органа с оркестром. Мусоргский. «Картинки с выставки» (оркестровка С. Горчакова)




Другие материалы

Николай Петров

Николай Петров

Артист балета ?
Лондонский филармонический оркестр

Лондонский филармонический оркестр

Симфонический оркестр Основан в 1932 году

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»