Персоны

Курт Мазур

1927–2015
Курт Мазур в Ленинградской филармонии в день концерта 25 ноября 1958 года (первое выступление в Филармонии). © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Курт Мазур

Биография

Мазур Курт / Kurt Masur – дирижер.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С 1990-х годов жизнь Курта Мазура была связана с Америкой и Францией. Но в музыкальной истории он, конечно, остался представителем германской дирижерской школы, патриархом немецкой культуры, которую легко переносил на иноземную почву.

Сын инженера-электрика, Курт Мазур и сам окончил электротехнический техникум и начал эпизодически работать в мастерской отца – так родители видели его дальнейшую судьбу. Однако еще с пяти лет мальчик подбирал по слуху пьесы, которые разучивала с педагогом его сестра, а вскоре понял – рояль, и шире – музыка, может стать его самым верным, единственный другом.

В 16 лет Мазур, выросший в маленьком силезском городке, где даже не было концертного зала, едет в Бреслау (ныне Вроцлав), где впервые слышит «вживую» симфонический оркестр. С этого момента он мечтает стать дирижером, хотя никто из знакомых не верит в исполнение такой мечты: в юности Курт был крайне застенчивым человеком, и близкие с трудом представляли, как он может даже думать о работе, связанной с большим коллективом. Да и время для мечтаний совсем неподходящее: в 1944-м семнадцатилетнего Мазура призывают на фронт. До окончания войны оставался год, из 150 бойцов отряда, где служил Мазур, выжили 27 человек.


Симфонический оркестр филармонии под управлением Курта Мазура, концерт 25 ноября 1958 года. Солист – Юрица Мураи (фортепиано, Югославия).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1945 году Мазур уже учился в Высшей школе музыки в Лейпциге. Курса музыкант не окончит и будет всю жизнь называть себя дилетантом, разумеется, в шутку: дилетантов не приглашают работать с оркестрами Галле, с Дрезденской филармонией, руководить Берлинской комической оперой.

С конца 1950-х Мазур начинает выезжать на гастроли, в 1958-м впервые выступает и в Большом зале Ленинградской филармонии. До середины 1960-х он приезжает сюда несколько раз, дирижируя в основном Симфоническим оркестром (АСО). В 1969 году дирижер впервые выступает здесь со знаменитым оркестром Гевандхауза, который возглавит на следующий год, в 1970-м.

Бетховен. «Эгмонт», музыка к трагедии И.-В. Гёте. Концерт 17 апреля 1963 года. Оркестр ЗКР, дирижер – Курт Мазур, солисты – Конкордия Словцова (сопрано), Александр Эстрин (чтец).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Во главе легендарного оркестра, история которого уходит в середину XVIII столетия, Мазур остается на протяжении 26 лет, за которые даст более двух тысяч концертов.

С самого начала Курт Мазур не ограничивается ролью дирижера лейпцигского оркестра. При его настойчивом участии начинается строительство нового концертного зала – Гевандхауза-3, вместо разрушенного во время войны старого здания, а перед залом появляется памятник Мендельсону – вместо снесенного во времена Третьего рейха памятника композитору. Мазур добивается и сохранения дома Мендельсона в Лейпциге, в котором позднее откроется мемориальный музей.

Именно Курт Мазур вернет лейпцигскому оркестру, которым когда-то руководили Феликс Мендельсон, Артур Никиш, Бруно Вальтер, былую славу одного из лучших коллективов Германии и мира. Под его управлением оркестр Гевандхауза делает невероятное количество записей – полные циклы симфоний Бетховена, Брамса, Мендельсона. Репутация Гевандхауза, исторически связанного почти со всеми без исключения композиторами австро-немецкой школы, безусловно определяла выбор репертуара. Но Мазур раздвигал его границы. Он включал в программы и советскую музыку – не только Прокофьева и Шостаковича, но и сочинения Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Гии Канчели. Во время советских гастролей, в том числе и в Ленинградской филармонии, он представляет и музыку композиторов ГДР.


Концерт 25 сентября 1969 года: Гевандхауз-оркестр (Лейпциг, ГДР), дирижер – Курт Мазур. Солисты – Гюнтер Коотц, фортепиано (вверху) и Хайнц Хортч, флейта (внизу справа, партию клавесина исполняет Курт Мазур).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1970-е годы состоятся три визита Курта Мазура в Ленинград: в 1970-м он исполнит две программы с оркестром Дрезденской филармонии, в 1972 и 1977 годах даст несколько концертов с Гевандхауз-оркестром. Дважды Мазур приезжает сюда и в 1980-е: в 1984-м Заслуженный коллектив играет под его управлением Малера, в октябре 1989 года дирижер вновь выступает со своим Гевандхауз-оркестром. Это были переломные дни в истории Германии.

Осенью 1989 года в ГДР начинаются волнения. Люди еженедельно выходят на многотысячные митинги. И никто не знает, не закончатся ли они по пражскому сценарию 1968 года. 9 октября митинг охватывает Лейпциг. Курт Мазур, чья репутация в городе, да и во всей ГДР, чрезвычайно высока, становится одним из главных переговорщиков между властью и митингующими. Он призывает обе стороны к неприменению насилия.

Гевандхауз-оркестр и Курт Мазур (точную дату концерта установить не удалось, предположительно, 10 или 11 октября 1977 года.)
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Тем временем в СССР, как ни в чем не бывало, идут празднования «сорокалетия со дня основания Германской Демократической Республики», и оркестр Гевандхауза со своим главным дирижером отправляются в Москву и Ленинград. В Большом зале филармонии они дают два концерта. 15 и 16 октября играют под управлением Мазура Брамса, Бетховена, Мендельсона… Можно представить себе, что чувствовали музыканты, находясь вдалеке от родной страны, где вершилась ее дальнейшая судьба.

Именно в этот приезд, словно предчувствуя, что больше шансов может не представиться, сотрудники Филармонии просят Курта Мазура оставить запись в так называемой «Золотой книге». В этом альбоме с автографами выдающихся музыкантов, выступавших в Большом зале Ленинградской/Петербургской филармонии, он пишет:

«Было замечательно вновь побывать и в Ленинграде, и в этом фантастическом зале. Всего хорошего всем вам, оркестру и публике.

Ваш Курт Мазур

15 октября 1989».

Запись и правда окажется прощальной. Больше в «этом фантастическом зале» Мазур дирижировать никогда не будет.

Вернувшись в Лейпциг, он продолжит выступать с лозунгами «Нет насилию!», которые транслировались через громкоговорители и звучали на Лейпцигском радио во время народных митингов. Откроет двери Гевандхауза для переговоров между полицией и демонстрантами. Продолжит давать концерты: оркестранты позднее вспоминали, что на их пультах тогда лежали партии бетховенского Траурного марша из Третьей симфонии на случай, если власти все-таки не прислушаются к призывам и введут войска. Но в годовщину падения Берлинской стены Курт Мазур исполняет Девятую симфонию Бетховена: вместо Траурного марша – «Ода к радости». Так дирижер переведет политическую историю страны на музыкальный язык.

Авторитет Мазура после событий 1989 года был столь высок, что некоторые прочили его на место следующего президента объединившейся Германии. Сам музыкант, кажется, к этому не относился всерьез, отшучиваясь: «Где вы видели президента, который дирижировал бы Бетховеном?» Позицию примирения и уважения к прошлому он сохранит навсегда: после исчезновения ГДР он напишет изгнанному из страны Хонеккеру письмо с благодарностью за годы сотрудничества.

Гевандхауз-оркестр и Курт Мазур, предположительно, 10 или 11 октября 1977 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С оркестром Гевандхауза маэстро остается еще на семь лет, в интервью он выражает особенную гордость тем, что никто из музыкантов, получив возможность уехать на Запад, не ушел из Лейпцигского оркестра. Однако сам Курт Мазур с 1991 года параллельно занимает пост главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, а с 1996-го окончательно снимает с себя руководство оркестром Гевандхауза, оставаясь пожизненным почетным дирижером коллектива.

В первых заметках американской прессы по поводу приглашения Мазура в Нью-Йорк чувствуется некоторое недоверие: журналисты тщательно перечисляют все чины и регалии, полученные музыкантом от коммунистических властей ГДР, беспокоятся и о том, насколько респектабельный европеец сумеет справиться с оркестрантами Нового Света. Впрочем, с именем Мазура связывают и большие надежды на обновление коллектива – Нью-Йоркский филармонический, блиставший когда-то под управлением Артуро Тосканини и Леонарда Бернстайна, переживал явный кризис. После первых репетиций Мазур сказал: «Это лучшие музыканты мира, если только заставить их работать вместе». И дирижеру это, несомненно, удастся. Нью-Йоркский филармонический оркестр под его руководством возвращает былую славу одного из лучших в США, однако слышатся и недовольные голоса: критиков, и особенно дирекцию оркестра, не устраивает репертуарная политика Мазура, как им кажется, чересчур консервативная для американской сцены. В сентябре 2001 года, когда оркестр под управлением Курта Мазура на девятый день после трагедии играл на месте взорванных Башен-близнецов Немецкий реквием Брамса, публика уже знала – в следующем сезоне контракт немецкого дирижера заканчивается.

Впрочем, Мазур никогда не прерывал своей работы и в Европе: с 2000-го до 2007 года он возглавлял Лондонский филармонический оркестр, в апреле 2002 года занял пост главного дирижера Национального оркестра Франции. Кульминацией его сотрудничества с парижским коллективом стало исполнение цикла симфоний Бетховена в четырех концертах – грандиозную работу музыканты представили и на родине композитора в Бонне в 2008 году. С Французским национальным оркестром Мазур дал единственный концерт и в Москве в 2013 году, а в Петербургской филармонии с ним так и не появился.


Дирижерскую карьеру Курт Мазур окончил в 2012 году после несчастного случая: маэстро упал со сцены во время концерта в Париже. Последние годы он провел в США, но похоронили музыканта в Лейпциге. Во время церемонии прощания в церкви Св. Фомы, где когда-то служил кантором Бах, играл оркестр Гевандхауза.

В 2017 году площадь перед зданием Гевандхауза была названа площадью Курта Мазура.

О. Р.


Концерты

  • 25 ноября 1958

    2-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (Германская Демократическая Республика)

    Шуман. Симфония № 3 «Рейнская». Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Респиги. Сюита «Бразильские впечатления»

  • 4 декабря 1959

    2-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (Германская Демократическая Республика)

    Бетховен. Симфония № 8. Моцарт. Симфония № 36 «Линцская». Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан»

  • 17 апреля 1963

    6-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Бетховен. Музыка к трагедии И.-В. Гёте «Эгмонт». Брамс. Симфония № 3.

  • 22 апреля 1963

    6-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Бетховен. Фантазия до минор для фортепиано, хора и оркестра. Брукнер. Симфония № 4.

  • 15 октября 1966

    1-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Штраус Р. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Стравинский. Сюита из балета «Пульчинелла». Шуман. Симфония № 1 «Весенняя»

  • 16 октября 1966

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Бетховен. Симфония № 5. Стравинский. Сюита из балета «Пульчинелла». Штраус Р. Симфоническая поэма «Дон Жуан»

  • 25 сентября 1969

    1-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Бах. Сюита № 2. Курц. Концерт для фортепиано с оркестром. Бетховен. Симфония № 7

  • 26 сентября 1969

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Шуберт. Симфония № 7

  • 14 октября 1970

    2-й концерт 1-го абонемента. Программка и гастрольный буклет оркестра

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Маттус. Концерт для скрипки с оркестром. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»

  • 15 октября 1970

    2-й концерт 2-го абонемента. Программка и гастрольный буклет оркестра

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Бах. Сюита № 3. Моцарт. Симфония № 39. Маттус. Концерт для скрипки с оркестром. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Тиль Уленшпигель»

  • 17 декабря 1972

    3-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур

    Мендельсон. Сюита из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»

  • 10 октября 1977

    2-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Бетховен. Симфония № 5

  • 11 октября 1977

    1-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Мазур (ГДР)

    Шуман. Симфония № 4. Чилензек. Концерт для органа с оркестром. Мусоргский. «Картинки с выставки» (оркестровка С. Горчакова)




Другие материалы

Эдоардо де Гварньери

Эдоардо де Гварньери

Дирижер 1899–1968
Товмас Геворкян

Товмас Геворкян

Саксофон 1920–2015

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»