Персоны

Елена Образцова

1939–2015
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Елена Образцова

Биография

Образцова Елена Васильевна – певица, меццо-сопрано.

Фото ЛенТАСС. Хранится в библиотеке Филармонии.

Петь Елена Образцова начала рано. В 1948 году ее подружка пошла на прослушивание в хор Ленинградского дворца пионеров. Ляля, как ее называли дома и в школе, отправилась за компанию и… провалилась, толком не зная слов ни одной из песен, которые напевала целыми днями. От обиды она заплакала, и девочку из жалости взяли «кандидатом», а совсем скоро стали доверять сольные номера. Правда, первая афиша, в которой была указана ее фамилия, оказалась фальшивой: пионерка Образцова должна была запевать в «Соловушке», но растерялась и от страха на сцену просто не вышла! Едва ли кто-то тогда предполагал, что вслед за этой «ненастоящей» афишей будут сотни других, настоящих, на разных языках, где имя Елены Образцовой будет написано самым крупным шрифтом.

В 1954 году отец будущей певицы получил назначение в Таганрог, здесь Елена и начала учиться профессионально, причем все стадии обучения прошла стремительно: в 1956-м поступила в музыкальную школу, в 1957-м ее взяли сразу на второй курс Ростовского музыкального училища, а 1958 год Образцова встретила уже студенткой подготовительного отделения Ленинградской консерватории. Отец, который всегда был против ее увлечения музыкой, узнав о поступлении в консерваторию, целый год не разговаривал с дочерью, предрекая, что максимум, чего она добьется – выступлений в кино перед сеансами.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Эти ранние этапы пути певицы, как ни странно, отразятся в ее ленинградском филармоническом хронографе: в Большом зале Образцова будет участвовать и в концерте коллективов Ленинградского дворца пионеров (2010), даст концерт, посвященный своему консерваторскому педагогу – Антонине Григорьевой (1992), о которой всегда отзывалась в исключительно восторженных тонах.

В концерте вокального факультета консерватории от класса Григорьевой Елена Образцова и дебютирует на сцене Большого зала, в Малом начнет петь еще раньше, с 1962-го, когда одну за другой получит первые премии Международного фестиваля в Хельсинки и Всесоюзного конкурса имени Глинки.

Елена Образцова в концерте в Малом зале 29 сентября 1963 года (первое выступление в Филармонии в сборном концерте по случаю открытия концертного сезона Малого зала). Партия фортепиано – Евгений Шендерович.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На первые сольные концерты певица приезжает уже из Москвы. Еще студенткой она впервые получает приглашение принять участие в спектакле Большого театра. Причем сама Образцова, прочитав телеграмму из столицы, решила, что это розыгрыш и даже не стала никому говорить, что ее якобы зовут в Большой. После третьей телеграммы пришлось поверить. Партия Марины Мнишек стала первой из длинного репертуарного ряда певицы на главной сцене страны.

Впрочем, в Большом театре всё было непросто. В труппе «хватало» звезд, в премьерные составы Образцову не брали, «под нее» опер не ставили. Елена Васильевна говорила: «Театр давал уверенность в себе, но большой певицей я стала на Западе».

За рубежом Образцову приглашают на лучшие сцены – Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Венская опера… С ней хотят сотрудничать Караян, Маазель, Баренбойм, Аббадо, ее партнерами по сцене становятся Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Катя Риччарелли, великий Феллини снимает ее в фильме-опере «Сельская честь» – Образцову он назовет одним из трех главных потрясений своей жизни!

Елена Образцова в концерте студентов вокального факультета Ленинградской консерватории в Большом зале 12 апреля 1964 года. Партия фортепиано – Евгений Шендерович.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Гастрольный график Образцовой не просто напряженный, он, кажется, составлен без учета человеческих возможностей. Елена Васильевна просто не умеет отказываться от новых ролей, новых программ. Партии доучивает во время длинных перелетов, по ночам в отелях. После утомительных репетиций остается в зале – слушать, как работают зарубежные коллеги-звезды, учится снова.

И всё же важная часть работы оставалась внутри страны. И это были не только новые партии в театре, но также концертные программы, которые Елена Образцова часто исполняет и в ленинградских филармонических залах.

В концерте в Большом зале 10 января 1973 года. Дирижер Юрий Симонов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Первые из них пройдут в Малом зале в марте 1965-го под аккомпанемент Евгения Шендеровича и в феврале 1966 года в Большом зале, за роялем был Александр Ерохин. Елена Васильевна однажды призналась: «Ерохин сыграл решающую роль в моем становлении как музыканта». Но поначалу работа с концертмейстером не была простой: Александр Павлович, по воспоминаниям певицы, просто «изводил» ее требованиями к чистоте интонации, точности авторского текста, попаданию в стиль исполняемой музыки. В распоряжение Образцовой предоставлялась огромная домашняя библиотека и, главное, фонотека Ерохина, который раскрывал молодой солистке целые пласты новой музыки, новых интерпретаций. С ним певица приезжает в Большой зал до 1976 года.

Но уже в это время за границей она гастролирует с другим пианистом – Важей Чачавой. С ним Елена Васильевна познакомилась в 1970 году. Тогда министр культуры СССР Екатерина Фурцева уговорила Образцову принять участие в Международном конкурсе имени Чайковского – нужно было «оставить премию» внутри страны. Певица готовиться к конкурсной программе не хотела и поставила условие – в случае победы ее отправляют на Конкурс имени Франсиско Виньяса в Барселону. В Москве остаются сразу две первых премии – ее делят Елена Образцова и Тамара Синявская. Первая премия ждет Образцову и в Барселоне. Именно здесь во время репетиций она встретит Чачаву (он приехал аккомпанировать Зурабу Соткилаве). Образцова добьется перевода пианиста из Тбилиси в Москву, и вскоре Важа Чачава станет ее постоянным, самым чутким и незаменимым партнером на камерной сцене. Первый их совместный вечер в Большом зале Ленинградской филармонии пройдет в мае 1978 года. Последний раз музыканты выйдут на сцену этого зала вдвоем в августе 2007-го, а концертом 27 января 2008 года в Малом зале отметят 30-летие совместной творческой деятельности!

Елена Образцова и Георгий Свиридов в концерте в Большом зале 21 марта 1982 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В сольных концертах Образцова поет оперные арии, много русской вокальной камерной лирики – от старинных романсов до Чайковского и Рахманинова, которому нередко посвящает монографические программы, звучат в ее вечерах старинные композиторы, любит Елена Образцова испанцев – Гранадоса, де Фалью, французов – Пуленка, Сен-Санса. С Важей Чачавой певица чаще начинает включать в сольные концерты вокальные циклы – «Прекрасную мельничиху» Шуберта, «Любовь и жизнь женщины» Шумана, «Без солнца» и «Песни и пляски смерти» Мусоргского, «Песни странствующего подмастерья» Малера. Вместе музыканты исполняют отдельные романсы и целые циклы Свиридова. Но чаще Елена Образцова поет их в ансамбле с автором. С Георгием Свиридовым ее связывало долгое сотрудничество. Ей композитор посвятил цикл «Десять песен на стихи Блока», для нее специально сделал версию для меццо-сопрано есенинского цикла «Отчалившая Русь».

В Большом зале Ленинградской, а затем и Петербургской филармонии Елена Образцова много пела и с оркестрами. Солировала в Реквиеме Верди, Маленькой торжественной мессе Россини, кантате «Москва» Чайковского, в Рапсодии для альта, хора и оркестра Брамса, исполняла циклы «Летние ночи» Берлиоза, «Песни об умерших детях» Малера. В ее филармонических концертах оркестрами дирижировали Юрий Симонов, Александр Ведерников, Марис Янсонс, Саулюс Сондецкис, Александр Дмитриев, а с начала 1980-х всё чаще – Альгис Жюрайтис, который стал ее вторым мужем.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис в концерте в Большом зале филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Первый брак певицы распался из-за музыки. Елена Васильевна не сумела тогда разделить свое время между сценой и семьей. Второй брак музыка свяжет. Дирижер Большого театра Жюрайтис не только много выступает с Образцовой, но и не ревнует ее к успехам с другими музыкантами Их первая концертная программа будет неожиданно посвящена оперетте. Образцова пообещает ее выучить, уедет на гастроли и забудет об обещании. Вернувшись, выяснит, что концерт назначен через пару дней, и будет без сна и отдыха штудировать непривычный репертуар. Арии из оперетт Образцова исполняла и в Ленинградской филармонии, но чаще представляла с Жюрайтисом «серьезные программы», в том числе оперы «Орфей и Эвридика» Глюка и «Сельская честь» Масканьи в концертном исполнении.

Фотопортрет с дарственной надписью Музыкальной библиотеке Филармонии. 12 мая 2005 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После одного из совместных выступлений, когда Елена Васильевна пела оперные арии, она оставила в «Золотой книге» трогательную запись, под которой Жюрайтис поставил и свой автограф (в этой паре он оставался в ее тени):

Всегда счастлива петь моим дорогим ленинградцам.
Сердце моё с вами всегда, везде, где бы я ни была. Люблю, хочу петь для вас бесконечно.
Ваша
Елена Образцова
Альгис Жюрайтис
25.12.1990

Смерть мужа Елена Васильевна переживала тяжело. Но даже во время затяжной депрессии (а может, именно из-за нее) находила в себе силы и смелость участвовать в новых экспериментах. Сыграла в эпатажных спектаклях режиссера Романа Виктюка – его грядущему 70-летию она посвятит в декабре 2005-го концерт в Малом зале с ремаркой на афише: «Другу моему Роману Виктюку на День Совершеннолетия. Е. Образцова». Основала в Петербурге собственный вокальный конкурс. На концертах-открытиях и в финальных концертах Международного конкурса молодых певцов Елены Образцовой певица появлялась с вокальными номерами в Большом зале Петербургской филармонии, в последний раз – в 2013 году.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Имя ее не ушло из филармонической афиши и после того, как великой артистки не стало. В Большом зале по-прежнему проходят концерты лауреатов ее именного конкурса, здесь же поют воспитанники Академии имени Елены Образцовой, открытой в Петербурге в августе 2015 года.

О. Р.


Концерты

  • 12 апреля 1964

    Концерт студентов вокального факультета Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

    В программе: Глинка, Римский-Корсаков, Кабалевский, Мусоргский, Рахманинов, Чайковский, Гуно, Бах, Даргомыжский, Прокофьев, Верди, Тости, Левина, Доницетти, Молчанов, Балакирев, Верди, Кочуров, Моцарт, Новиков, Григ

  • 27 января 1965

    Молодые солисты Большого театра Союза ССР

    В программе: Верди, Глинка, Даргомыжский, Бородин, Моцарт, Новиков, Мусоргский, Гречанинов, Пуччини, Леонкавалло, Бородин, Чайковский, Рахманинов, Де Фалья

  • 21 марта 1965 (днем)

    (программка с составом ансамбля)

    Ансамбль скрипачей Большого театра СССР
    Художественный руководитель – Юлий Реентович

    В программе: Гендель, Паганини, Верди, Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Чулаки, Караев, Эль Шуан, Шуберт, Сарасате

  • 22 марта 1965

    (повтор дневной программы 21 марта)

    Ансамбль скрипачей Большого театра СССР
    Художественный руководитель – Юлий Реентович

    В программе: Гендель, Паганини, Верди, Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Чулаки, Караев, Эль Шуан, Шуберт, Сарасате

  • 7 февраля 1966

    Вокальный вечер
    Елена Образцова

    В программе: Рахманинов, Чести, Перголези, Паизиелло, Марчелло, Россини, Верди

  • 31 марта 1969

    Вокальный вечер
    Елена Образцова (меццо-сопрано)

    В программе: Рахманинов, Римский-Корсаков, Гендель, Моцарт, Сен-Санс

  • 26 апреля 1970

    Вокальный вечер
    Елена Образцова (меццо-сопрано)

    В программе: Бах, Гендель, Чайковский, Стравинский, Римский-Корсаков

  • 18 февраля 1971

    Вокальный вечер
    Елена Образцова (меццо-сопрано)

    В программе: Гранадос, Де Фалья, Сен-Санс, Бизе

  • 10 января 1973

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Симонов

    Шостакович. Симфония № 4. Мусоргский. Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (оркестровка Д. Шостаковича). «Картинки с выставки» (оркестровка М. Равеля)

  • 11 января 1973

    3-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Симонов

    Шостакович. Симфония № 4. Мусоргский. Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (оркестровка Д. Шостаковича). «Картинки с выставки» (оркестровка М. Равеля)

  • 5 марта 1973

    Вокальный вечер
    Елена Образцова (меццо-сопрано)

    Рахманинов

  • 18 февраля 1974

    4-й концерт 9-го абонемента

    Вечер оперной музыки
    Елена Образцова (меццо-сопрано)
    Дирижер – Марк Эрмлер

    В программе: Чайковский, Мусоргский, Сен-Санс, Бизе

  • 19 февраля 1974

    (повтор программы 18 февраля)

    Вечер оперной музыки
    Елена Образцова (меццо-сопрано)
    Дирижер – Марк Эрмлер

    В программе: Чайковский, Мусоргский, Сен-Санс, Бизе

  • 30 апреля 1974

    Вечер оперной музыки
    Дирижер – Юрий Симонов

    В программе: Россини, Мендельсон, Вагнер, Верди

  • 12 февраля 1975

    4-й концерт 6-го абонемента

    Жорж Бизе (к 100-летию со дня смерти)
    Дирижер – Юрий Симонов

    Бизе. Симфония. Фрагменты из оперы «Кармен». Сюита № 2 з музыки к драме «Арлезианка»

  • 13 февраля 1975

    (повтор программы 12 февраля)

    Жорж Бизе (к 100-летию со дня смерти)
    Дирижер – Юрий Симонов

    Бизе. Симфония. Фрагменты из оперы «Кармен». Сюита № 2 з музыки к драме «Арлезианка»

  • 14 января 1976

    Верди (к 75-летию со дня смерти)
    Дирижер – Юрий Симонов

    Верди. Отрывки из опер «Сицилийская вечерня», «Трубадур», «Симон Бокканегра», «Аттила», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Отелло», «Луиза Миллер», «Набукко», «Эрнани», «Макбет», «Сила судьбы»

  • 15 января 1976

    (повтор программы 14 января)

    Верди (к 75-летию со дня смерти)
    Дирижер – Юрий Симонов

    Верди. Отрывки из опер «Сицилийская вечерня», «Трубадур», «Симон Бокканегра», «Аттила», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Отелло», «Луиза Миллер», «Набукко», «Эрнани», «Макбет», «Сила судьбы»

  • 15 июня 1976

    Вокальный вечер
    Елена Образцова

    Рахманинов. Романсы

  • 20 июня 1976

    6-й концерт 9-го абонемента

    Вокальный вечер
    Елена Образцова

    В программе: Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Форе, Бизе




Другие материалы

Альгис Жюрайтис

Альгис Жюрайтис

Дирижер 1928–1998
Тауно Ханникайнен

Тауно Ханникайнен

Дирижер 1896–1968

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»