Персоны
Алексей Масленников
Биография
Масленников Алексей Дмитриевич – певец, тенор.
Сценическая карьера Алексея Масленникова была связана с Москвой, где он на протяжении нескольких десятилетий служил в Большом театре, с крупнейшими оперными сценами мира, где он гастролировал и был приглашенным солистом. Но начиналась она в Малом зале Ленинградской филармонии. 15 января 1955 года здесь прошла премьера вокального цикла «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича. За роялем был сам автор, солировали знаменитые певицы Зара Долуханова и Нина Дорлиак, а также «студент Московской консерватории» Алексей Масленников – так было указано в афише.
В столь блестящий ансамбль исполнителей Масленников попал по случаю – его посоветовала Шостаковичу Нина Дорлиак, которая дежурила на спектакле «Евгений Онегин» в Оперной студии при консерватории и заметила Масленникова-Ленского. Успех запрещенного прежде цикла был таков, что его повторили на бис от начала до конца. Здание Малого зала охраняла конная милиция. Через пять дней тем же составом проходит и московская премьера. С этого момента Масленников перестает быть «студентом Московской консерватории», а становится «первым исполнителем цикла Шостаковича».
Через год на его прослушивании в Большой театр набивается полный зал. Масленникова не только берут в труппу, но и сразу назначают «дублером» Лемешева. Даты вводов в спектакли первого же сезона вызывают недоумение – когда певец успевает учить и репетировать партии? 2 сентября 1956 года поет Ленского, 3 ноября – Юродивого, 8 декабря – Рудольфа из «Богемы» Пуччини, 20 января 1957 года – Альмавиву из «Севильского цирюльника» Россини. По нескольку новых партий – русских, советских, зарубежных – в его репертуаре появляется каждый сезон на протяжении многих лет. Во время гастролей Большого театра по Италии в 1964 году на спектакль «Борис Годунов» с Масленниковым-Юродивым в Ла Скала приходит Герберт фон Караян и сразу же приглашает певца в свою постановку в Зальцбурге. Австрийская публика вызывает русского солиста на выходы 24 раза! И через два года Масленников поет в Зальцбурге уже не Юродивого, а Самозванца.
В огромном репертуаре певца встречались проходные, «обязательные» партии в операх Дзержинского, Шапорина, Мурадели. Однако всё же за советскую музыку в биографии артиста «отвечают» Щедрин – в его опере «Не только любовь» Масленников поет главную партию, Прокофьев – артист исполняет Курагина в «Войне и мире», Клембовского в «Семене Котко», Жерома в «Обручении в монастыре», а в 1977 году становится первым исполнителем партии Алексея в «Игроке», поставленном Борисом Покровским.
Параллельно Масленников много выступает и вне оперной сцены, в том числе и в Ленинградской филармонии. В Большом зале он дебютирует весной 1957 года сразу в двух программах: 24 и 25 марта с Симфоническим оркестром солирует в Реквиеме Моцарта, 26 марта с Заслуженным коллективом – в поэме «Памяти Есенина» Георгия Свиридова, обе программы идут под управлением Александра Свешникова и с участием его Хора русской песни. Алексей Масленников был первым исполнителем этой поэмы Свиридова, с ней связано и большинство его появлений на сцене Большого зала: в период с 1957-го по 1977 год певец исполнил ее восемь раз – с дирижерами Александром Свешниковым и Евгением Светлановым, Кириллом Кондрашиным и Владимиром Мининым, Александром Дмитриевым, Эдуардом Серовым и Юрием Темиркановым. С Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, Хоровой капеллой Юрлова под управлением Темирканова певец запишет поэму «Памяти Есенина» на пластинку.
Публика Большого зала услышит Алексея Масленникова в концертном исполнении «Каменного гостя» Даргомыжского (Дон Жуан, 1963, СО, Борис Хайкин), в финале Девятой симфонии Бетховена (ЗКР, 1977, Юрий Симонов), в «Колоколах» Рахманинова (ЗКР, 1979, Эдуард Чивжель), во фрагментах из «Князя Игоря» Бородина (СО, 1983, Фуат Мансуров).
В Малом зале имени Глинки Масленников бывает редко. После 20-летнего перерыва возвращается на эту сцену в 1978-м, дает единственный сольный концерт, в 1980-м исполняет в ансамбле с Николаем Петровым вокальный цикл Шумана «Любовь поэта». Но большая часть его выступлений здесь связана с именем Шостаковича. Вокальным циклом «Из еврейской народной поэзии» начнется и завершится филармонический хронограф певца – 22 февраля 1986-го в Малом зале с Татьяной Мелентьевой, Галиной Борисовой под аккомпанемент Лии Могилевской, а 25 сентября 1989 года – в Большом зале с Московским симфоническим оркестром Павла Когана, Галиной Писаренко и Галиной Борисовой. Алексей Масленников остается единственным из первого состава исполнителей цикла.
О. Р.
Концерты
-
24 марта 1957
5-й концерт 10-го абонемента
Моцарт
Моцарт. Реквием
-
25 марта 1957
(повторение программы 24 марта)
Моцарт
Моцарт. Реквием
-
26 марта 1957
6-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановСвиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина». Рахманинов. Симфония № 2
-
11 февраля 1958
4-й концерт 4-го абонемента (для Ленинградского Государственного Университета)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановГлазунов. Симфония № 6. Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и оркестра на стихи С. Есенина
-
20 января 1963
4-й концерт 6-го абонемента
Даргомыжский. "Каменный гость". Опера в концертном исполнении
Дирижер – Борис ХайкинДаргомыжский. «Каменный гость»
-
21 января 1963
(повтор исполнения 20 января)
Даргомыжский. "Каменный гость". Опера в концертном исполнении
Дирижер – Борис ХайкинДргомыжский. «Каменный гость»
-
10 марта 1966
Георгий Свиридов (к 50-летию со дня рождения)
Дирижер – Владимир МининСвиридов. Вокальный цикл на стихи Р. Бёрнса. «Поэма памяти Сергея Есенина»
-
26 февраля 1968
Авторский вечер Георгия Свиридова
Дирижер – Кирилл КондрашинСвиридов. Кантата «Курские песни». Маленький триптих. Кантата «Снег идет». Поэма памяти Сергея Есенина
-
7 мая 1973
6-й концерт 1-го абонемента сезона 1971/72 гг.
Симфонический концерт
Дирижер – Юрий ТемиркановСвиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина». Шостакович. Симфония № 10
-
17 декабря 1974
Вечер русской музыки
В программе: Титов, Березовский, Бортнянский, Глинка, Танеев, Свиридов
-
21 декабря 1975
Георгий Васильевич Свиридов (к 60-летию со дня рождения)
Дирижеры – Эдуард Серов, Юрий Ухов
Свиридов. Маленький триптих для оркестра. Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Весенняя кантата для хора и оркестра на слова Н. Некрасова. «Поэма памяти Сергея Есенина»
-
13 декабря 1977
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ДмитриевРахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина»
-
12 апреля 1979
6-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдвард ЧивжельРимский-Корсаков. Музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Рахманинов. Поэма «Колокола»
-
13 апреля 1979
(повтор программы 12 апреля)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдвард ЧивжельРимский-Корсаков. Музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Рахманинов. Поэма «Колокола»