Персоны

Алексей Масленников

1929–2016
Источник изображения: gallery-mt.narod.ru
Алексей Масленников

Биография

Масленников Алексей Дмитриевич – певец, тенор.

Сценическая карьера Алексея Масленникова была связана с Москвой, где он на протяжении нескольких десятилетий служил в Большом театре, с крупнейшими оперными сценами мира, где он гастролировал и был приглашенным солистом. Но начиналась она в Малом зале Ленинградской филармонии. 15 января 1955 года здесь прошла премьера вокального цикла «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича. За роялем был сам автор, солировали знаменитые певицы Зара Долуханова и Нина Дорлиак, а также «студент Московской консерватории» Алексей Масленников – так было указано в афише.

В столь блестящий ансамбль исполнителей Масленников попал по случаю – его посоветовала Шостаковичу Нина Дорлиак, которая дежурила на спектакле «Евгений Онегин» в Оперной студии при консерватории и заметила Масленникова-Ленского. Успех запрещенного прежде цикла был таков, что его повторили на бис от начала до конца. Здание Малого зала охраняла конная милиция. Через пять дней тем же составом проходит и московская премьера. С этого момента Масленников перестает быть «студентом Московской консерватории», а становится «первым исполнителем цикла Шостаковича».

Через год на его прослушивании в Большой театр набивается полный зал. Масленникова не только берут в труппу, но и сразу назначают «дублером» Лемешева. Даты вводов в спектакли первого же сезона вызывают недоумение – когда певец успевает учить и репетировать партии? 2 сентября 1956 года поет Ленского, 3 ноября – Юродивого, 8 декабря – Рудольфа из «Богемы» Пуччини, 20 января 1957 года – Альмавиву из «Севильского цирюльника» Россини. По нескольку новых партий – русских, советских, зарубежных – в его репертуаре появляется каждый сезон на протяжении многих лет. Во время гастролей Большого театра по Италии в 1964 году на спектакль «Борис Годунов» с Масленниковым-Юродивым в Ла Скала приходит Герберт фон Караян и сразу же приглашает певца в свою постановку в Зальцбурге. Австрийская публика вызывает русского солиста на выходы 24 раза! И через два года Масленников поет в Зальцбурге уже не Юродивого, а Самозванца.

В огромном репертуаре певца встречались проходные, «обязательные» партии в операх Дзержинского, Шапорина, Мурадели. Однако всё же за советскую музыку в биографии артиста «отвечают» Щедрин – в его опере «Не только любовь» Масленников поет главную партию, Прокофьев – артист исполняет Курагина в «Войне и мире», Клембовского в «Семене Котко», Жерома в «Обручении в монастыре», а в 1977 году становится первым исполнителем партии Алексея в «Игроке», поставленном Борисом Покровским.

Параллельно Масленников много выступает и вне оперной сцены, в том числе и в Ленинградской филармонии. В Большом зале он дебютирует весной 1957 года сразу в двух программах: 24 и 25 марта с Симфоническим оркестром солирует в Реквиеме Моцарта, 26 марта с Заслуженным коллективом – в поэме «Памяти Есенина» Георгия Свиридова, обе программы идут под управлением Александра Свешникова и с участием его Хора русской песни. Алексей Масленников был первым исполнителем этой поэмы Свиридова, с ней связано и большинство его появлений на сцене Большого зала: в период с 1957-го по 1977 год певец исполнил ее восемь раз – с дирижерами Александром Свешниковым и Евгением Светлановым, Кириллом Кондрашиным и Владимиром Мининым, Александром Дмитриевым, Эдуардом Серовым и Юрием Темиркановым. С Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, Хоровой капеллой Юрлова под управлением Темирканова певец запишет поэму «Памяти Есенина» на пластинку.

Публика Большого зала услышит Алексея Масленникова в концертном исполнении «Каменного гостя» Даргомыжского (Дон Жуан, 1963, СО, Борис Хайкин), в финале Девятой симфонии Бетховена (ЗКР, 1977, Юрий Симонов), в «Колоколах» Рахманинова (ЗКР, 1979, Эдуард Чивжель), во фрагментах из «Князя Игоря» Бородина (СО, 1983, Фуат Мансуров).

В Малом зале имени Глинки Масленников бывает редко. После 20-летнего перерыва возвращается на эту сцену в 1978-м, дает единственный сольный концерт, в 1980-м исполняет в ансамбле с Николаем Петровым вокальный цикл Шумана «Любовь поэта». Но большая часть его выступлений здесь связана с именем Шостаковича. Вокальным циклом «Из еврейской народной поэзии» начнется и завершится филармонический хронограф певца – 22 февраля 1986-го в Малом зале с Татьяной Мелентьевой, Галиной Борисовой под аккомпанемент Лии Могилевской, а 25 сентября 1989 года – в Большом зале с Московским симфоническим оркестром Павла Когана, Галиной Писаренко и Галиной Борисовой. Алексей Масленников остается единственным из первого состава исполнителей цикла.

О. Р.


Концерты

  • 24 марта 1957

    5-й концерт 10-го абонемента

    Моцарт

    Моцарт. Реквием

  • 25 марта 1957

    (повторение программы 24 марта)

    Моцарт

    Моцарт. Реквием

  • 26 марта 1957

    6-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Светланов

    Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина». Рахманинов. Симфония № 2

  • 11 февраля 1958

    4-й концерт 4-го абонемента (для Ленинградского Государственного Университета)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Светланов

    Глазунов. Симфония № 6. Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и оркестра на стихи С. Есенина

  • 20 января 1963

    4-й концерт 6-го абонемента

    Даргомыжский. "Каменный гость". Опера в концертном исполнении
    Дирижер – Борис Хайкин

    Даргомыжский. «Каменный гость»

  • 21 января 1963

    (повтор исполнения 20 января)

    Даргомыжский. "Каменный гость". Опера в концертном исполнении
    Дирижер – Борис Хайкин

    Дргомыжский. «Каменный гость»

  • 10 марта 1966

    Георгий Свиридов (к 50-летию со дня рождения)
    Дирижер – Владимир Минин

    Свиридов. Вокальный цикл на стихи Р. Бёрнса. «Поэма памяти Сергея Есенина»

  • 26 февраля 1968

    Авторский вечер Георгия Свиридова
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Свиридов. Кантата «Курские песни». Маленький триптих. Кантата «Снег идет». Поэма памяти Сергея Есенина

  • 7 мая 1973

    6-й концерт 1-го абонемента сезона 1971/72 гг.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина». Шостакович. Симфония № 10

  • 17 декабря 1974

    Вечер русской музыки

    В программе: Титов, Березовский, Бортнянский, Глинка, Танеев, Свиридов

  • 21 декабря 1975

    Георгий Васильевич Свиридов (к 60-летию со дня рождения)
    Дирижеры – Эдуард Серов, Юрий Ухов

    Свиридов. Маленький триптих для оркестра. Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Весенняя кантата для хора и оркестра на слова Н. Некрасова. «Поэма памяти Сергея Есенина»

  • 13 декабря 1977

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина»

  • 12 апреля 1979

    6-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдвард Чивжель

    Римский-Корсаков. Музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Рахманинов. Поэма «Колокола»

  • 13 апреля 1979

    (повтор программы 12 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдвард Чивжель

    Римский-Корсаков. Музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Рахманинов. Поэма «Колокола»




Другие материалы

Лев Маркиз

Лев Маркиз

Скрипка 1930–2023
Жанин Мишо

Жанин Мишо

Сопрано 1914–1976

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»