Персоны

Клаудио Санторо

1919–1989
Источник изображения: gyovanacarneiro.com
Клаудио Санторо

Биография

Санторо Клаудио / Cláudio Franco de Sá Santoro – бразильский композитор, скрипач и дирижер.

В 1989 году после смерти Клаудио Санторо его имя было присвоено Национальному театру Бразилии. И хотя для музыкального театра композитор писал не так уж много – в его наследии гораздо больше симфонической и инструментальной музыки, переименование театра не выглядело случайным. Для бразильской музыкальной культуры Санторо сделал невероятно много.

Музыкант-вундеркинд, он рано начал выступать как скрипач, окончил консерваторию в Рио-де-Жанейро, где уже с 18 лет начал преподавать и сам. Для скрипки Санторо напишет и первые сочинения, которые будет включать в программы своих концертов в Бразилии и за рубежом. Талант Клаудио Санторо замечают европейские музыканты: знаменитый дирижер Шарль Мюнш поможет ему получить стипендию на обучение во Франции, и конец 1940-х Санторо проводит в Париже, изучая композицию у Нади Буланже.

Вернувшись в Рио, он становится концертмейстером Бразильского симфонического оркестра, одновременно возглавляет Оркестр Радио, много пишет.

В начале 1950-х Кладио Санторо начинает гастролировать как дирижер, сначала в странах Восточной Европы – Чехии, Венгрии, ГДР, Польше. В СССР Санторо впервые приезжает в 1953 году, как участник Конгресса мира (годом раньше он получает премию Всемирного совета мира). А в 1956 году он дирижирует в Москве своей Четвертой симфонией, которая была принята с восторгом: Арам Хачатурян аплодировал композитору стоя.

Уже через год Санторо вернется в Советский Союз. В 1957 году он выступает не только в Москве, но и в Ленинграде: в Большом зале филармонии бразильский музыкант дирижирует сочинениями Генделя, Шуберта и собственной Пятой симфонией. Концерт записывают на пластинку. Эти гастроли запомнятся ему не только выступлением в белоколонном зале и громкими овациями ленинградской публики. Во время пребывания в СССР Санторо сопровождает переводчица Лия. Бурный роман между женатым композитором и советской переводчицей не получит продолжения: Лию не выпускают из страны. Но именно ей Санторо посвятит свои лучшие любовные песни, написанные в Париже, куда он отправится из Москвы.

С конца 1950-х годов Клаудио Санторо получает признание и в западном мире. Он дирижирует в Лондоне, Западном Берлине и Вене, как приглашенный профессор преподает в городах Германии и Франции. В Бразилии каждое его новое крупное сочинение удостаивается государственных наград. Санторо руководит музыкальным факультетом столичного Университета, возглавляет музыкальный отдел Министерства культуры Бразилии, становится основателем Камерного оркестра Бразильского радио, одним из основателей и главным дирижером Симфонического оркестра Национального театра. За пультом этого оркестра Клаудио Санторо стоял и утром 27 марта 1989 года: во время репетиции у него случился инфаркт, спасти музыканта не удалось.

О. Р.


Концерты

  • 22 мая 1957

    6-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Клаудио Санторо (Бразилия)

    Гендель. Concerto grosso соль мажор. Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Санторо. Симфония № 5




Другие материалы

Исаак Ясенявский

Исаак Ясенявский

Альт 1908–1974
Артур Айдинян

Артур Айдинян

Тенор 1923–1997

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»