Персоны

Венский филармонический оркестр

Основан в 1842 году
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Венский филармонический оркестр

Биография

Венский филармонический оркестр / Die Wiener Philharmoniker – оркестр, основанный в Вене в 1842 году.

Как ни удивительно, но в столице европейской музыки, классической Вене, почти до середины XIX века не существовало отдельного симфонического оркестра. Для исполнения концертных программ набирали оркестрантов из оперных театров. Так поступали и Моцарт, и Бетховен во время своих венских «академий» – авторских концертов «по подписке», где исполнялись премьеры их симфоний. Венский филармонический оркестр также тесно связан со знаменитой Венской оперой – до сегодняшнего дня попасть в него можно, только проработав не менее трех лет в оперном составе. Именно из музыкантов Венской придворной оперы и был набран первый постоянный состав Филармонического оркестра, который обязался проводить серии концертов симфонической музыки, прежде всего, разумеется, венской. Инициатором этих серий стал Отто Николаи, автор единственной сохранившейся в современном репертуаре оперы «Виндзорские проказницы» и создатель первого симфонического коллектива в городе Гайдна, Моцарта и Бетховена!

Список музыкантов, сотрудничавших с Die Wiener Philharmoniker, внушает трепет у всех любителей музыки – здесь и Йоханнес Брамс, и Антон Брукнер, и Рихард Вагнер – он назвал коллектив лучшим в мире, и, конечно, Густав Малер – он работал с оркестром на протяжении нескольких лет на рубеже XIX и XX столетий….

«Золотым веком» оркестра называли период его совместной работы с Гансом Рихтером (1875–1898, с небольшим перерывом) – за это время Венская филармония дала премьеры не только симфоний Брамса (№№ 2 и 3), Брукнера (№№ 4 и 8), но также и Скрипичного концерта Петра Ильича Чайковского (солировал Адольф Бродский). Длительные периоды в истории Die Wiener Philharmoniker связаны с именами Феликса Вейнгартнера (1908–1927), Вильгельма Фуртвенглера (1933–1945, а затем в 1947–1954). Но ни один из них не имел права формально называться ни художественным руководителем, ни главным дирижером коллектива. По традиции в Венском филармоническом оркестре царит демократия, достижимая, кажется, лишь в утопических романах, – профессиональные вопросы решаются исключительно общим собранием всех музыкантов. На таком же собрании выбирают и очередного «абонементного дирижера», и даже в случае, если маэстро задерживается в Вене на долгие годы, каждый сезон оркестранты должны подтвердить его право выйти за их пульт!

В послевоенные годы среди приглашенных дирижеров Венского филармонического оркестра были Карл Бём, Леонард Бернстайн, Артуро Тосканини, Даниэль Баренбойм, Риккардо Мути, Пьер Булез и многие другие знаменитости. Своих «любимых» дирижеров оркестр награждает не только почетными званиями члена Венского филармонического общества, но и Почетным золотым кольцом и Золотой медалью Николаи.

Концерт 27 марта 1962 года. Венский филармонический оркестр и Герберт фон Караян.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Длительное сотрудничество связывало оркестр с одним из кумиров ХХ века – Гербертом фон Караяном. Под его управлением венские музыканты сделали множество записей, гастролировали по Европе, Азии и США. Вместе они выступили и в Советском Союзе. Весной 1962 года Венский филармонический оркестр дает три концерта в Москве и играет две программы в Ленинграде. В Большом зале филармонии Караян и оркестр исполняют музыку, тесно связанную с Веной, – Моцарта («Юпитер»), Бетховена (Симфонию № 5), Брукнера (Симфонию № 7) и Рихарда Штрауса («Дон Жуан»). Герберт фон Караян еще вернется на эту сцену, а для легендарного венского коллектива это окажутся последние на данный момент выступления в белоколонном зале Филармонии.

Концерт 27 марта 1962 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В бывшей музыкальной столице мира, где так или иначе пересекались судьбы классиков и романтиков, сложно ожидать рискованных экспериментов. Вена по-хорошему консервативна, и Венский филармонический оркестр сохраняет этот дух истории и традиции. Одну из самых известных традиций заложил дирижер Клеменс Краус концертом 31 декабря 1939 года. С тех пор Новогодний концерт в Золотом зале Музикферайна (вскоре его перенесли на 1 января) стал ежегодным, он транслируется на весь мир, а билеты продаются за много месяцев – до 28 февраля предыдущего года. Причем желающих начать год с вальсов и полек Иоганна Штрауса оказывается так много, что приходится устраивать лотерею! Традицией ХXI века стали и ежегодные Летние концерты – их с 2004 года Венский филармонический оркестр дает под открытым небом у фонтана Нептуна в парке дворца Шёнбрунн.

Под управлением лучших дирижеров Die Wiener Philharmoniker гастролирует по всему миру, в 2015-м с Риккардо Мути коллектив приезжал и в Россию. Но петербургские концерты оркестра прошли вне филармонической сцены.

О. Р.


Концерты

  • 27 марта 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герберт фон Караян

    Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». Брукнер. Симфония № 7

  • 28 марта 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герберт фон Караян

    Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Бетховен. Симфония № 5




Другие материалы

Аарон Копланд

Аарон Копланд

Композитор 1900–1990
Ласло Варга

Ласло Варга

Виолончель 1924–2014

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»