Персоны

Виталий Буяновский

1928–1993
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Виталий Буяновский

Биография

Буяновский Виталий Михайлович – валторнист, солист Заслуженного коллектива Республики академического симфонического оркестра Ленинградской/Санкт-Петербургской филармонии (1956–1988), профессор Ленинградской/Санкт-Петербургской консерватории (1961–1993).

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Виталий Буяновский был потомственным музыкантом. Его дед Николай Ипполитович служил флейтистом-пикколистом Придворного – будущего Филармонического – оркестра. В музыку он отдаст и сыновей: младший, Сергей Николаевич Буяновский, будет играть в группе контрабасов (1926–1940) оркестра Филармонии (ЗКР), старший – Михаил Николаевич, валторнист, станет солистом оркестра Мариинского театра и профессором консерватории. С этими тремя главными музыкальными институциями Петербурга – Мариинским театром, Филармонией и консерваторией – связана и судьба Виталия Буяновского.

В Специальной музыкальной школе-десятилетке и в консерватории он учится у отца Михаила Буяновского. В оркестр Театра имени Кирова проходит по конкурсу сразу же после окончания школы – в 1945 году, и прослужит здесь десять лет.

В 1953 году недавнего выпускника консерватории (1950) направляют на Международный музыкальный фестиваль «Пражская весна», где он получают I премию. Это событие на десятилетия вперед определит творческую биографию Виталия Буяновского. В конкурсной программе фестиваля побеждают (каждый в своей номинации) и другие молодые ленинградские музыканты – артисты оркестров Кировского театра и Филармонии – флейтист Лев Перепелкин, кларнетист Михаил Измайлов, гобоист Владимир Курлин и фаготист Лев Печерский. По инициативе Виталия Буяновского они, вернувшись в Ленинград, объединяются в духовой квинтет. 22 июня 1954 года Квинтет впервые участвует в концерте Малого зала филармонии, а уже 2 декабря выступает здесь с сольной программой из сочинений Римского-Корсакова, Моцарта и Антонина Рейхи (его имя носит конкурс духовых на «Пражской весне»). У этого Квинтета будет долгая и счастливая судьба. Он играет в Ленинграде, гастролирует по стране, выезжает за рубеж, сотрудничает с московскими Квартетами имени Бородина и Бетховена, с Квартетом Ленинградской филармонии (в будущем – имени Танеева).

В Филармонию в 1956 году перейдет из Кировского театра и Виталий Буяновский – до 1988 года, более 30-ти лет, он будет первой валторной Заслуженного коллектива.

Первой валторной Виталий Михайлович был не только по штатному расписанию. За безупречное исполнительское мастерство его признавали лучшим валторнистом страны, им восхищались дирижеры, приезжавшие на гастроли с ЗКР в Филармонию, звук его валторны отмечали критики во время зарубежных поездок оркестра. Но дело не только в этом. В его служении музыке была какая-то религиозная преданность и вера. Буяновский всё время что-то придумывал, искал новый репертуар, сам сочинял, много выступал в концертах, на радио, гастролировал, занимался со студентами в консерватории, где преподавал с 1961 года. И в его, казалось, бурной жизни не было ни доли суеты.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Преданным другом Виталия Буяновского всегда оставалась его жена – артистка балета Театра имени Кирова, педагог балетмейстерского факультета Ленинградской консерватории Татьяна Васильевна Базилевская. Когда в 1965 году она уходит со сцены, они вместе создают уникальный проект – труппу камерного балета и камерной музыки. Музыкальное сопровождение номеров полностью отдано Квинтету духовых Виталия Буяновского, для которого он делает специальные переложения старинной музыки. Балетные номера ставит ученик Базилевской Георгий Алексидзе, а Татьяна Васильевна работает с артистами и как педагог-репетитор. «Балет Алексидзе» (именно так будут называть труппу), с которым сотрудничают именитые танцовщики, пользуется невероятным интересом у публики. В нем всё необычно – и хореография, и музыкальное сопровождение, и выбор композиторов, на музыку которых ставятся номера: от анонимов XIII века, Рамо, Куперена, Баха до Мийо, Пуленка, Ибера, Бриттена. Костюмы для представлений шьются по эскизам художника и сценографа Симона Вирсаладзе. Финансировать эту дорогостоящую историю берется чета Буяновских, они продают машину, влезают в долги. Труппа Камерного балета, не получив поддержки со стороны, просуществует недолго. Но в 1966–1969 выступления артистов проходят в Большом зале при полном аншлаге. На этих вечерах Виталий Буяновский исполняет и сольные номера.

Виталий Буяновский (второй слева) с коллегами.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Как солист и ансамблист он выходит на сцены Большого и Малого залов в органных концертах, в камерных и оркестровых программах. Благодаря Буяновскому, в них появляются редкости. Под управлением Мравинского, Зандерлинга, Арвида Янсонса и Мариса Янсонса, Дмитриева, Лилье, Чивжеля он исполняет концерты для валторны с оркестром Вольфганга и Леопольда Моцартов, Михаэля Гайдна, Вебера, Рихарда Штрауса, пьесы Сен-Санса и Глазунова. Играет и современную музыку, а композиторы – опытные и молодые – специально пишут для Буяновского. Среди таких сочинений – Концерт для валторны, трубы и фортепиано с оркестром Анатолия Затина, который Виталий Буяновский, трубач Владимир Кафельников и автор исполнили 7 марта 1984 года в Большом зале, а также посвященные музыканту «Три пьесы для валторны и фортепиано» Александра Мревлова – их Буяновский играл на авторском концерте композитора 6 мая 1989 года в Малом зале. В его афишах фамилия валторниста появляется едва ли не чаще, чем раз в месяц: Буяновский выступает в составе различных ансамблей солистов ЗКР, играет сонатные вечера с Элисо Вирсаладзе и Олегом Маловым, солирует в программах Ленинградского камерного оркестра, Оркестра старинной и современной музыки, Литовского камерного оркестра. Выступает он, конечно, и с духовым квинтетом: идеально выстроенные программы, придуманные Буяновским, всегда сулят публике открытия неизведанного, и остается только поражаться, как много разной музыки он вернул в концертный обиход.

На сцену Большого зала Виталий Буяновский последний раз выйдет 25 марта 1992 года как руководитель нового брасс-квинтета, в котором играют его бывшие и нынешние студенты. Воспитанники Буяновского войдут в состав еще одного коллектива, созданного артистом. Это хор валторн, с которым музыкант выступает в Большом зале 23 октября 1991 года в концерте, посвященном 100-летию со дня рождения отца – Михаила Николаевича Буяновского.

Виталий Михайлович Буяновский уйдет из жизни 5 мая 1993 года. Концерты его памяти Заслуженный коллектив даст в марте 1994-го, солировать будет его бывший студент, а тогда первая валторна оркестра Андрей Глухов.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В статьях о Виталии Буяновском редко не встретишь цитату из чешского журнала «Музыкальное обозрение» (Hudebne rozhledy) за декабрь 1953 года, где подводились итоги Международного конкурса «Пражская весна». Удивительно, что обозреватель уже тогда увидел в 25-летнем музыканте ключевые особенности его таланта, характера и всего облика:

«Буяновский весьма привлекательный, скромный, простой, но исключительно интеллигентный мастер, с очень совершенной интонацией. Убедительный и спокойный в своем выражении, но способный к активному воодушевлению. Обладает высокой культурой и своеобразной манерой исполнения... Буяновский будто предназначен для профессуры».

Таким он сохранился в коллективной памяти оркестра, учеников, петербургского культурного пространства.

И. Р.


Концерты

  • 4 декабря 1957

    Вечер старинной музыки
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Вивальди. Концерт для четырех скрипок с оркестром. Бах. Бранденбургский концерт № 1. Моцарт. Дивертисмент № 17

  • 5 января 1958

    Вечер старинной музыки
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Вивальди. Концерт для четырех скрипок с оркестром. Бах. Бранденбургский концерт № 1. Моцарт. Дивертисмент № 17 для струнного оркестра и двух валторн

  • 3 февраля 1960

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Бах. Пять фуг из сборника "Исукусство фуги". Бриттен. Серенада для тенора, валторны и струнного оркестра. Стравинский. "Dumbarton Oaks".

  • 30 марта 1960

    6-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Вебер. «Приглашение к танцу». Салманов. Симфония № 2. Левитин. Концерт для валторны с оркестром. Берлиоз. Фрагменты из драматической легенды «Осуждение Фауста». Лист. Мефисто-вальс

  • 31 марта 1960

    (повтор программы 30 марта)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Вебер. «Приглашение к танцу». Салманов. Симфония № 2. Левитин. Концерт для валторны с оркестром. Берлиоз. Фрагменты из драматической легенды «Осуждение Фауста». Лист. Мефисто-вальс

  • 13 мая 1961

    4-концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Сибелиус. «Туонельский лебедь» для оркестра из сюиты «Четыре легенды о Лемминкяйнене». Моцарт. Концерт для валторны с оркестром № 3. Брамс. Симфония № 4

  • 14 мая 1961

    (повтор программы 13 мая)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Сибелиус. «Туонельский лебедь» для оркестра из сюиты «Четыре легенды о Лемминкяйнене». Моцарт. Концерт для валторны с оркестром № 3. Брамс. Симфония № 4

  • 18 ноября 1961

    6-й концерт 3-го абонемента сезона 1960-1961 гг.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Бах. Сюита № 2 для флейты, струнных и чембало. Моцарт. Концерт для гобоя, кларнета, фагота и валторны с оркестром. Онеггер. Симфония № 3 «Литургическая»

  • 19 ноября 1961

    3-й концерт 5-го абонемента (повторение программы 18 ноября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Бах. Сюита № 2 для флейты, струнных и чембало. Моцарт. Концерт для гобоя, кларнета, фагота и валторны с оркестром. Онеггер. Симфония № 3 «Литургическая»

  • 21 ноября 1961

    (повторение программы 18 и 19 ноября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Бах. Сюита № 2 для флейты, струнных и чембало. Моцарт. Концерт для гобоя, кларнета, фагота и валторны с оркестром. Онеггер. Симфония № 3 «Литургическая»

  • 15 января 1962

    Сбор от концерта поступает в фонд мира

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    В программе: Верди, Леонкавалло, Масканьи, Дворжак, Хачатурян, Вагнер, Вебер, Григ, Глазунов, Чайковский, Сибелиус, Брамс

  • 29 марта 1964

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Р. Штраус. Концерт для валторны с оркестром № 1. «Альпийская симфония»

  • 31 марта 1964

    (повторение программы 29 марта)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Р. Штраус. Концерт для валторны с оркестром № 1. «Альпийская симфония»

  • 28 июня 1964

    8-й концерт 6-го абонемента

    ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА
    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Р. Штраус. Концерт для валторны с оркестром № 1. «Альпийская симфония»

  • 2 апреля 1966

    5-й концерт 6-го абонемента

    Вечер французской музыки
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Франк. Симфония. Сен-Санс. Концерт для скрипки с оркестром № 3. Дюка. Вилланелла для валторны с оркестром. Скерцо «Ученик чародея»

  • 6 июня 1966

    Вечер камерного балета и камерной музыки

    В программе: И.-К. Бах, Рамо, Ибер, Дебюсси, Бозза, Бриттен, Пуленк

  • 25 июня 1966

    2-й концерт 2-го цикла

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Шостакович. Концерт для виолончели с оркестром № 1. Симфония № 13

  • 8 декабря 1966

    Вечер камерного балета и камерной музыки
    Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонии

    В программе: И.-Х. Бах, Рамо, И.-С. Бах, Дебюсси, Арнольд, Бриттен, Пуленк

  • 2 января 1967

    Вечер камерного балета и камерной музыки
    Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонии

    В программе: Гайдн, Рамо, Бах, Дебюсси, Арнольд, Бриттен, Пуленк

  • 3 апреля 1967

    Вечер камерного балета и камерной музыки
    Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонии

    Арнольд. Three Shanties. Бриттен. «Четыре метаморфозы по Овидию». Шостакович. Три афоризма. Пярт. Квинтеттино. Фалик. «Скоморохи». Пуленк. Секстет




Другие материалы

Леонид Брумберг

Леонид Брумберг

Фортепиано 1925–2010
Кирилл Виноградов

Кирилл Виноградов

Фортепиано 1913–1990

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»