Персоны
Виталий Буяновский
Биография
Буяновский Виталий Михайлович – валторнист, солист Заслуженного коллектива Республики академического симфонического оркестра Ленинградской/Санкт-Петербургской филармонии (1956–1988), профессор Ленинградской/Санкт-Петербургской консерватории (1961–1993).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Виталий Буяновский был потомственным музыкантом. Его дед Николай Ипполитович служил флейтистом-пикколистом Придворного – будущего Филармонического – оркестра. В музыку он отдаст и сыновей: младший, Сергей Николаевич Буяновский, будет играть в группе контрабасов (1926–1940) оркестра Филармонии (ЗКР), старший – Михаил Николаевич, валторнист, станет солистом оркестра Мариинского театра и профессором консерватории. С этими тремя главными музыкальными институциями Петербурга – Мариинским театром, Филармонией и консерваторией – связана и судьба Виталия Буяновского.
В Специальной музыкальной школе-десятилетке и в консерватории он учится у отца Михаила Буяновского. В оркестр Театра имени Кирова проходит по конкурсу сразу же после окончания школы – в 1945 году, и прослужит здесь десять лет.
В 1953 году недавнего выпускника консерватории (1950) направляют на Международный музыкальный фестиваль «Пражская весна», где он получают I премию. Это событие на десятилетия вперед определит творческую биографию Виталия Буяновского. В конкурсной программе фестиваля побеждают (каждый в своей номинации) и другие молодые ленинградские музыканты – артисты оркестров Кировского театра и Филармонии – флейтист Лев Перепелкин, кларнетист Михаил Измайлов, гобоист Владимир Курлин и фаготист Лев Печерский. По инициативе Виталия Буяновского они, вернувшись в Ленинград, объединяются в духовой квинтет. 22 июня 1954 года Квинтет впервые участвует в концерте Малого зала филармонии, а уже 2 декабря выступает здесь с сольной программой из сочинений Римского-Корсакова, Моцарта и Антонина Рейхи (его имя носит конкурс духовых на «Пражской весне»). У этого Квинтета будет долгая и счастливая судьба. Он играет в Ленинграде, гастролирует по стране, выезжает за рубеж, сотрудничает с московскими Квартетами имени Бородина и Бетховена, с Квартетом Ленинградской филармонии (в будущем – имени Танеева).
В Филармонию в 1956 году перейдет из Кировского театра и Виталий Буяновский – до 1988 года, более 30-ти лет, он будет первой валторной Заслуженного коллектива.
Первой валторной Виталий Михайлович был не только по штатному расписанию. За безупречное исполнительское мастерство его признавали лучшим валторнистом страны, им восхищались дирижеры, приезжавшие на гастроли с ЗКР в Филармонию, звук его валторны отмечали критики во время зарубежных поездок оркестра. Но дело не только в этом. В его служении музыке была какая-то религиозная преданность и вера. Буяновский всё время что-то придумывал, искал новый репертуар, сам сочинял, много выступал в концертах, на радио, гастролировал, занимался со студентами в консерватории, где преподавал с 1961 года. И в его, казалось, бурной жизни не было ни доли суеты.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Преданным другом Виталия Буяновского всегда оставалась его жена – артистка балета Театра имени Кирова, педагог балетмейстерского факультета Ленинградской консерватории Татьяна Васильевна Базилевская. Когда в 1965 году она уходит со сцены, они вместе создают уникальный проект – труппу камерного балета и камерной музыки. Музыкальное сопровождение номеров полностью отдано Квинтету духовых Виталия Буяновского, для которого он делает специальные переложения старинной музыки. Балетные номера ставит ученик Базилевской Георгий Алексидзе, а Татьяна Васильевна работает с артистами и как педагог-репетитор. «Балет Алексидзе» (именно так будут называть труппу), с которым сотрудничают именитые танцовщики, пользуется невероятным интересом у публики. В нем всё необычно – и хореография, и музыкальное сопровождение, и выбор композиторов, на музыку которых ставятся номера: от анонимов XIII века, Рамо, Куперена, Баха до Мийо, Пуленка, Ибера, Бриттена. Костюмы для представлений шьются по эскизам художника и сценографа Симона Вирсаладзе. Финансировать эту дорогостоящую историю берется чета Буяновских, они продают машину, влезают в долги. Труппа Камерного балета, не получив поддержки со стороны, просуществует недолго. Но в 1966–1969 выступления артистов проходят в Большом зале при полном аншлаге. На этих вечерах Виталий Буяновский исполняет и сольные номера.
Виталий Буяновский (второй слева) с коллегами.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Как солист и ансамблист он выходит на сцены Большого и Малого залов в органных концертах, в камерных и оркестровых программах. Благодаря Буяновскому, в них появляются редкости. Под управлением Мравинского, Зандерлинга, Арвида Янсонса и Мариса Янсонса, Дмитриева, Лилье, Чивжеля он исполняет концерты для валторны с оркестром Вольфганга и Леопольда Моцартов, Михаэля Гайдна, Вебера, Рихарда Штрауса, пьесы Сен-Санса и Глазунова. Играет и современную музыку, а композиторы – опытные и молодые – специально пишут для Буяновского. Среди таких сочинений – Концерт для валторны, трубы и фортепиано с оркестром Анатолия Затина, который Виталий Буяновский, трубач Владимир Кафельников и автор исполнили 7 марта 1984 года в Большом зале, а также посвященные музыканту «Три пьесы для валторны и фортепиано» Александра Мревлова – их Буяновский играл на авторском концерте композитора 6 мая 1989 года в Малом зале. В его афишах фамилия валторниста появляется едва ли не чаще, чем раз в месяц: Буяновский выступает в составе различных ансамблей солистов ЗКР, играет сонатные вечера с Элисо Вирсаладзе и Олегом Маловым, солирует в программах Ленинградского камерного оркестра, Оркестра старинной и современной музыки, Литовского камерного оркестра. Выступает он, конечно, и с духовым квинтетом: идеально выстроенные программы, придуманные Буяновским, всегда сулят публике открытия неизведанного, и остается только поражаться, как много разной музыки он вернул в концертный обиход.
На сцену Большого зала Виталий Буяновский последний раз выйдет 25 марта 1992 года как руководитель нового брасс-квинтета, в котором играют его бывшие и нынешние студенты. Воспитанники Буяновского войдут в состав еще одного коллектива, созданного артистом. Это хор валторн, с которым музыкант выступает в Большом зале 23 октября 1991 года в концерте, посвященном 100-летию со дня рождения отца – Михаила Николаевича Буяновского.
Виталий Михайлович Буяновский уйдет из жизни 5 мая 1993 года. Концерты его памяти Заслуженный коллектив даст в марте 1994-го, солировать будет его бывший студент, а тогда первая валторна оркестра Андрей Глухов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В статьях о Виталии Буяновском редко не встретишь цитату из чешского журнала «Музыкальное обозрение» (Hudebne rozhledy) за декабрь 1953 года, где подводились итоги Международного конкурса «Пражская весна». Удивительно, что обозреватель уже тогда увидел в 25-летнем музыканте ключевые особенности его таланта, характера и всего облика:
«Буяновский – весьма привлекательный, скромный, простой, но исключительно интеллигентный мастер, с очень совершенной интонацией. Убедительный и спокойный в своем выражении, но способный к активному воодушевлению. Обладает высокой культурой и своеобразной манерой исполнения... Буяновский будто предназначен для профессуры».
Таким он сохранился в коллективной памяти оркестра, учеников, петербургского культурного пространства.
И. Р.
Концерты
-
4 декабря 1957
Вечер старинной музыки
Дирижер – Курт ЗандерлингВивальди. Концерт для четырех скрипок с оркестром. Бах. Бранденбургский концерт № 1. Моцарт. Дивертисмент № 17
-
5 января 1958
Вечер старинной музыки
Дирижер – Курт ЗандерлингВивальди. Концерт для четырех скрипок с оркестром. Бах. Бранденбургский концерт № 1. Моцарт. Дивертисмент № 17 для струнного оркестра и двух валторн
-
3 февраля 1960
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингБах. Пять фуг из сборника "Исукусство фуги". Бриттен. Серенада для тенора, валторны и струнного оркестра. Стравинский. "Dumbarton Oaks".
-
30 марта 1960
6-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийВебер. «Приглашение к танцу». Салманов. Симфония № 2. Левитин. Концерт для валторны с оркестром. Берлиоз. Фрагменты из драматической легенды «Осуждение Фауста». Лист. Мефисто-вальс
-
31 марта 1960
(повтор программы 30 марта)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийВебер. «Приглашение к танцу». Салманов. Симфония № 2. Левитин. Концерт для валторны с оркестром. Берлиоз. Фрагменты из драматической легенды «Осуждение Фауста». Лист. Мефисто-вальс
-
13 мая 1961
4-концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийВебер. Увертюра к опере «Оберон». Сибелиус. «Туонельский лебедь» для оркестра из сюиты «Четыре легенды о Лемминкяйнене». Моцарт. Концерт для валторны с оркестром № 3. Брамс. Симфония № 4
-
14 мая 1961
(повтор программы 13 мая)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийВебер. Увертюра к опере «Оберон». Сибелиус. «Туонельский лебедь» для оркестра из сюиты «Четыре легенды о Лемминкяйнене». Моцарт. Концерт для валторны с оркестром № 3. Брамс. Симфония № 4
-
18 ноября 1961
6-й концерт 3-го абонемента сезона 1960-1961 гг.
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийБах. Сюита № 2 для флейты, струнных и чембало. Моцарт. Концерт для гобоя, кларнета, фагота и валторны с оркестром. Онеггер. Симфония № 3 «Литургическая»
-
19 ноября 1961
3-й концерт 5-го абонемента (повторение программы 18 ноября)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийБах. Сюита № 2 для флейты, струнных и чембало. Моцарт. Концерт для гобоя, кларнета, фагота и валторны с оркестром. Онеггер. Симфония № 3 «Литургическая»
-
21 ноября 1961
(повторение программы 18 и 19 ноября)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийБах. Сюита № 2 для флейты, струнных и чембало. Моцарт. Концерт для гобоя, кларнета, фагота и валторны с оркестром. Онеггер. Симфония № 3 «Литургическая»
-
15 января 1962
Сбор от концерта поступает в фонд мира
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсВ программе: Верди, Леонкавалло, Масканьи, Дворжак, Хачатурян, Вагнер, Вебер, Григ, Глазунов, Чайковский, Сибелиус, Брамс
-
29 марта 1964
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийР. Штраус. Концерт для валторны с оркестром № 1. «Альпийская симфония»
-
31 марта 1964
(повторение программы 29 марта)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийР. Штраус. Концерт для валторны с оркестром № 1. «Альпийская симфония»
-
28 июня 1964
8-й концерт 6-го абонемента
ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийР. Штраус. Концерт для валторны с оркестром № 1. «Альпийская симфония»
-
2 апреля 1966
5-й концерт 6-го абонемента
Вечер французской музыки
Дирижер – Арвид ЯнсонсФранк. Симфония. Сен-Санс. Концерт для скрипки с оркестром № 3. Дюка. Вилланелла для валторны с оркестром. Скерцо «Ученик чародея»
-
6 июня 1966
Вечер камерного балета и камерной музыки
В программе: И.-К. Бах, Рамо, Ибер, Дебюсси, Бозза, Бриттен, Пуленк
-
25 июня 1966
2-й концерт 2-го цикла
Симфонический концерт
Дирижер – Кирилл КондрашинШостакович. Концерт для виолончели с оркестром № 1. Симфония № 13
-
8 декабря 1966
Вечер камерного балета и камерной музыки
Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонииВ программе: И.-Х. Бах, Рамо, И.-С. Бах, Дебюсси, Арнольд, Бриттен, Пуленк
-
2 января 1967
Вечер камерного балета и камерной музыки
Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонииВ программе: Гайдн, Рамо, Бах, Дебюсси, Арнольд, Бриттен, Пуленк
-
3 апреля 1967
Вечер камерного балета и камерной музыки
Квинтет духовых инструментов Ленинградской филармонииАрнольд. Three Shanties. Бриттен. «Четыре метаморфозы по Овидию». Шостакович. Три афоризма. Пярт. Квинтеттино. Фалик. «Скоморохи». Пуленк. Секстет