Персоны
Мирра Фурер
Биография
Фурер Мирра Львовна – скрипачка, артистка группы 1-х скрипок ЗКР в 1950–1989.
Мирра Фурер, 1947 год. Фото из семейного архива.
Мирра Фурер родилась в Одессе и училась у Петра Столярского. В созвездии его воспитанников она будет любимицей, в 6 лет впервые выступит публично в дуэте с Эмилем Гилельсом, в 8 лет исполнит концерт Мендельсона с оркестром и станет самой юной участницей Смотра исполнителей в Москве. Все планы прервет война, на последнем пароходе семье Фурер удается эвакуироваться из Одессы, они живут в в Йошкар-Оле (Марийская АССР). Сюда Мирре приходит письмо от Миши Ваймана, еще недавно ее однокашника по одесскому классу Петра Столярского, а теперь ученика Ленинградской десятилетки, эвакуированной в Ташкент. Сюда переезжает и Мирра Фурер, в свой класс ее берет Юлий Эйдлин. Со школой к сентябрю 1944-го она возвращается в Ленинград, в 1946–1955 учится в консерватории, в 1947-м дебютирует на сцене Большого зала в концерте учащихся музыкальных учебных заведений Ленинграда и, единственная, удостаивается отдельного абзаца в рецензии, опубликованной в газете «Вечерний Ленинград» (21.06.1947):
«Консерватория выдвинула на концерт трех студенток: скрипачку Фурер, органистку Оксентян и певицу Мацкевич. Исполнение Фурер в сопровождении органа ‘’Чаконы’’ Витали отличалось глубиной и художественной законченностью. У Фурер – большой звук, точная интонация и фразировка».
Сольный концерт Мирры Фурер в Малом зале филармонии 16 декабря 1956 года. Партия фортепиано – Софья Вакман.
Фото из семейного архива.
Уже в 1950 году Мирра Фурер поступит по конкурсу в лучший оркестр страны – оркестр Мравинского, где будет играть почти 40 лет. В Заслуженном коллективе собираются отменные артисты, преданные музыке не по должности, а по призванию. Когда в 1961 году из состава ЗКР собирается камерный оркестр, которым долгие годы руководит Лазарь Гозман, Мирра Фурер играет и здесь. В камерном оркестре больше воздуха и свободы, с ним скрипачка выступает в обоих залах Филармонии, в том числе и как солистка.
Мирра Фурер в концерте 10 ноября 1981 года в Малом зале. Ленинградский камерный оркестр, дирижер – Александр Дмитриев
Фото из семейного архива.
В афишах Большого зала имя Мирры Фурер впервые появляется в декабре 1957 года среди солистов Концерта Вивальди для четырех скрипок и струнных. Этот концерт не раз прозвучит с участием Фурер и в Малом зале имени Глинки. На камерной филармонической сцене скрипачка выступает, пожалуй, чаще, чем многие другие артисты Заслуженного коллектива. Она играет здесь на вечере двойных скрипичных концертов с Борисом Гутниковым, дает сольные концерты в ансамбле с пианисткой Софьей Вакман. Несколько раз Мирра Фурер исполняет с Ленинградским камерным оркестром «Времена года» Вивальди. Этот цикл Вивальди, наряду с ми-мажорным концертом Баха и его сольной партитой № 2, входит в бенефисные программы Мирры Фурер в ноябре 1981 года в Малом зале, 2 декабря 1982-го – на последнем сольном выступлении в Большом зале.
В концерте 2 декабря 1982 года, Большой зал.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Среди ансамблевых партнеров Мирры Фурер есть и члены ее семьи: муж – виолончелист Алексей Лазько и сын – пианист Игорь Лазько. С Алексеем Лазько и Симфоническим оркестром филармонии под управлением Арвида Янсонса она исполнит в марте 1962 года в Большом зале двойной концерт Брамса.
Концерт в Малом зале 16 февраля 1968 года. Семейное исполнение: Мирра Фурер, Игорь Лазько (фортепиано), Алексей Лазько (виолончель).
Фото из семейного архива.
Иоганнесу Брамсу семейное трио посвятит концерт в Малом зале в 1968 году. Алексей Лазько будет среди участников и последнего выступления Мирры Фурер в Малом зале: 19 апреля 1983 года в ансамбле с Софьей Вакман, скрипачом Михаилом Эстриным и альтистом Владимиром Стопичевым музыканты исполнят изысканную программу, куда войдут «Семь слов Христа на кресте» Гайдна и фортепианный квинтет Брамса.
И. Р.
Концерты
-
4 декабря 1957
Вечер старинной музыки
Дирижер – Курт ЗандерлингВивальди. Концерт для четырех скрипок с оркестром. Бах. Бранденбургский концерт № 1. Моцарт. Дивертисмент № 17
-
5 января 1958
Вечер старинной музыки
Дирижер – Курт ЗандерлингВивальди. Концерт для четырех скрипок с оркестром. Бах. Бранденбургский концерт № 1. Моцарт. Дивертисмент № 17 для струнного оркестра и двух валторн
-
3 февраля 1960
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингБах. Пять фуг из сборника "Исукусство фуги". Бриттен. Серенада для тенора, валторны и струнного оркестра. Стравинский. "Dumbarton Oaks".
-
11 марта 1962
5-й концерт 11-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсСлонимский. Симфония № 1. Брамс. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»
-
21 марта 1969
(программка с составом оркестра)
Ленинградский камерный оркестр
Художественный руководитель – Лазарь ГозманВ программе: Вивальди
-
6 февраля 1970
(программка с составом камерного оркестра)
Антонио Вивальди
Ленинградский камерный оркестрВ программе: концерты Вивальди
-
11 декабря 1975
Вечер скрипичной музыки
Мирра ФурерГендель. Соната для скрипки и фортепиано ре мажор. Бетховен. Соната № 9 «Крейцерова». Брамс. Соната № 3. Венявский. «Легенда». Оригинальная тема с вариациями. Изаи. Соната-баллада для скрипки соло № 3
-
27 октября 1978 (днем)
1-й концерт абонемента «А». По рукописной книге регистрации концертов.
Музыка – детям
Дирижер – Леонид ГригорьевВ программе: Прокофьев, Шебалин, Вивальди, Керубини, Фалья, Фугин
-
28 октября 1978 (днем)
1-й концерт абонемента «Б», повтор дневной программы 27 октября. По рукописной книге регистрации концертов.
Музыка – детям
Дирижер – Леонид ГригорьевВ программе: Прокофьев, Шебалин, Вивальди, Керубини, Фалья, Фугин
-
2 декабря 1982
Бах и Вивальди
Дирижер – Пеэтер ЛильеБах. Концерт для скрипки с оркестром ми мажор. Партита для скрипки соло № 2. Вивальди. «Времена года»