Персоны

Рудольф Керер

1923–2013
Рудольф Керер в концерте в Малом зале Ленинградской филармонии, предположительно вторая половина 1960-х годов.
Рудольф Керер

Биография

Керер Рудольф Рихардович – пианист, педагог.

Рудольф Керер. Фото: Александр Крупнов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В новейших справочниках Рудольфа Керера (Rudolf Kehrer) представляют, как русско-немецкого пианиста. Но когда-то именно немецкие корни принесли ему немало испытаний. Он родился в Тбилиси в семье обрусевших, но сохранивших язык немцев. Отец держал мастерскую по ремонту фортепиано, и этот музыкальный инструмент был для мальчика естественным условием самой жизни. Заниматься он начал рано, в 1935-м, когда при консерватории открылась школа для одаренных детей, поступил туда в класс Анны Ивановны Тулашвили, у нее же начал учиться в консерватории, по ее инициативе в 1941 году собирался перевестись в Москву к Генриху Нейгаузу. Но когда началась война, Рудольфа Керера вместе со старшим братом, мамой и другими членами семьи сослали в глухую деревню в Казахстан. Отца репрессировали еще в 1938-м, в 1943-м семья получит известие о его смерти в лагере.


Рудольф Керер в концерте в Большом зале 7 октября 1961 года. Оркестр ЗКР, дирижер Карл Элиасберг.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Собираясь в ссылку, Рудольф Керер взял с собой чемодан нот, но играть ему будет не на чем ни в первые годы, ни позже, когда семья получит разрешение перебраться в более крупный населенный пункт: в местной школе окажется аккордеон, и Керер будет играть на нем.

В 1949 году ему выдают разрешение поступить в Учительский институт в Чимкенте, но только заочно, с условием во время пребывания являться в милицию для регистрации. В 1952-м он получит диплом и будет преподавать математику в школе. Здесь было фортепиано, и Керер начал заниматься. К роялю он не прикасался больше десяти лет. Этот срок мог стать непреодолимым препятствием для возвращения в музыку. Но когда после смерти Сталина в 1953 году семье разрешают покинуть место поселения и жить в городе, 30-летний школьный учитель математики едет в Ташкент поступать в консерваторию.

Концерт 7 октября 1961 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Случайная рекомендация приводит его к воспитанникам Ленинградской консерватории Виссариону Слониму и его жене Зельме Тамаркиной. Учебу они заканчивали во время войны в Ташкенте, куда Ленинградская консерватория была эвакуирована, Слоним – у Ольги Калантаровой, Тамаркина – у Павла Серебрякова. Оба вернулись в Ленинград, где Слониму дали консерваторский класс, но в 1951-м во время антисемитской кампании он был уволен и по ходатайству Дмитрия Шостаковича получил, вместе с женой, работу в Ташкенте. В класс Тамаркиной Рудольфа Керера приняли в 1954 году сразу на 3-й курс, а в 1957-м выдали диплом с отличием и пригласили на преподавательскую работу.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Имя Керера станет известным в 1961 году после его неожиданной победы на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (возрастной ценз конкурса позволял участие в нем до 35 лет, и Керер получал специальное разрешение). В интервью журналу «Музыкант», Рудольф Керер, сохранивший в памяти на склоне своей долгой жизни все ее подробности, рассказывает, что готовясь к конкурсу, максимум о чем мечтал, это пройти на II тур. Но и на нем, и на финальном III туре он набирает по 50 из 50-ти возможных баллов.

Жизнь меняется в один день. Теперь Рудольф Рихардович Керер – преподаватель фортепианной кафедры Московской консерватории, солист Московской филармонии. В столицу он перевозит семью (жену и двоих сыновей), начинает гастролировать – сначала по городам СССР, потом и по странам соцлагеря. И в аннотациях к концертным программкам, и в рецензиях перечисляются географические точки его необычной биографии – Тбилиси, Казахстан, Ташкент, но не называются причины перемещений пианиста, хотя на дворе – хрущевская «оттепель», изменившая его судьбу.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С 1961 года Рудольф Керер каждый сезон выступает в Ленинградской филармонии, и публика безоговорочно принимает его с первой встречи. Он дает сольные концерты (Бах, Скарлатти, Моцарт, Лист, Брамс, Чайковский, Скрябин, но чаще – Бетховен и Шопен), а последний (26-й) клавирабенд играет 7 июня 2000 года.

Рудольф Керер в концерте 23 апреля 1979 года. Симфонический оркестр филармонии, дирижер Богумил Грегор (Чехословакия).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С 1964-го до 1990-го сольные вечера пианиста проходят и в Малом зале имени Глинки, где он также несколько раз выступает с Оркестром старинной и современной музыки.

Много играет Керер в Большом зале с филармоническими оркестрами ЗКР и АСО – под управлением Карла Элиасберга, Бориса Хайкина, Натана Рахлина, Юрия Темирканова, Одиссея Димитриади, Юрия Симонова, Александра Дмитриева. Приезжает на гастроли с московскими коллективами – Госоркестром и Евгением Светлановым (1965, 1969), оркестром Московской филармонии и Кириллом Кондрашиным (1962, 1971), БСО и Владимиром Федосеевым (1977). Он исполняет концерты Бетховена (№№ 1, 2, 3, 4, чаще № 5: первый раз в октябре 1961, последний в июне 1997), концерты Моцарта (№ 21), Шопена (№ 1), Листа (№ 1), Чайковского (№ 1), Брамса (№ 1), Грига, Рахманинова (№ 2), Прокофьева (№ 1), Шостаковича (№ 1), Хачатуряна. Уже в свой второй приезд в Большой зал в октябре 1961 года Рудольф Керер играет вечер фортепианных концертов, объединив в одной программе Пятый Бетховена, Второй Рахманинова и Первый Прокофьева. Это не единичный случай в практике пианиста. Таких вечеров в Филармонии будет несколько. В апреле 1984-го, например, Керер исполнит в одной программе концерты № 4 Бетховена, № 1 Брамса и фа-минорный концерт Баха.


Рудольф Керер в концерте в Большом зале 30 ноября 1995 года, посвященном открытию Второго Международного конкурса пианистов имени С. С. Прокофьева. Фото: Владимир Васильев
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1990 году Рудольфа Керера приглашают в Вену в жюри международного конкурса, после которого предлагают место профессора Венской музыкальной академии. Среди его учеников и братья Манц – сыновья эмигрантки из России, владелицы сети отелей в Швейцарии. Когда в 1998 году у профессора заканчивается контракт, она предлагают ему переехать с женой в Швейцарию, и последние годы Рудольф Керер живет в Цюрихе. Оттуда 81-летний пианист приезжает в Большой зал на выступление с Академическим симфоническим оркестром филармонии. В программе 14 июня 2004 года – концерты Баха – для двух, трех и четырех фортепиано. В исполнении тройного и четверного концертов, вместе с солистом АСО Николаем Мажарой, Сашей Манц и Мишей Манц, за первым роялем играет Рудольф Керер.

И. Р.


Концерты

  • 19 мая 1961

    Фортепианный вечер
    Рудольф Керер

    В программе: Бах–Бузони, Шуман, Прокофьев, Шуберт–Лист, Вагнер–Лист, Лист, Шопен

  • 21 мая 1961

    Фортепианный вечер
    Рудольф Керер

    Бах–Бузони. Токката и фуга для органа до мажор. Бетховен. Соната № 23 «Аппассионата». Глазунов. Тема с вариациями. Лист. «Сонет Петрарки» № 123. Мефисто-вальс

  • 6 октября 1961

    1-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Глазунов. Симфония № 7 «Пасторальная». Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

  • 7 октября 1961

    Вечер фортепианных концертов
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 8 февраля 1962

    (общая программка-буклет на 8, 9, 11 и 12 февраля, с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Шостакович. Симфония № 4

  • 12 февраля 1962

    (общая программка-буклет на 8, 9, 11 и 12 февраля, с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Художественный руководитель и главный дирижер – Кирилл Кондрашин

    Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Шостакович. Симфония № 4

  • 6 апреля 1962

    Фортепианный вечер
    Рудольф Керер

    В программе: Бах–Бузони, Брамс, Шуберт–Лист, Шуман, Прокофьев, Лист

  • 22 января 1963

    Фортепианный вечер
    Рудольф Керер

    В программе: Бах–Бузони, Брамс, Дебюсси, Лист

  • 23 января 1963

    3-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Вебер. Увертюра к опере «Эврианта». Мушель. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Малер. Симфония № 1.

  • 14 февраля 1963

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Малер. Симфония № 1. Мушель. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Равель. Болеро.

  • 11 октября 1963

    1-й концерт 8-го абонемента (для трудящихся фабрик и заводов Ленинграда)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Светланов

    Рахманинов. Фантазия «Утес». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Светланов. Симфония си минор

  • 13 октября 1963

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Блажков

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Прокофьев. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1.

  • 25 января 1964

    Фортепианный вечер
    Рудольф Керер

    Бетховен. Соната № 13. Соната № 14 «Лунная». Шуман. Фантазия. Прокофьев. Соната № 7

  • 17 июня 1964

    8-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Дебюсси. «Маленькая сюита». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Вейнбергер. Полька и фуга из оперы «Шванда»

  • 18 июня 1964

    (повторение программы 17 июня)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Дебюсси. «Маленькая сюита». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Вейнбергер. Полька и фуга из оперы «Шванда»

  • 27 февраля 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Светланов

    Глазунов. Лирическая поэма. Рахманинов. Симфонические танцы. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Равель. «Дафнис и Хлоя», 2-я сюита из балета.

  • 23 мая 1965

    Фортепианный вечер
    Рудольф Керер

    В программе: Бах–Фейнберг, Брамс, Шуберт, Лист

  • 22 мая 1966

    Фортепианный вечер
    Рудольф Керер

    Бетховен. Соната № 8 «Патетическая». Шуберт. Четыре экспромта. Шопен. Соната № 2. Два ноктюрна. Баллада № 1

  • 26 декабря 1966

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Глазунов. Симфония № 8. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Лист. Симфоническая поэма «Прелюды»

  • 27 декабря 1966

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Глазунов. Симфония № 8. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5.




Другие материалы

Фердинанд Ляйтнер

Фердинанд Ляйтнер

Дирижер 1912–1996
Берил Кимбер

Берил Кимбер

Скрипка Род. в 1928

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»