Персоны
Юрий Смирнов
Биография
Смирнов Юрий Авенирович – пианист.
Впервые Юрий Смирнов играл в Большом зале Ленинградской филармонии в мае 1961 года в отчетном концерте школы-десятилетки Ленинградской консерватории как ученик класса Татьяны Борисовны Румшевич. Спустя почти четверть века, 2 мая 1985-го, он выступит в Малом зале в программе, посвященной 55-летию педагогической работы своей первой учительницы, завершив концерт 7-й сонатой Прокофьева.
После школы Юрий Смирнов поступит в Московскую консерваторию в класс Льва Оборина, курс окончит в 1975-м уже у Бориса Землянского, от него поедет в Рио-де-Жанейро на Конкурс имени Вила-Лобоса и получит I премию (1974). В аспирантуре Смирнов учится у Евгения Малинина (1975–1978). Смена педагогов, репутация трудного студента – лишь внешнее отражение поисков способа претворить в игре собственное слышание музыки. Оно у Смирнова всегда было своеобразным. Но каждый, кто впервые слышал пианиста, запоминал его навсегда. Рояль под его пальцами звучал как исторический инструмент, и сам музыкант казался артистом из европейских камерных залов доромантических столетий. Старинную музыку он, впрочем, почти не играл, но его исполнение Вебера, Моцарта, Шуберта слушалось как аутентичное (хотя слова такого еще не знали). Юрий Смирнов много играл из ХХ века, словно вписывая новые опусы в контекст всей истории музыкального искусства.
В Филармонии состоялись лишь три сольных концерта Смирнова, все они прошли в Малом зале. Их программы имели безупречную внутреннюю логику: пианист соединял Баха и Хиндемита со Скрябиным и Мессианом (1977); Шенберга с малоизвестным Шубертом и транскрипциями – Шуберт–Лист, Вагнер–Лист (1980); Прокофьева (к 90-летию композитора) – с пьесами Мусоргского, Бородина, Лядова, Клементи и Грига (1981). Внимательному слушателю эти «квесты» доставляли эстетическое, интеллектуальное и этическое удовольствие.
Филармоническая публика знала Юрия Смирнова прежде всего как ансамблиста. В Большом и Малом залах он в 1970–1980-е годы выступал в основном с Гидоном Кремером и Татьяной Гринденко, с ними записал и несколько пластинок. В Филармонии музыканты исполняли многих современников, были и премьеры – в первую очередь Шнитке, но также Сильвестрова, Кейджа.
В начале 1990-х Юрий Смирнов переедет в Вену. В 1993-м он станет участником венского «Брамс-трио», в состав которого войдут скрипач Борис Кушнир и виолончелист Орфео Мандоцци. В этом же году Брамс-трио выступит на авторском фестивале Гидона Кремера в Локенхаузе, в 1996-м получит I премию на Фестивале камерной музыки во Франции, в апреле 1997 года даст концерт в Малом зале Петербургской филармонии. На лето 1998 года были запланированы следующие петербургские гастроли трио, но они не состоялись. Вскоре Смирнова в ансамбле сменит пианистка Ясминка Станчул, с которой «Брамс-трио» и выступит еще несколько раз в Петербурге.
Сам пианист в 1990-е (кажется, это был 1993-й) приезжал сюда еще лишь раз: как концертмейстер скрипичного класса профессора Венского университета музыки и исполнительских искусств Доры Шварцберг, Юрий Смирнов аккомпанировал ее ученикам в концерте, состоявшемся в зале Капеллы.
И. Р.
Концерты
-
14 мая 1961
Отчетный концерт учащихся Средней специальной музыкальной школы Ленинградской консерватории
В программе: Боккерини, Госсек, Шуман, Шопен, Шредер, Глюк, Шостакович, Соловьев-Седой, Прокофьев, Дебюсси, Лист, Сарасате, Рахманинов, Гендель, Венявский, Мендельсон, Цабель, Шопен, Глазунов, Сен-Санс, Рахманинов, Матвеев, Даргомыжский, Дунаевский, Шостакович
-
27 марта 1971
Вечер скрипичной музыки
Гидон КремерВ программе: Бах, Бетховен, Салманов, Эрнст
-
21 сентября 1976
Вечер скрипичной музыки
Татьяна ГринденкоВ программе: Моцарт, Барток, Мессиан, Мартынов, Шуберт
-
27 октября 1977
Вечер скрипичных концертов
Дирижер – Эри КласПярт. Двойной концерт для двух скрипок, клавесина и подготовленного рояля «Tabula rasa». Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром. Шнитке. Concerto grosso для двух скрипок, клавесина, подготовленного рояля и струнных