Персоны

Татьяна Гринденко

Род. в 1946

Биография

Гринденко Татьяна Тихоновна – скрипачка.

Биография Татьяны Гринденко поначалу ничем не отличалась от биографии других музыкально одаренных детей. В 6 лет девочку приняли в харьковскую Специальную музыкальную школу, в 8 лет она уже играла с харьковским оркестром концерт Баха, затем после недолгой учебы в Ленинградской десятилетке поступила в московскую Центральную музыкальную школу в класс Юрия Янкелевича. У него же окончила консерваторию (1971) и аспирантуру, попутно собирая конкурсные премии – первые на IX Всемирном фестивале молодежи в Софии (1968), на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1969) и Международном конкурсе скрипачей имени Венявского (1972), четвертую – на IV Международном конкурсе имени Чайковского (1970).

Но потом что-то пошло не так. Традиционному репертуару концертирующих скрипачей и большим оркестрам Татьяна Гринденко предпочла старинную и современную музыку, камерные оркестры и ансамблевое музицирование. «Скрипачка, которая не пожелала быть „звездой“», как однажды назвали Гринденко, выбрала свой путь.

На этом пути были не только академические жанры: в 1976 году она входит в состав рок-группы «Бумеранг», затем «Форпост», уже в 2005-м со своим ансамблем ‘’OPUS POSTH’’, с лидером группы «АукцЫон» Леонидом Федоровым и контрабасистом Владимиром Волковым записывает альбом «Таял», признанный журналом «Афиша» лучшим русским альбомом года.

Гринденко не меняется с возрастом, оставаясь всегда открытой для экспериментов. Сейчас это кажется естественным, но в 1970-е воспринималось непростительной дерзостью. На академическую сцену она, к примеру, могла позволить себе выйти босиком, считая, что характер программы не предполагает наличие обуви. Непокорную Гринденко в 1978 году «прикрыли» – на протяжении десяти лет не выпускали на зарубежные гастроли, лишали престижных залов. Но эти обстоятельства никак не повлияли на способ ее существования и философию жизни, которая определяет и круг профессионального общения скрипачки. В 1970-е это композиторы Валентин Сильвестров, Арво Пярт, Альфред Шнитке, скрипач (а тогда и муж) Гидон Кремер. Их совместные концерты проходили и в Большом зале Ленинградской филармонии.

Дебютировала Гринденко здесь в концерте лауреатов Всесоюзного конкурса 3 апреля 1970 года. Но еще в декабре 1969-го выступила в этом качестве в зале Капеллы с Симфоническим оркестром филармонии под управлением Юрия Темирканова (программа не сохранилась, есть сведения в картотеке). В мае 1970-го скрипачка играет в Большом зале с Заслуженным коллективом концерт Чайковского. И это окажется одной из редких традиционных программ Татьяны Гринденко в Филармонии.

С января 1972 года следует череда ее совместных выступлений с Гидоном Кремером (сонаты для двух скрипок Телемана, Регера, Прокофьева), с Борисом Пергаменщиковым (церковные сонаты Моцарта). 27 октября 1977 года в программе с Симфоническим оркестром под управлением Эри Класа звучат два посвященных Гринденко и Кремеру сочинения: ленинградская премьера ‘’Tabula rasa’’ Арво Пярта и Concerto grosso № 1 Альфреда Шнитке (впервые музыканты исполнили Concerto grosso 21 марта 1977-го в Малом зале имени Глинки).

Когда покинувшему СССР Кремеру впервые после длительного перерыва разрешили в мае 1988 года выступить в Ленинградской филармонии, они вновь появляются с Гринденко в совместных программах: исполняют в Малом зале опусы для двух скрипок Карлхайнца Штокхаузена и Виктора Суслина, повторяют уже игранные когда-то сочинения, в их числе и ‘’Tabula rasa’’ Пярта с оркестром «Кремерата Балтика» (2014). А в 1997 году на фестивале к 90-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича играют в Большом зале его Квартеты № 2 и № 8 в составе звездного ансамбля – Гидон Кремер, Татьяна Гринденко, Юрий Башмет и организатор фестиваля Мстислав Ростропович.

В залах Филармонии проходят и сольные концерты скрипачки, в программах, наряду с Моцартом, Шубертом, современная и старинная музыка. Среди пианистов, с которыми играет Гринденко, прекрасный музыкант Юрий Смирнов. Но чаще всего она выступает в ансамбле с Алексеем Любимовым. 1 марта 1977 года они представляют в Малом зале программу светской музыки позднего европейского Средневековья, затем будут концерты французского, немецкого барокко. В концертах объединяются с близкими по духу музыкантами – сопрано Лидией Давыдовой, тенором Алексеем Мартыновым, перкуссионистом Марком Пекарским, флейтистом Олегом Худяковым.

В филармонических залах Татьяна Гринденко и Алексей Любимов играют вечера сонат Баха, Моцарта, с Литовским камерным оркестром Саулюса Сондецкиса – двойные концерты Вивальди, Гайдна. В 1982 году они создадут собственный ансамбль «Академия старинной музыки» – один из первых в стране коллективов, ориентированных на аутентичное исполнение. В «Академии» на виоле да гамба играет брат скрипачки – Анатолий Гринденко. Какое-то время Татьяна Гринденко сама собирала музыкальные инструменты, близкие к историческим аналогам.

Ансамблем «Академия старинной музыки» Гринденко руководит и сегодня. В Малом зале Петербургской филармонии музыканты последний раз выступали с концертом на фестивале «Музыкальная коллекция» 2 июня 2011 года. Но в это время руководитель «Академии» больше увлечена другим своим коллективом – ансамблем ‘’OPUS POSTH’’, который она создает в 1999 году специально для проекта «Новое сакральное пространство». Этот ансамбль – общее детище Татьяны Гринденко и ее мужа композитора Владимира Мартынова.

Его пьесы скрипачка исполняла в филармонических концертах с 1973 года, в 1977 году играла в созданной Мартыновым рок-группе «Форпост». Близок оказался Гринденко и уход Мартынова от традиционного понимания места композитора в современном музыкальном контексте. Собственную философию композиторского творчества Мартынов позже изложит в книгах «Конец времени композиторов» (М.: Русский путь, 2002) и «Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности» (М.: Классика-XXI, 2005). Если кратко, то заключается она в том, что вся авторская музыка уже написана и ресурсы ее исчерпаны, а единственно возможный сегодня путь – посткомпозиторская музыка, в которой важнее автора становятся некомпозиторские практики – фольклор, григорианика, византийское осьмигласие, при этом в процессе самого концерта ключевыми являются элементы ритуала и коллективной работы музыкантов и публики.

В авторстве, впрочем, Владимир Мартынов себе не отказывает: в 2008-м в Малом зале ансамбль Татьяны Гринденко "OPUS POSTH." представляет в Петербургской филармонии его сочинение "Der Abshied" (памяти отца), в ноябре 2010-го в Большом зале – этномифологическую сюиту на тексты Велимира Хлебникова «Дети выдры» (вместе с фольклорным ансамблем из Тывы «Хуун-Хуур-Ту» и пермским хором «Млада»).

Несколько концертов ансамбль "OPUS POSTH." дает в Большом зале в 2014 году. На Великопостных сезонах в марте (программу повторят в июне) соединяет сочинения Генделя и Вивальди с минималистическими опусами Гласса и Мартынова и Маленькими притчами для детей и взрослых Монаха Варнавы (Савина). На зимнем фестивале «Площадь Искусств» в декабре включают в программу музыку Генри Пёрселла и современников – Александра Маноцкова и Майкла Наймана.

Свой последний на момент написания статьи концерт в Большом зале Татьяна Гринденко и ее ансамбль "OPUS POSTH." дали 24 марта 2018 года. Он был посвящен памяти режиссера Юрия Петровича Любимова, с которым ансамбль сотрудничал несколько лет, а в 2004-м, к 40-летию театра, участвовал в премьере спектакля Любимова «Идите и остановите прогресс (Обэриуты)». В программу этого мемориального вечера вошла музыка Мартынова к спектаклю «Старик и море» ученика Любимова Анатолия Васильева, с которым Татьяну Гринденко тоже связывала совместная работа.

В спектаклях театра Васильева «Школа драматического искусства» Гринденко была музыкальным руководителем постановок «Король-пастух» Галуппи (1998) и «Моцарт и Сальери» (1999). В ее послужном списке и другие театральные работы: участие в экспериментальной постановке Екатерины Поспеловой «Волшебной флейты» в театральном центре «На Страстном» (2004), русской оперы Фомина «Орфей и Эвридика», представленной в режиссуре Ильи Эпельбаума в московском театре «Тень» (2006).

Перед Татьяной Гринденко открывались блестящие перспективы скрипача-виртуоза. После разрешения на зарубежные гастроли (1988) она концертировала по миру, играла с оркестрами Вены и Лондона, Лейпцига и Лос-Анджелеса, Базеля и Парижа – под управлением Курта Мазура, Курта Зандерлинга, в стране – Кирилла Кондрашина, Геннадия Рождественского, Юрия Темирканова… Но шумной славе она предпочла открытия неизведанных территорий – новой (даже если она старая) музыки, новых форм музицирования, новых смыслов. Эти открытия разделяет с Татьяной Гринденко и ее преданная петербургская публика, которая сегодня, как и полвека назад, ждет от встреч с музыкантом и ее ансамблями нестандартных программ и неожиданных впечатлений.

И. Р.


Концерты

  • 26 декабря 1969

    (анонс, картотека)

    Концерты лауреатов Всесоюзного конкурса скрипачей
    Солистка –Татьяна Гринденко
    Дирижер – Юрий Темирканов

    (программа не указана)

  • 3 апреля 1970

    (названия конкурсов не указаны)

    Концерт лауреатов Первых премий Всесоюзных конкурсов 1969 года

    В программе: Франкер, Кодаи, Чайковский, Скрябин, Лист, Бетховен, Паганини, Сен-Санс – Изаи, Моцарт, Стравинский

  • 17 мая 1970 (днем)

    4-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Владислав Чернушенко

    Котляревский. Поэма-картина «Разлив». Чайковский. Концерт ля скрипки с оркестром. Симфония № 4

  • 12 января 1972

    Вечер сольной скрипичной музыки
    Гидон Кремер
    Татьяна Гринденко

    В программе: Телеман, Бах, Прокофьев, Изаи, Паганини, Паганини–Эрнст

  • 7 января 1973

    Вечер скрипичной музыки
    Гидон Кремер

    В программе: Стравинский, Моцарт, Шуберт, Прокофьев, Франк

  • 10 февраля 1973

    Концерт студентов и выпускников класса скрипки профессора Юрия Янкелевича

    В программе: Прокофьев, Крейслер, Сен-Санс, Дебюсси, Шостакович–Цыганов, Паганини, Шимановский, Изаи, Вивальди, Сарасате

  • 14 марта 1975

    Вечер скрипичной музыки
    Концерт воспитанников класса профессора Ю. И. Янкелевича

    В программе: Шоссон, Шопен–Вильгельми, Изаи, Бетховен, Брамс, Бриттен, Равель, Сен-Санс, Моцарт, Паганини–Шимановский, Крейслер

  • 5 мая 1976

    Вечер скрипичной музыки
    Гидон Кремер

    В программе: Бах, Моцарт, Малер, Шнитке, Р. Штраус, Боккерини

  • 21 сентября 1976

    Вечер скрипичной музыки
    Татьяна Гринденко

    В программе: Моцарт, Барток, Мессиан, Мартынов, Шуберт

  • 27 октября 1977

    Вечер скрипичных концертов
    Дирижер – Эри Клас

    Пярт. Двойной концерт для двух скрипок, клавесина и подготовленного рояля «Tabula rasa». Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром. Шнитке. Concerto grosso для двух скрипок, клавесина, подготовленного рояля и струнных

  • 4 января 1979

    Вечер инструментальных концертов
    Солисты – Татьяна Гринденко и Гидон Кремер
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Виотти. Концертная симфония для двух скрипок, двух гобоев, двух валторн и струнного оркестра № 1. Хенце. «Il Vitalino raddoppiato» для скрипки и камерного оркестра. Пярт. Двойной концерт «Tabula rasa» для двух скрипок, струнных и подготовленного рояля. Шуберт. Полонез для скрипки и маленького оркестра

  • 20 сентября 1980

    Литовский камерный оркестр
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    В программе: Вивальди

  • 24 апреля 1983

    Классика и современность
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Моцарт. Три Зальцбургские симфонии (дивертисменты). Шнитке. Concerto grosso для двух скрипок, клавесина, подготовленного рояля и струнных № 1

  • 27 марта 1985

    Юбиляры четырех столетий
    Шютц (к 400-летию со дня рождения)
    Д. Скарлатти (к 300-летию со дня рождения)
    Гендель (к 300-летию со дня рождения)
    Бах (к 300-летию со дня рождения)
    Берг (к 100-летию со дня рождения)
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Шютц. «Новогоднее песнопение». Д. Скарлатти. Три сонаты для фортепиано. Гендель. Concerto grosso, соч. 6 № 4. Бах. Кантата № 6 «Bleib bei uns, denn es will Abend werden». Берг. Канон. Шнитке. Concerto grosso № 3

  • 29 мая 1985

    Сонатный вечер

    Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано ми-бемоль мажор. Соната для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор. Семь церковных сонат (Kirchen-Sonaten) для двух скрипок, виолончели и органа




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»