Персоны

Илья Брик

1876–1942
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Илья Брик

Биография

Брик Илья Осипович – виолончелист, в 1921–1941 солист Заслуженного коллектива академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии.

Музыканты Филармонического оркестра: Георгий Амосов, Александр Васильев, Илья Брик, Виктор Заветновский
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1895 году Илья Брик окончил Венскую консерваторию по классу виолончели. Вернувшись в Россию, выступал в камерных концертах в Петербурге и других городах как солист и ансамблист. В Филармоническом оркестре Брик начал работать в 1921 году как помощник концертмейстера группы, а в 1923-м возглавил группу виолончелей. На этой позиции он оставался до эвакуации оркестра в Новосибирск осенью 1941 года.

Брик с коллективом не уехал, играл в оркестре Радиокомитета. В первую блокадную зиму 1942 года музыкант умер от истощения. Вера Инбер вспоминает:

"12 октября 1941 года. Большой зал Филармонии – увертюра к опере "Иван Сусанин", Пятая симфония Чайковского. Концертмейстер виолончельной группы профессор И. О. Брик вел свою партию, превозмогая боль от ожога, полученного накануне при тушении пожара". («Почти три года. Ленинградский дневник», РИПОЛ-классик, 2015)

Илья Осипович Брик входил в круг авторитетнейших музыкантов оркестра. Коллеги отмечали не только его яркое музыкальное дарование, но и крутой нрав, а порой и чрезмерную резкость суждений. Брик мог публично вступить в спор с дирижером по поводу трактовки исполняемой партитуры, что иногда заканчивалось конфликтом. Об этой особенности музыканта вспоминает Кирилл Кондрашин:

«Больше всего сохранилось преданий в Ленинграде о старейшинах Ленинградского оркестра филармонии, о Заслуженном коллективе республики, который всегда являлся грозой дирижеров. Там боялись и появляться. Они никого не признавали. Оркестром управлял совет старейшин, а во главе стоял Илья Осипович Брик, пожилой человек, абсолютно лысый. Он отличался знанием языков, и, так как в то время (это были двадцатые годы) приезжали многие иностранные дирижеры, он был весьма полезен… Брик был самым активным дирижероненавистником и любил делать замечания дирижерам, но помимо этого давал и советы. Он, когда дирижировал гастролер-иностранец, часто переводил не то, что тот говорил, а свои замечания. Бывали случаи, когда дирижер по-немецки говорил, чтобы контрабасы играли спикато. Брик переводил: — Тромбоны, тише!

Кроме того, все знали, что если Брик вынимает платок во время игры и начинает вытирать им голову, то надо смотреть на него, а не на дирижера. И своим качанием головой он поправлял темп, с его точки зрения, неправильно взятый дирижером. Мало того, если все предпринятые действия не помогали, то он принимался отстукивать кончиком смычка темп по подставке дирижера». Музыканты Филармонического оркестра ЗКР
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича


С 1925-го по 1933 год Илья Брик играл в камерных концертах как участник трио и квартета, а также выступал, в ансамбле с другими солистами оркестра, в авторских вечерах Дариюса Мийо и Альфредо Казеллы, проходивших в Большом зале под управлением композиторов в 1926 году. В составе квартета музыкант играл и в Малом зале Филармонии, располагавшемся тогда в нынешнем Бетховенском фойе БЗФ.

И. Р.


Концерты

  • 22 ноября 1925

    Камерно-хореографический концерт

    В программе: Рахманинов, Чайковский, Пуни, Русские былины, Русские песни, Венгерский танец

  • 21 марта 1926

    Концерт Дариюса Мийо и Жана Винера

    В программе: Мийо, Сати, Пуленк, Винер

  • 4 мая 1926

    В ознаменование 150-летия Ленинградского Горного института

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Владимир Дранишников

    В программе: Лядов, Вагнер, Глазунов, Шиллингс, Чайковский, Брамс, А. Герман, Глинка, Римский-Корсаков, Глиэр, Григ

  • 4 декабря 1926

    Концерт Альфредо Казелла (Италия)
    При участии Анны Кернер и солистов Филармонического оркестра

    Вивальди. Концерт для струнных ля минор. Кастельнуово-Тедеско. «Кипарисы» для фортепиано. Казелла. 11 детских пьес для фортепиано. «Три средневековые песни» для голоса и фортепиано. «Марионетки» для девяти инструментов. Сицилиана и бурлеска для скрипки, виолончели и фортепиано. Стравинский. Соната для фортепиано

  • 26 марта 1927

    Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
    V концерт
    Дирижер – Николай Малько

    Бетховен. Траурный марш из симфонии № 3 «Героической». Симфония № 1. «Шотландские песни» для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано. Музыка к трагедии «Эгмонт»

  • 21 ноября 1927

    (машинопись и рукопись)

    Симфонический концерт Госакфилармонии для Красной Армии
    Дирижер – Николай Малько

    В программе: Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Аренский, Мусоргский, Бородин, Шуберт

  • 28 апреля 1928

    9-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Хиндемит. Камерная музыка № 1 для двенадцати инструментов. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Танеев. Симфония № 1

  • 3 марта 1932

    (анонс)

    Показательный концерт художественной продукции филармонии,
    устраиваемый в честь I рабочего шефа филармонии завода «Красный гвоздильщик»

    В программе: Глинка, Мусоргский, Вебер, Бетховен, Крейслер, Сарасате, Чайковский, Шуберт, Цейтлин, Поппер, Ипполитов-Иванов, Брамс, Тома, Моцарт, Корчмарев

  • 28 октября 1932

    (анонс)

    Вокальный вечер
    Артист Госоперы Николай Печковский

    В программе: Тома, Понкьелли, Вагнер, Леонкавалло, Шуберт, Брамс, Григ, Чайковский, Василенко, Римский-Корсаков, Танеев

  • 5 декабря 1932

    (анонс)

    Вокальный вечер
    Солистка Большого театра
    Валерия Барсова

    В программе: Лист, Россини, Аренский, Доницетти, Бенедикт, Беллини, Беттинелли

  • 8 января 1933

    (анонс)

    Солистка Большого театра
    Елена Степанова

    В программе: Аренский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Лист, Гуно, Григ, Тома

  • 14 февраля 1933

    (анонс)

    Вокальный вечер
    Солист Большого театра Александр Пирогов

    В программе: Рубинштейн, Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Вагнер, Массне, Рахманинов, Прокофьев, Шведов

  • 6 апреля 1941

    (программка с составом оркестра)

    Творческий самоотчет артистов Заслуженного коллектива Республики симфонического оркестра Филармонии

    В программе: Бёме, Цабель, Бах, Шуман, Гендель, Глиэр, Вебер, Марчелло, Хренников, Римский-Корсаков, Палиашвили, Кулау, Щелоков, Гале, Вивальди, Прокофьев, Мендельсон



«‎Ворошиловец»‎ № 22

К 15-летию Филармонии 26 апреля 1934



Другие материалы

Михаил Дудко

Михаил Дудко

Артист балета 1902–1984
Василий Качалов

Василий Качалов

Актер 1875–1948

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»