Персоны

Андрей Баланчивадзе

1906–1992
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Андрей Баланчивадзе

Биография

Баланчивадзе Андрей Мелитонович – грузинский композитор, брат Джорджа Баланчина.

В детстве братьев Баланчивадзе окружала атмосфера преклонения перед русской и грузинской культурой, которая царила в их петербургской квартире. Достаточно сказать, что отец Андрея и Георгия, Мелитон Баланчивадзе, выиграв крупную сумму в лотерею, пожертвовал почти все деньги Русскому музыкальному обществу на издание писем Михаила Глинки, музыку которого страстно любил. Сам Мелитон Антонович был композитором, музыке он с детства учил и младшего сына Андрея, который, по собственному признанию, уже лет с восьми начал сочинять небольшие пьесы. С детства водили братьев и на спектакли в Мариинский театр, где позднее будет танцевать Георгий Баланчин, однако младший брат этого не увидит: в 1918 году он вместе с матерью перебирается в Грузию, поступает в музыкальное училище в Кутаиси, основанное его отцом, а затем и в Тбилисскую консерваторию. В Ленинград он вернется уже после эмиграции брата, об успехах Георгия, теперь Джорджа, будет узнавать из писем, а балеты Баланчина увидит только в 1962 году в Москве, когда тот привезет свою нью-йоркскую труппу на первые советские гастроли в Большой театр.

В Ленинградской консерватории Андрей Баланчивадзе учится на двух факультетах: как пианист – у Марии Юдиной, как композитор – у Александра Житомирского и Владимира Щербачева. Получив диплом в 1931 году, вернется в Тбилиси, где станет одним из основателей советской грузинской композиторской школы. Конечно, музыканта периодически упрекают братом-«невозвращенцем», однако карьера его складывается более чем благополучно. В 1930-е годы Баланчивадзе служит музыкальным руководителем Грузинского драматического театра, в 1940-е – художественным руководителем Государственного симфонического оркестра Грузинской ССР, преподает и заведует кафедрой композиции в Тбилисской консерватории. В его квартире во время визитов в Грузию гостят Тихон Хренников, Дмитрий Шостакович, Мария Юдина, Георгий Свиридов, Александр Гаук. Его оперы и балеты ставятся не только в Грузии, но и по всей стране, в том числе в столичном Большом театре. Его симфонические и инструментальные опусы входят в репертуар столичных и республиканских коллективов.

В Большом зале Ленинградской филармонии чаще всего звучит Третий фортепианный концерт Андрея Баланчивадзе. Написанный в 1952 году, он был впервые исполнен близким другом музыканта – пианистом Львом Обориным, а в Ленинграде его играют молодые пианисты, начинающие свою карьеру: ученица школы-десятилетки при консерватории Алла Ремнева, совсем юная в те годы Екатерина Мурина (в программках 1950-х, когда Концерт входил в репертуар пианистки, в афишах ее еще называли Катей Муриной). В 1962 году Андрей Баланчивадзе исполнит Третий фортепианный концерт и сам, Заслуженным коллективом дирижировал Гаук, неоднократный интерпретатор музыки грузинского композитора.

Через полгода, в октябре 1962-го, Баланчивадзе приехал в Москву на первую с 1920-х годов встречу с братом, вместе они побывали и в Тбилиси, где американец Джордж Баланчин с трудом высиживал традиционно пышные грузинские застолья, посетил могилы родителей, слушал и сочинения Андрея Баланчивадзе. По словам сына Андрея Мелитоновича, пианиста Джарджи Баланчивадзе, у его знаменитого дяди возникла даже идея поставить в Нью-Йорке балет на музыку брата, но замысел он не осуществил.

Именно Джарджи Баланчивадзе в 1968 году представит публике Большого зала Ленинградской филармонии Четвертый фортепианный концерт отца. Сам Андрей Баланчивадзе в качестве исполнителя на эту сцену больше не выйдет. В 1970–1980-е годы ленинградские премьеры грузинского композитора в Большом зале представлял дирижер Одиссей Димитриади, а затем они постепенно ушли из филармонического репертуара.

О. Р.


Концерты

  • 6 мая 1962

    5-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Мясковский. Симфония № 1. Баланчивадзе. Концерт для фортепиано и струнного оркестра № 3. Вайнберг. Симфония № 3




Другие материалы

Наталия Арзуманова

Наталия Арзуманова

Фортепиано Род. в 1946
Фрида Бауэр

Фрида Бауэр

Фортепиано 1919–2016

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»