Персоны
Франц Ваксман
Биография
Ваксман Франц / Franz Waxman – композитор, дирижер.
В музыкальных энциклопедиях имя Франца Ваксмана в первую очередь связывают с киномузыкой. Сотрудничать с кинематографом он начал еще в Германии. Однако выход на экраны первых фильмов с музыкой Ваксмана совпадает по времени с приходом к власти нацистов, и музыкант еврейского происхождения бежит из Берлина сначала во Францию, а затем в США, где делает стремительную карьеру в Голливуде. Ваксман работает на крупнейших киностудиях – Universal Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, Warner Bros. Entertainment, делает аранжировки и пишет музыку более чем к сотне фильмов, причем особенно хорошо ему удаются партитуры к фильмам ужасов – славу в этой области он завоюет после выхода «Ребекки» Альфреда Хичкока. Впрочем, две премии «Оскара» ему приносят не картины в жанре «хоррор», а драмы – «Бульвар Сансет» и «Место под солнцем» с Элизабет Тейлор в главной роли.
Параллельно с работой в кино Ваксман не забывает и о классическом дирижерском образовании, полученном в Дрездене в довоенные годы. В 1947 году он становится основателем и художественным руководителем Международного музыкального фестиваля в Лос-Анджелесе, куда приглашает звезд академической музыки. В фестивальных программах звучит множество американских премьер, а сам Ваксман дирижирует сочинениями американских, европейских, русских и советских композиторов (дань уважения к любимым Ваксманом Шостаковичу и Прокофьеву он выразит в своем сочинении ‘’Hommage to Shostakofiev’’). Дирижирует Франц Ваксман и собственными академическими опусами.
Свою Симфониетту для струнных и литавр он включает в программу выступлений в Большом зале Ленинградской филармонии.
В СССР Франц Ваксман приезжает в 1962 году, дает концерты в Москве, Киеве и Ленинграде. Помимо Симфониетты, за пультом Заслуженного коллектива он дирижирует в Большом зале Шестой симфонией Чайковского и симфонической поэмой Респиги «Пинии Рима».
24 (или 25) марта 1962 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
На самом деле, фамилия Ваксмана к этому времени уже появлялась в филармонической афише! Еще в 1955 году Леонид Коган играл здесь в сольном концерте Фантазию «Кармен» Бизе–Ваксмана. История этого сочинения необычна.
В 1946 году Франц Ваксман сочинял музыку к мелодраме «Юмореска», главным героем которой был скрипач Пол Борей, мечтающий о карьере великого виртуоза. Именно для этого фильма композитор и написал свою Фантазию для скрипки с оркестром на темы знаменитой оперы Бизе. В фильме игру Борея озвучивал Исаак Стерн. Однако прославит Фантазию Ваксмана другой виртуоз – Яша Хейфец. Посмотрев «Юмореску», он попросил композитора расширить партитуру (собственно, в законченную пьесу она превратилась именно тогда) для того, чтобы записать ее в популярной американской передаче «Час телефонных звонков». Запись была сделана, и Хейфец включил пьесу в свой концертный репертуар. Позднее Ваксман напишет для Хейфеца еще одну Фантазию – на темы «Тристана и Изольды», а ко дню рождения сына скрипача подарит ему «Четыре детские сцены» для скрипки и фортепиано, но популярности «Кармен» они не приобретут.
Во время американских гастролей запись Фантазии «Кармен» попала в руки к Давиду Ойстраху. Вернувшись в Москву, он дал ее своему ученику Леониду Когану, который загорелся идеей сыграть Фантазию. О строгом соблюдении авторских прав в те времена думали меньше, достать ноты американского композитора, разумеется, было невозможно, и Коган «снял» партию скрипки с пленки, а заодно и переложил оркестровый аккомпанемент для фортепиано. Так сочинение и прозвучало в его концерте 1955 года.
Во время визита Франца Ваксмана в СССР Леонид Коган упросил композитора переслать ему оркестровые партии, что Ваксман и сделал. Правда, первую запись оркестровой версии в СССР тоже услышат не скоро: ее Коган сделает вместе с Кириллом Кондрашиным совсем незадолго до эмиграции дирижера, и опубликована она не будет.
Со временем «Кармен» Бизе–Ваксмана прочно войдет в репертуар скрипачей всего мира, в том числе и российских музыкантов. В Большом зале Ленинградской-Петербургской филармонии ее будут играть Игорь Ойстрах, Эдуард Грач, Вадим Репин, Максим Венгеров и множество других скрипачей, вплоть до учеников музыкальных школ, которые едва ли вникали в биографию создателя транскрипции. В 1996 году в концерте Академического симфонического оркестра под управлением Александра Дмитриева Фантазию исполнит японский солист Дайшен Кашимото, а в программке будет пометка – к девяностолетию со дня рождения Франца Ваксмана.
Для самого композитора и дирижера визит в Ленинград, и вообще в СССР, окажется единственным. В середине 1960-х годов он работал над сочинением «Песни Терезина», основанном на стихах детей, погибших в концентрационном лагере Терезиенштадт в годы Второй мировой войны. Оратория, которую критики называли «детским еврейским реквиемом», стала последним, прощальным опусом Франца Ваксмана.
О. Р.
Концерты
-
24 марта 1962
5-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Франц Ваксман (США)Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Франц Ваксман. Симфониетта для струнных инструментов и литавр. Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»
-
25 марта 1962
(повтор программы 24 марта)
Симфонический концерт
Дирижер – Франц Ваксман (США)Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Франц Ваксман. Симфониетта для струнных инструментов и литавр. Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»