Персоны

Александр Еннер

род. в 1929
Источник изображения: liszt.art.pl
Александр Еннер

Биография

Еннер Александр / Alexander Jenner – австрийский пианист.

В 1961 году австрийский музыкант Александр Еннер приехал на единственный концерт в Большом зале филармонии. В Ленинграде он оказался впервые, но всё же нельзя сказать, что этот город был для него совсем чужим.

Дед будущего музыканта переехал в Россию еще до революции, работал инженером на Путиловском заводе, взял в жены русскую женщину, уроженку Урала. Здесь, в Санкт-Петербурге, родился отец Александра. После революции семья перебралась в Берлин, а отец Еннера, женившись, оказался в Вене. В пестрой палитре национальностей, смешавшихся в крови Александра Еннера, будут не только немецкие и русские, но и венгерские, и еврейские корни – его мать была наполовину еврейкой. В конце 1930-х годов это не могло не сказаться на судьбе семьи. К счастью, никто из родных пианиста не окончил дни в концлагере, однако отцу пришлось надолго эмигрировать в Турцию, а самого Александра не брали в школы, где учились «истинные арийцы».

Музыкальные гены ему достались от отца: после войны тот даже, вспомнив, очевидно, о русском происхождении, организовал в Вене ансамбль балалаечников, с которым концертировал по стране! Музыкальные вкусы Александра были куда более академичны. В 1945 году он поступил в Венскую высшую школу музыки, а через четыре года в 1949-м фортепианная фирма "Bösendorfer-Preisflügel" наградила Еннера концертным роялем, как лучшего выпускника текущего года.

В 1950-е годы молодой пианист получает и другие награды: вторую премию на Международном конкурсе в Женеве, первую премию на Фортепианном конкурсе в Рио-де-Жанейро, приз за лучшее исполнение музыки ХХ века в Дармштадте (Kranichsteiner Musikpreis für Neue Musik-Interpretation). Современная музыка интересует Еннера в разнообразных ее проявлениях: он первым в Австрии играет Рапсодию в стиле блюз Гершвина, представляет публике опусы композиторов додекафонной школы, с увлечением играет джаз в венских клубах. Еннер исполняет и записывает также советскую новую музыку – Прокофьева, Шостаковича, под управлением автора играет Концерт Хачатуряна.

Сонатину Хачатуряна пианист включает и в свой единственный сольный концерт в Большом зале Ленинградской филармонии в январе 1962 года. Основу его программы, впрочем, составит Бетховен – четыре сонаты (№№ 7, 23, 18 и 32).

Впоследствии Александр Еннер, в ту пору уже профессор Академии музыки, станет президентом Венского бетховенского общества, а также вице-президентом Международного общества Шопена. Сочинения Шопена и Бетховена преобладают и в его дискографии, хотя пианист записывал и концерты Грига, Брамса, Рахманинова, Бартока. Концертную карьеру Еннер прекратил в 2000 году, но продолжил преподавать и давать мастер-классы, а также оценивать достижения молодых музыкантов в качестве члена жюри разнообразных конкурсов.

О. Р.


Концерты

  • 8 января 1962

    Фортепианный вечер
    Александр Еннер (Австрия)

    В программе: Бетховен, Скрябин, Прокофьев, Шопен, Стравинский, Скарлатти, Брамс, Хачатурян




Другие материалы

Никита Долгушин

Никита Долгушин

Артист балета 1938–2012
Лоран Жюч

Лоран Жюч

Фортепиано 1939–2012

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»