Персоны

Ирина Богачева

1939–2019
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Ирина Богачева

Биография

Богачева Ирина Петровна – певица (меццо-сопрано), профессор консерватории.

В программе телеканала «Россия – Культура» Ирина Петровна Богачева рассказала, что певческий талант ей достался от деда – волжского бурлака и обладателя мощного «шаляпинского» баса. Петь любила и мама. Отец будущей певицы, доктор технических наук, заведовал кафедрой черной металлургии Ленинградского политехнического института, и девочку, родившуюся в профессорской семье, ждало благополучное детство. Оно было прервано войной, а в 17 лет Ирина Богачева осталась без родителей. Двух младших сестер забрали в детский дом, а она пошла учиться в техникум и работать в пошивочном ателье, чтобы как-то прожить.

Но судьба привела ее в Дом культуры трудовых резервов на улице Софьи Перовской/Малой Конюшенной (сейчас – Дворец учащейся молодежи), из окон которого Богачева услышала, как поет хор. Ее приняли не только в хоровой коллектив, где доверяли сольные партии, но и в кружок сольного пения, и в кружок художественного слова. Каждый из педагогов считал, что их ученица должна заниматься искусством профессионально. Но между театральным институтом и консерваторией выбор был сделан в пользу последней. Так Ирина Богачева попадает в класс педагога Ираиды Павловны Тимоновой-Левандо, которую всегда вспоминает с благодарностью.

Уже в 1962-м, студенткой, Богачева получает II премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки (I премию завоевала Елена Образцова). В годы учебы часто ходит на спектакли в Театр оперы и балета имени Кирова (Мариинский). В «Пиковой даме» ее покоряет Софья Преображенская в партии Графини. Позже в театр будут специально ходить уже на Графиню Богачевой. Графиню, а еще Бабуленьку в «Игроке» и Ахросимову в «Войне и мире» Ирина Петровна Богачева поет на прославленной сцене и в 80 лет. Она дебютировала здесь в «Пиковой даме» в партии Полины 26 марта 1964 года, а после окончания консерватории, в 1965-м, стала солисткой театра. За долгие годы певица исполнит здесь более 30-ти ролей, среди которых Марфа-посадница и Марина Мнишек, Любаша и Кончаковна, Аксинья в «Тихом Доне» и Элен Безухова в «Войне и мире», Амнерис и Азучена, Эболи и Ульрика, Шарлотта в «Вертере» и Кармен – Богачева была признана одной из лучших исполнительниц этой партии на советской сцене.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Выступала артистка и в других знаменитых театрах мира – нью-йоркской Метрополитен, лондонском Ковент-Гардене, парижской Опера Бастиль, театре «Колон» в Буэнос-Айресе. Но первой западной сценой стал в 1969 году миланский Ла Скала. Сюда на стажировку к мастеру бельканто, знаменитому педагогу Дженнаро Барра молодую артистку пригласили вскоре после ее победы на Международном конкурсе вокалистов в Рио-де-Жанейро, участие в котором Богачева принимала на седьмом месяце беременности. Это была первая престижная награда артистки. Вслед за ней последуют звания, Государственные премии советского времени и престижные театральные премии времени новейшего – петербургский «Золотой софит» (1995, 2012) и национальная «Золотая маска» (2017).

Госпремии (РСФСР, 1973 и СССР, 1984) Богачева получает за концертную деятельность. С камерными программами в ансамбле с блестящей пианисткой Софьей Вакман Ирина Богачева гастролировала по стране и за рубежом. В Ленинграде-Петербурге главными концертными сценами для певицы стали залы Филармонии.

В Малом зале Богачева впервые выступает 24 января 1963 года, разделив концерт по отделению с другим лауреатом II премии Конкурса имени Глинки Владимиром Атлантовым.

В этом же году в праздничном концерте 8 марта она дебютирует на сцене Большого зала. С симфоническими оркестрами солирует в Реквиеме Верди и «Александре Невском» Прокофьева, с Гамбургским оркестром под управлением Ханса Цендера исполняет «Песни об умерших детях» Малера, в 1985-м с Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Мариса Янсонса представляет премьеру в СССР лирической сцены «Клеопатра» Берлиоза. Среди премьер – и оркестровая редакция вокального цикла для сопрано (Татьяна Новикова) и меццо-сопрано «Вечерок» Валерия Гаврилина под управлением Эдуарда Серова, и Концерт для голоса с оркестром Владислава Успенского, Заслуженным коллективом дирижировал Максим Шостакович.

Современная музыка органично вошла в репертуар Ирины Богачевой – романсы Свиридова, «Военные письма» и «Вечерок» Гаврилина», советские песни, которые она исполняла чаще с Эстрадно-симфоническим оркестром под управлением Станислава Горковенко.

Важнейшей страницей в биографии певицы становится музыка Шостаковича. Богачева поет под рояль и с оркестром «Сатиры» на стихи Саши Черного, «Испанские песни» и, впервые, один из последних опусов композитора – «Шесть стихотворений Марины Цветаевой». Ирина Петровна вспоминает, как волновалась, получив от Шостаковича письмо с просьбой исполнить только что завершенный цикл, как репетировала с Софьей Вакман, с каким трепетом приехала в Москву показать автору работу, как растерялась, когда, прослушав цикл, Шостакович молча вышел из комнаты, а потом вернулся, сказав едва сдерживая слезы, слова благодарности. Премьера цикла прошла в сольном концерте Ирины Богачевой 30 октября 1973 года в Большом зале Ленинградской филармонии, а 6 июня 1974 года с Московским камерным оркестромРудольфа Баршая певица впервые спела в Большом зале Московской консерватории авторскую оркестровую версию «Шести стихотворений». Дважды Богачева исполнит цикл с Заслуженным коллективом и в Большом зале в Петербурге: в 1979-м – под управлением Геннадия Рождественского, а в июне 1994-го – под управлением Максима Шостаковича в концерте памяти Мравинского.

В камерных программах артистки в филармонических залах звучат, кроме оперных арий (особенно часто – Далилы), романсы Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Грига, Аренского, Рахманинова. После ухода Софьи Борисовны Вакман Богачева выступает в ансамбле с дочерью – пианисткой Еленой Гаудасинской. В их концертах представлены также русские старинные романсы и итальянские песни, которые Богачева чаще исполняет в своих многочисленных концертах под управлением Владимира Попова – с Оркестром имени Андреева, а потом и с Русским концертным оркестром Санкт-Петербурга. Иной пласт музыки – в органно-вокальных вечерах: с органисткой Ниной Оксентян и артистами ЗКР Ирина Богачева поет арии Баха, Генделя, Пёрселла, Страделлы, Вивальди, Перголези.

На филармонических сценах проходят и юбилейные вечера певицы. Последний состоялся 25 марта 2019 года и был посвящен 80-летию «Почетного гражданина Санкт-Петербурга» Ирины Петровны Богачевой. Этот титул она получила в 2000-м. В концерте не только выступали ее ученики и младшие коллеги, но и юбиляр, на долгие годы сохраняющая вокальную форму. Через полгода, 19 сентября, Ирины Петровны не станет.

Она была человеком энергичным и деятельным. С 1980 года преподавала в консерватории, потом возглавила кафедру сольного пения (кафедрой оперной режиссуры руководил муж певицы Станислав Гаудасинский, а кафедрой концертмейстерского мастерства – дочь Елена Гаудасинская). С 2003 года по инициативе Ирины Богачевой в Петербурге проводится международный конкурс-фестиваль «Три века классического романса», а она до последнего дня оставалась его бессменным президентом. Основные концерты фестиваля «Три века классического романса» проходят в Малом зале Петербургской филармонии, на сцене которого в далеком 1963 году впервые выступила будущая знаменитая певица.

И. Р.


Концерты

  • 8 марта 1963

    (В первом отделении концерта выступал Симфонический оркестр филармонии)

    Праздничный концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    В программе: Шостакович, Мусоргский, Вагнер, Делиб, Чайковский, Вишневский, Дунаевский, Аверкин, народные песни, хореографические номера, песни советских композиторов, куплеты и интермедии

  • 6 ноября 1963

    (рукописная книга, программа и исполнители указаны двумя отдельными списками)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы

  • 7 ноября 1963

    (рукописная книга, повторение программы 6 ноября)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы

  • 8 ноября 1963

    (рукописная книга, повторение программы 6 и 7 ноября)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: классические арии и романсы, патриотические песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера, инсценированные рассказы

  • 10 марта 1964

    Верди. Реквием
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Верди. Реквием

  • 12 апреля 1964

    Концерт студентов вокального факультета Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

    В программе: Глинка, Римский-Корсаков, Кабалевский, Мусоргский, Рахманинов, Чайковский, Гуно, Бах, Даргомыжский, Прокофьев, Верди, Тости, Левина, Доницетти, Молчанов, Балакирев, Верди, Кочуров, Моцарт, Новиков, Григ

  • 7 ноября 1964

    В рукописной книге регистрации концертов программа дана отдельно от имен исполнителей. Названия исполненных номеров и произведений просим смотреть в представленной здесь записи из рукописной книги.

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: песни, арии, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 8 ноября 1964

    Повтор программы 7 ноября. В рукописной книге регистрации концертов программа дана отдельно от имен исполнителей. Названия исполненных номеров и произведений просим смотреть в представленной здесь записи из рукописной книги.

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: песни, арии, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 8 марта 1965

    В первом отделении концерта выступал оркестр ЗКР. Названия номеров, исполненных во втором отделении и имена исполнителей просим смотреть в представленной здесь программке концерта.

    Праздничный концерт мастеров искусств

    Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия. Мусоргский. Гадание Марфы из оперы «Хованщина». Верди. Ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос». Гуно. Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст». Лист. «Прелюды», симфоническая поэма. и др.

  • 16 января 1967

    2-й концерт 9-го абонемента

    Верди. Реквием
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Верди. Реквием

  • 17 января 1967

    (повтор программы 16 января)

    Верди. Реквием
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Верди. Реквием

  • 10 января 1968

    Вокальный вечер
    Ирина Богачева (меццо-сопрано)

    В программе: Чайковский, Рахманинов, Гендель, Бах–Гуно, Сен-Санс, Бизе, Россини

  • 25 февраля 1968

    (повтор исполнения 24 февраля)

    Верди. Реквием
    Дирижер – Александр Юрлов

    Верди. Реквием

  • 13 октября 1969

    Вокальный вечер
    Ирина Богачева (меццо-сопрано)

    В программе: Рахманинов, Аренский, Григ, Сен-Санс, Верди

  • 29 апреля 1970

    (анонс)

    Вечер песни
    Ирина Богачева (меццо-сопрано)
    Анатолий Соловьяненко (тенор)

    (программа не указана)

  • 30 апреля 1970

    (анонс)

    Вечер песни
    Ирина Богачева (меццо-сопрано)
    Анатолий Соловьяненко (тенор)

    (программа не указана)

  • 10 декабря 1970

    Вокальный вечер
    Ирина Богачева, меццо-сопрано

    В программе: Гречанинов, Глинка, Коваль, Щедрин, Страделла, Доницетти, Верди, Тости, Россини, неаполитанские песни

  • 3 февраля 1971

    (анонс)

    Органно-вокальный вечер
    Ирина Богачева
    Нина Оксентян

    В программе: Бах, Гендель, Страделла, Вивальди, Каччини

  • 8 ноября 1971 (днем)

    Оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения

    В программе: Рыбников, Кравченко, Ильин, Биберган, Верстовский, Булахов, Варламов, Бойко, Шостакович, Свиридов, Чайковский, Глинка, Даргомыжский, Римский-Корсаков, русские народные песни

  • 22 декабря 1971

    Воспитанники Ленинградской консерватории – лауреаты всесоюзных и международных конкурсов

    В программе: Рахманинов, Глинка, Щедрин, Тартини–Крейслер, С. Василенко, Чайковский, Мусоргский, Шопен, Де Фалья, Вила-Лобос, Бах, Моцарт, Доницетти, Гольц, Фернандес




Другие материалы

Игорь Блажков

Игорь Блажков

Дирижер род. в 1936
Ирина Бочкова

Ирина Бочкова

Скрипка 1938–2020

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»