Персоны
Чен Зон Ин
Биография
Ин Чен Зон / Yīn Chéngzōng – китайский пианист и композитор.
Музыка в жизни Ин Чен Зона (встречается написание: Ин Чен Цзун) тесно переплелась с политикой. Начав рано обучаться игре на фортепиано, в девять лет он поступил на подготовительное отделение Шанхайской консерватории, в 1959 году стал лауреатом Всемирного фестиваля мира и дружбы в Вене, после чего был направлен китайским правительством на учебу в Ленинградскую консерваторию в класс профессора Татьяны Петровны Кравченко. В 1962-м Ин Чен Зон завоевал II место на Втором международном конкурсе имени Чайковского (I премию тогда разделили Владимир Ашкенази и Джон Огдон), в 1965-м, получив в Ленинграде консерваторский диплом, вернулся в Китай как солист Пекинской филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Уже через год в 1966-м Мао Цзэ Дун объявляет «китайскую культурную революцию», которая затянется на десять лет. Всё западное искусство окажется под запретом, а просвещенная китайская интеллигенция – под массовыми репрессиями и казнями. Немногим удается спастись, бежав в Европу и США. В списке неугодных имени Ин Чен Зона нет. Он удачно конвертирует свою профессию, создавая аранжировки разрешенной китайской музыки. Сделанная в содружестве с коллегами транскрипция для фортепиано с оркестром кантаты китайского композитора Сянь Синхай «Желтая река» («Река Хуанхэ»), исполненная Ин Чен Зоном в Пекине в 1969 году, приносит ему признание не только на родине (дополнительным бонусом было включение в финал концерта темы «Алеет Восток» – национального гимна времен Мао), но и позднее за рубежом.
В 1983 году, когда политические беженцы возвращались в Китай, Ин Чен Зон, напротив, эмигрирует в США. Здесь он получает место профессора Кливлендского музыкального института, ангажементы с Филадельфийским, Венским филармоническим оркестрами, записывает на диски всего Шопена, прелюдии Дебюсси и «Желтую реку», принесшую ему популярность.
Этот концерт Ин Чен Зон играл и в Большом зале Петербургской филармонии.
Концерт 27 января 2000 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Здесь он дважды выступал еще студентом в октябре 1962 года – с сольной программой и со Вторым концертом Листа с Симфоническим оркестром филармонии (СО) под управлением сэра Малкольма Сарджента. Сюда, в Большой зал, пианист приедет спустя почти 30 лет. В симфонических программах в его исполнении звучит концерт «Желтая река» (в 1991 году на вечере лауреатов Международного конкурса имени П. И. Чайковского – воспитанников профессора Татьяны Кравченко, а в 2003 году – в программе ее памяти). Но также музыкант сыграет двойной концерт Моцарта (с Ильей Итиным), концерты Шопена (№ 2), Чайковского (№ 1) и трижды – Второй концерт Рахманинова: в феврале 1995-го, январе 2000-го и, на последнем выступлении, 8 апреля 2016 года. Этот вечер был посвящен 100-летию со дня рождения Кравченко.
В Филармонии в 1990-е годы пройдут и четыре клавирабенда пианиста, со строго продуманными и со вкусом составленными программами: два – в Большом зале и два – в Малом. В один из концертов (1 декабря 1992, БЗФ) Ин Чен Зон включил обработки традиционных старинных китайских мелодий.
И. Р.
Концерты
-
3 октября 1962
Фортепианный вечер
Ин Чен Зон (Китайская Народная республика)
В программе: Скарлатти, Бетховен, Моцарт, Лист, Ту Мин Син
-
29 октября 1962
Симфонический концерт
Дирижер – сэр Малкольм Сарджент (Великобритания)
Воан-Уильямс. «Осы», увертюра. Брамс. Симфония № 3. Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Бриттен. Вариации и фуга на тему Перселла (Путеводитель по оркестру для юношества).