Персоны

Бэла Руденко

1933–2021
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Бэла Руденко

Биография

Руденко Бэла Андреевна – певица, сопрано.

В афишах и программках Руденко обозначали то как Беллу, то как Бэллу, но настоящее ее имя писалось с одной «л», родители назвали ее в честь лермонтовской Бэлы, не испугавшись трагической судьбы литературного персонажа. Не испугались не напрасно. В биографическом фильме, снятом в 2013 году к юбилею певицы, Бэла Андреевна не раз признается: «Мне повезло… Я счастливый человек».

Петь она начала в детстве, в самодеятельности, не имея никакого образования, поступила в Одесскую консерваторию. Студенкой третьего курса дебютировала в партии Джильды в «Риголетто». Причем партию Руденко выучит за неделю, чтобы спешно заменить заболевшую солистку! Эта же опера станет дебютной для певицы на сцене Киевского театра им. Шевченко, куда Руденко приглашают в 1956 году. А уже с 1957-го, после победы на вокальном конкурсе, прошедшем в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, а затем и премии на престижном конкурсе в Тулузе, молодая украинская солистка начинает гастролировать по стране и даже выезжать за рубеж.

Сольный концерт Бэлы Руденко в Малом зале филармонии 26 января 1958 года. Партия фортепиано – Лев Острин.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Сразу же она появляется и на сценах Ленинградской филармонии: с 1958-го – в Малом зале, с 1964-го – в Большом. В Ленинград певица приезжает сначала из Киева, затем из Москвы: с 1973 года она становится солисткой Большого театра. Причем на украинской сцене ее чаще занимали в зарубежных операх, а в советской столице Руденко больше пела в операх русских. Публика, впрочем, одинаково любила ее Царицу Ночи и Людмилу, Виолетту и Иоланту, Розину из «Севильского цирюльника» и прокофьевскую Наташу Ростову.

И в Киеве, и в Москве Бэла Руденко успевает преподавать в консерватории, петь множество сольных концертов. Именно в этом формате пройдет большинство ее выступлений в Ленинградской филармонии. Лишь в 1966 году она примет участие в программе Симфонического оркестра УССР, исполнив Концерт для голоса Глиэра, а в 1984-м будет солировать в вечере Ансамбля скрипачей Большого театра. В октябре того же года под аккомпанемент Евгения Шендеровича состоится ее сольный вечер в Малом зале, посвященный Римскому-Корсакову. Это будут последние выступления певицы на ленинградских филармонических сценах, хотя в театре Руденко работает до 1988-го, а сольные концерты дает и позднее.

Сама певица признавалась, что закончила карьеру, не дожидаясь, пока пропадет голос. Петь она могла, но считала, что нужно дать шанс на успех молодым вокалистам, в том числе и собственным ученикам. В середине 1990-х Бэла Андреевна была художественным руководителем труппы Большого театра, затем оставила лишь преподавательскую нагрузку в консерватории. Дивный, хрустальный голос певицы сохранился не только на многочисленных пластинках и дисках, которые переиздаются и сегодня, но и в нескольких музыкальных фильмах, в которых снималась певица, – «Иван Сусанин», «Театр и поклонники» и других.

О. Р.


Концерты

  • 12 мая 1964

    Вокальный вечер.
    Бэла Руденко

    В программе: Гендель, Бах–Гуно, Моцарт, Беллини, Прох, Корнелиус, Доницетти

  • 7 апреля 1965

    Вокальный вечер
    Бэла Руденко (сопрано)

    В программе: Рахманинов, Римский-Корсаков, Прокофьев, Сен-Санс, Дель-Акуа, Бизе, Делиб

  • 8 октября 1966

    Симфонический концерт
    Дирижер – Степан Турчак

    Хренников. Симфония № 1. Глиэр. Концерт для колоратурного сопрано с оркестром. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 9 июня 1972

    Вокальный вечер
    Бэла Руденко (сопрано)

    В программе: Скарлатти, Мендельсон, Моцарт, Вольф, Адан, Г. Майборода, Недененко, Вила-Лобос, Обрадорс, Кастельянос

  • 20 июня 1974

    Вокальный вечер
    Бела Руденко (сопрано)

    В программе: Беллини, Доницетти, Россини, Вольф, Прох, Прокофьев, Гречанинов, Крапивницкий

  • 27 февраля 1978

    Вокальный вечер
    Белла Руденко

    В программе: Скарлатти, Моцарт, Вольф, Прох, Бах–Гуно, Римский-Корсаков, Прокофьев

  • 28 марта 1979

    Вокальный вечер
    Бэла Руденко

    В программе: Монюшко, Лист, Мейербер, Корнелиус, Массне, Бизе, Гречанинов, Рахманинов, Лысенко

  • 1 июня 1984

    (анонс)

    Закрытие сезона
    Вечер популярной музыки
    Ансамбль скрипачей Большого театра СССР

    В программе: Тартини, Гендель, Бах–Гуно, Корнелиус, Дворжак, Паганини–Ройтман, Глазунов, Прокофьев, Косенко, Рахманинов, Светланов, Чулаки, Караев, Сарасате

  • 2 июня 1984

    (анонс, повтор программы 1 июля)

    Закрытие сезона
    Вечер популярной музыки
    Ансамбль скрипачей Большого театра СССР

    В программе: Тартини, Гендель, Бах–Гуно, Корнелиус, Дворжак, Паганини–Ройтман, Глазунов, Прокофьев, Косенко, Рахманинов, Светланов, Чулаки, Караев, Сарасате




Другие материалы

Игорь Наволошников

Игорь Наволошников

Бас 1929–2016
Государственный академический хор «Латвия» / Государственный академический хор Латвийской ССР

Государственный академический хор «Латвия» / Государственный академический хор Латвийской ССР

Хор Основан в 1942 году

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»