Персоны

Государственный академический хор «Латвия» / Государственный академический хор Латвийской ССР

основан в 1942 году
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Государственный академический хор «Латвия» / Государственный академический хор Латвийской ССР

Биография

Государственный академический хор «Латвия» / Государственный академический хор Латвийской ССР – смешанный хор, основанный в 1942 году.

История хора началась с Ансамбля песни и пляски в городе Иванове, куда во время Второй мировой войны эвакуировали музыкальные коллективы республик Прибалтики, присоединенных к СССР по результатам «Пакта Молотова-Риббентропа» перед самой войной. Первым художественным руководителем хоровой группы Ансамбля становится латышский дирижер и композитор Янис Озолиньш (Jānis Ozoliņš, 1908–1981). В 1944-м, вернувшись из эвакуации в Ригу, коллектив получает статус Государственного хора Латвийской ССР. В 1953 году Яниса Озолиньша сменяет недавний студент его класса в Рижской консерватории Янис Думиншь (Jānis Dūmiņš, 1922–2011), который работает с хором с 1949 года, а в 1953–1960 является его главным дирижером.

В 1960–1969 эту позицию занимает Даумантс Гайлис (Daumants Gailis, 1927–1991), служивший здесь с 1951-го хормейстером. С ним весной 1963 года Латвийский хор приезжает на свои первые гастроли в Большой зал Ленинградской филармонии: с Заслуженным коллективом под управлением Арвида Янсонса исполняет Реквием Моцарта, а уже в декабре 1964-го с Симфоническим оркестром Латвийской ССР (тогда СО Латвийского радио и телевидения) под управлением Эдгара Тонса представляет в Большом зале ораторию Генделя «Мессия».

В 1969 году в Хор приходит новый руководитель – Имантс Цепитис, он будет возглавлять коллектив до 1993 года. Дирижером-хормейстером в 1969–1989 работает его жена – Аусма Деркевица. Творческий тандем талантливых музыкантов и прекрасных организаторов формирует коллектив высочайшего уровня. Под их руководством Хор быстро завоевывает репутацию не только лучшего в Латвии – стране с богатейшими хоровыми традициями, но и одного из лучших в СССР. Он участвует в знаменитых Праздниках песни в Риге, его академический репертуар пополняется кантатно-ораториальными сочинениями и а cappela. Латвийский хор с успехом выступает на международных хоровых фестивалях, ездит на гастроли по стране и за рубеж.

Цепетис готовит хор к исполнению Девятой симфонии Бетховена, оно состоится в Большом зале с Латвийским симфоническим оркестром под управлением Леонида Вигнера в рамках «Дней музыкального искусства Латвийской ССР в Ленинграде» в феврале 1971 года. Вскоре коллектив становится непременным участником ленинградской филармонической концертной жизни, выступая в программах дирижеров Арвида Янсонса и Мариса Янсонса, Неэме Ярви, Александра Дмитриева, Джемала Далгата, Игоря Блажкова, Пеэтера Лилье… Высокая исполнительская культура Хора гарантировала качество воплощения сложнейших партитур. Именно с хором Цепитиса в Большом зале можно было делать такие масштабные полотна как Страсти, Высокую мессу и кантаты Баха, оратории Генделя и Гайдна, реквиемы Верди, Моцарта, и Дворжака, «Осуждение Фауста» Берлиоза, ораторию Онеггера «Жанна Д’Арк», «Колокола» Рахманинова. Латвийский хор был участником премьерных исполнений в Ленинграде «Gloria» и «Stabat Mater» Пуленка, Реквиема Денисова, ораторий «С лирой Церетели» Тактакишвили и «От имени земного шара» Александра Чайковского. Впервые в СССР, а после 1991 года – в России, хор представил «Introitus памяти Томаса Элиота» и Requiem canticles Стравинского, оратории Генделя «Празднество Александра, или Сила музыки» и Франка «Заповеди блаженства», «Missa di Gloria» Пуччини и Реквием Ллойда Уэббера. Даже перечисление этих программ доставляет удовольствие.

Государственный академический хор Латвийской ССР в Ленинградской филармонии. Предположительно, февраль 1987 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Латвийский хор дал в Большом зале и несколько сольных концертов, в них звучала классика, а также сочинения латышских и ленинградских авторов. Настоящей сенсацией стала программа «Еврейские народные песни для хора a cappella», исполненная впервые в феврале 1987-го и повторенная в 1988 и 1989 годах.

С начала 1990 года Латвия начинает движение за выход из СССР. Государственную независимость страна вернет себе в сентябре 1991 года, но уже в феврале 1990-го коллектив Цепитиса выступает в Большом зале под новым названием – «Государственный академический хор Латвии». В двух сольных вечерах появятся духовные концерты Бортнянского, «Литургия Иоанна Златоуста» Чайковского, кантаты Мединьша «Аглонская Богоматерь» и «Пути заблуждений». В симфонических концертах с участием хора прозвучат сочинения Вивальди, Баха, Гайдна, Пуленка. С Гамбургским филармоническим оркестром (18 июня 1990 года) он исполнит «Мессу мира» современного немецкого композитора Фолькнера Кирхнера – дирижирует Герд Альбрехт. С Заслуженным коллективом даст концерт памяти Арвида Янсонса (3 февраля 1990 года): под управлением Мариса Янсонса прозвучит Вторая симфония Малера.

С ЗКР и Марисом Янсонсом хор «Латвия» выходит летом 1997 года на сцену Большого зала Петербургской филармонии после шестилетнего перерыва: к исполнению Реквиема Верди его готовит новый художественный руководитель – Янина Пушковская, которая займет пост в 1993 году после трагической смерти Имантса Цепитиса. Это будет сложный период в истории хора, на грани выживания. Он завершится в 1998-м с приходом на место главного дирижера и художественного руководителя Мариса Сирмайса, который остается лидером коллектива до сегодняшнего дня. 25 июня 1998 года Академический хор «Латвия» под управлением Сирмайса исполняет в Большом зале программу a cappella из сочинений Баха, Брамса, Пендерецкого, Франка Мартена (премьера хоровой мессы в Петербурге), опусы латышских композиторов, в том числе впервые – «Lacrimosa» Артура Маскатса.

Статус одного из лучших хоровых ансамблей Европы подтверждает ежегодный гастрольный график хора «Латвия», занимающий треть концертного сезона. Хор сотрудничает с лучшими европейскими оркестрами, среди которых были и коллективы Мариса Янсонса – оркестр Баварского радио и Королевский Консертгебау: на гастролях амстердамского оркестра в ноябре 2013 года в Москве и Петербурге под управлением Янсонса, хор принял участие в исполнении Второй симфонии Малера.

Сейчас хор «Латвия» редкий гость на сцене Большого зала. В мае 2003 года, к 300-летию Петербурга, рижане вместе с музыкантами из Эстонии представили российскую премьеру библейской оратории Рудольфа Тобиаса «Миссия Ионы», а 25 марта 2014 года с Заслуженным коллективом под управлением Николая Алексеева исполняли Немецкий реквием Брамса. Пока это последнее выступление Государственного академического хора «Латвия» в Большом зале Петербургской филармонии.

И. Р.


Концерты

  • 31 марта 1963

    4-й концерт 10-го абонемента

    Моцарт. Реквием
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Моцарт. Реквием

  • 3 апреля 1963

    4-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода). Повтор исполнения 31 марта.

    Моцарт. Реквием
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Моцарт. Реквием

  • 10 декабря 1964

    3-й концерт 5-го абонемента

    Гендель. Оратория «Мессия»
    Дирижер – Эдгар Тонс

    Гендель. «Мессия».

  • 11 декабря 1964

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдгар Тонс

    Бетховен. Симфония № 5. Зариньш. “Carmina antica” («Античные песни») (1-е исп. в Ленинграде). Партита в стиле барокко (1-е исп. в Ленинграде). Р. Штраус. «Тиль Уленшпигель», симфоническая поэма.

  • 12 декабря 1964

    (повтор исполнения 10 декабря)

    Гендель. Оратория «Мессия»
    Дирижер – Эдгар Тонс

    Гендель. «Мессия».




Другие материалы

Любовь Брук

Фортепиано 1926–1996

Ван де Вестин

Композитор ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»