Персоны

Государственный академический хор «Латвия» / Государственный академический хор Латвийской ССР

Основан в 1942 году
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Государственный академический хор «Латвия» / Государственный академический хор Латвийской ССР

Биография

Государственный академический хор «Латвия» / Государственный академический хор Латвийской ССР – смешанный хор, основанный в 1942 году.

История хора началась с Ансамбля песни и пляски в городе Иванове, куда во время Второй мировой войны эвакуировали музыкальные коллективы республик Прибалтики, присоединенных к СССР по результатам «Пакта Молотова-Риббентропа» перед самой войной. Первым художественным руководителем хоровой группы Ансамбля становится латышский дирижер и композитор Янис Озолиньш (Jānis Ozoliņš, 1908–1981). В 1944-м, вернувшись из эвакуации в Ригу, коллектив получает статус Государственного хора Латвийской ССР. В 1953 году Яниса Озолиньша сменяет недавний студент его класса в Рижской консерватории Янис Думиншь (Jānis Dūmiņš, 1922–2011), который работает с хором с 1949 года, а в 1953–1960 является его главным дирижером.

В 1960–1969 эту позицию занимает Даумантс Гайлис (Daumants Gailis, 1927–1991), служивший здесь с 1951-го хормейстером. С ним весной 1963 года Латвийский хор приезжает на свои первые гастроли в Большой зал Ленинградской филармонии: с Заслуженным коллективом под управлением Арвида Янсонса исполняет Реквием Моцарта, а уже в декабре 1964-го с Симфоническим оркестром Латвийской ССР (тогда СО Латвийского радио и телевидения) под управлением Эдгара Тонса представляет в Большом зале ораторию Генделя «Мессия».

В 1969 году в Хор приходит новый руководитель – Имантс Цепитис, он будет возглавлять коллектив до 1993 года. Дирижером-хормейстером в 1969–1989 работает его жена – Аусма Деркевица. Творческий тандем талантливых музыкантов и прекрасных организаторов формирует коллектив высочайшего уровня. Под их руководством Хор быстро завоевывает репутацию не только лучшего в Латвии – стране с богатейшими хоровыми традициями, но и одного из лучших в СССР. Он участвует в знаменитых Праздниках песни в Риге, его академический репертуар пополняется кантатно-ораториальными сочинениями и а cappela. Латвийский хор с успехом выступает на международных хоровых фестивалях, ездит на гастроли по стране и за рубеж.

Цепетис готовит хор к исполнению Девятой симфонии Бетховена, оно состоится в Большом зале с Латвийским симфоническим оркестром под управлением Леонида Вигнера в рамках «Дней музыкального искусства Латвийской ССР в Ленинграде» в феврале 1971 года. Вскоре коллектив становится непременным участником ленинградской филармонической концертной жизни, выступая в программах дирижеров Арвида Янсонса и Мариса Янсонса, Неэме Ярви, Александра Дмитриева, Джемала Далгата, Игоря Блажкова, Пеэтера Лилье… Высокая исполнительская культура Хора гарантировала качество воплощения сложнейших партитур. Именно с хором Цепитиса в Большом зале можно было делать такие масштабные полотна как Страсти, Высокую мессу и кантаты Баха, оратории Генделя и Гайдна, реквиемы Верди, Моцарта, и Дворжака, «Осуждение Фауста» Берлиоза, ораторию Онеггера «Жанна Д’Арк», «Колокола» Рахманинова. Латвийский хор был участником премьерных исполнений в Ленинграде «Gloria» и «Stabat Mater» Пуленка, Реквиема Денисова, ораторий «С лирой Церетели» Тактакишвили и «От имени земного шара» Александра Чайковского. Впервые в СССР, а после 1991 года – в России, хор представил «Introitus памяти Томаса Элиота» и Requiem canticles Стравинского, оратории Генделя «Празднество Александра, или Сила музыки» и Франка «Заповеди блаженства», «Missa di Gloria» Пуччини и Реквием Ллойда Уэббера. Даже перечисление этих программ доставляет удовольствие.

Государственный академический хор Латвийской ССР в Ленинградской филармонии. Предположительно, февраль 1987 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Латвийский хор дал в Большом зале и несколько сольных концертов, в них звучала классика, а также сочинения латышских и ленинградских авторов. Настоящей сенсацией стала программа «Еврейские народные песни для хора a cappella», исполненная впервые в феврале 1987-го и повторенная в 1988 и 1989 годах.

С начала 1990 года Латвия начинает движение за выход из СССР. Государственную независимость страна вернет себе в сентябре 1991 года, но уже в феврале 1990-го коллектив Цепитиса выступает в Большом зале под новым названием – «Государственный академический хор Латвии». В двух сольных вечерах появятся духовные концерты Бортнянского, «Литургия Иоанна Златоуста» Чайковского, кантаты Мединьша «Аглонская Богоматерь» и «Пути заблуждений». В симфонических концертах с участием хора прозвучат сочинения Вивальди, Баха, Гайдна, Пуленка. С Гамбургским филармоническим оркестром (18 июня 1990 года) он исполнит «Мессу мира» современного немецкого композитора Фолькнера Кирхнера – дирижирует Герд Альбрехт. С Заслуженным коллективом даст концерт памяти Арвида Янсонса (3 февраля 1990 года): под управлением Мариса Янсонса прозвучит Вторая симфония Малера.

С ЗКР и Марисом Янсонсом хор «Латвия» выходит летом 1997 года на сцену Большого зала Петербургской филармонии после шестилетнего перерыва: к исполнению Реквиема Верди его готовит новый художественный руководитель – Янина Пушковская, которая займет пост в 1993 году после трагической смерти Имантса Цепитиса. Это будет сложный период в истории хора, на грани выживания. Он завершится в 1998-м с приходом на место главного дирижера и художественного руководителя Мариса Сирмайса, который остается лидером коллектива до сегодняшнего дня. 25 июня 1998 года Академический хор «Латвия» под управлением Сирмайса исполняет в Большом зале программу a cappella из сочинений Баха, Брамса, Пендерецкого, Франка Мартена (премьера хоровой мессы в Петербурге), опусы латышских композиторов, в том числе впервые – «Lacrimosa» Артура Маскатса.

Статус одного из лучших хоровых ансамблей Европы подтверждает ежегодный гастрольный график хора «Латвия», занимающий треть концертного сезона. Хор сотрудничает с лучшими европейскими оркестрами, среди которых были и коллективы Мариса Янсонса – оркестр Баварского радио и Королевский Консертгебау: на гастролях амстердамского оркестра в ноябре 2013 года в Москве и Петербурге под управлением Янсонса, хор принял участие в исполнении Второй симфонии Малера.

Сейчас хор «Латвия» редкий гость на сцене Большого зала. В мае 2003 года, к 300-летию Петербурга, рижане вместе с музыкантами из Эстонии представили российскую премьеру библейской оратории Рудольфа Тобиаса «Миссия Ионы», а 25 марта 2014 года с Заслуженным коллективом под управлением Николая Алексеева исполняли Немецкий реквием Брамса. Пока это последнее выступление Государственного академического хора «Латвия» в Большом зале Петербургской филармонии.

И. Р.


Концерты

  • 31 марта 1963

    4-й концерт 10-го абонемента

    Моцарт. Реквием
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Моцарт. Реквием

  • 3 апреля 1963

    4-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода). Повтор исполнения 31 марта.

    Моцарт. Реквием
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Моцарт. Реквием

  • 10 декабря 1964

    3-й концерт 5-го абонемента

    Гендель. Оратория «Мессия»
    Дирижер – Эдгар Тонс

    Гендель. «Мессия».

  • 11 декабря 1964

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдгар Тонс

    Бетховен. Симфония № 5. Зариньш. “Carmina antica” («Античные песни») (1-е исп. в Ленинграде). Партита в стиле барокко (1-е исп. в Ленинграде). Р. Штраус. «Тиль Уленшпигель», симфоническая поэма.

  • 12 декабря 1964

    (повтор исполнения 10 декабря)

    Гендель. Оратория «Мессия»
    Дирижер – Эдгар Тонс

    Гендель. «Мессия».

  • 17 февраля 1971

    Симфонический концерт
    Дирижер – Леонид Вигнер

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 9

  • 4 февраля 1974

    3-й концерт 6-го абонемента

    Берлиоз. «Осуждение Фауста»
    Дирижер – Юрий Ефимов

    Берлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»

  • 5 февраля 1974

    (повтор исполнения 4 февраля)

    Берлиоз. «Осуждение Фауста»
    Дирижер – Юрий Ефимов

    Берлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»

  • 12 декабря 1974

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический хор Латвийской ССР

    В программе: Калныньш, Иванов, частушки, Салманов, Калистратов, Дамбис, Вивальди

  • 14 декабря 1974

    Иоганн Себастьян Бах
    Дирижер – Неэме Ярви

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 15 декабря 1974

    (повтор программы 14 декабря)

    Иоганн Себастьян Бах
    Дирижер – Неэме Ярви

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 18 ноября 1975

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Хор Латвийской ССР

    Дарзиньш. «Миньон», «Я знаю», «Иди со мной», «Песня русалок», «В дали мечтаний», «Лунною дорожкой», «Былое», «Дети Циана», «Сломанные сосны». Вивальди. «Gloria»

  • 20 ноября 1975

    2-й концерт 5-го абонемента

    Бах. Страсти по Матфею

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 21 ноября 1975

    2-й концерт 5-го абонемента. Повтор исполнения 20 ноября

    Бах. Страсти по Матфею

    Бах. Оратория «Страсти по Матфею»

  • 11 января 1978

    7-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эмил Чакыров (Болгария)

    Брамс. Немецкий реквием

  • 12 января 1978

    (повтор исполнения 11 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эмил Чакыров (Болгария)

    Брамс. Немецкий реквием

  • 20 мая 1978

    7-й концерт 4-го абонемента

    Бах. Страсти по Иоанну

    Бах. Оратория «Страсти по Иоанну»

  • 21 мая 1978

    (повтор исполнения 20 мая)

    Бах. Страсти по Иоанну

    Бах. Оратория «Страсти по Иоанну»

  • 23 мая 1978

    6-й концерт 9-го абонемент

    Чайковский и музыка ХХ века

    В программе: Чайковский, Салманов, Ермак, Дамбис

  • 8 января 1979

    4-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Дмитрий Китаенко

    Моцарт. Симфония № 40. Пуччини. Missa di Gloria




Другие материалы

Бэла Руденко

Бэла Руденко

Сопрано 1933–2021
Симфонический оркестр Софийской государственной филармонии

Симфонический оркестр Софийской государственной филармонии

Симфонический оркестр основан в 1928 году

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»