Персоны
Леонид Артемьев
Биография
Артемьев Леонид Ефимович – валторнист Филармонического оркестра.
Фото из семейного архива. Публикуется с разрешения владельцев.
В 1900 году Леонид Артемьев окончил инструментальные классы (контрабас и валторна) Придворной Капеллы. Учился прилежно, и в 1899-м, в год столетия Пушкина, получил в подарок книгу избранных произведений поэта: на форзаце указан адресат – воспитанник Придворной Капеллы Леонид Артемьев, а также подпись управляющего Придворной Капеллой Антона Аренского.
Наставником Леонида по валторне был выпускник Пражской консерватории Франтишек (Франц) Шоллар (1859–1937) – разносторонний музыкант, выступавший в концертах как арфист, игравший в Придворном оркестре и оркестре Императорских театров на валторне, автор первого учебника на русском языке «Школа для валторны». У него же инструментальные классы Капеллы окончил старший брат Леонида – Михаил Ефимович Артемьев. Болезнь прервала его службу в Придворном оркестре, но фотография коллектива, сделанная во дворе репетиционного зала оркестра в 1900 году, сохранила память о нем.
Фотографии с дарственными надписями Леонид Артемьев получит в знак окончания учебы от Антона Аренского и, в знак начала службы в оркестре Императорских театров, от профессора и старшего коллеги Франтишека Шоллара. Обе фотографии датированы 1900 годом.
Но уже в апреле 1903-го Артемьев подает прошение об увольнении в связи с желанием перейти в Придворный оркестр. Ходатайство в Конторе Императорских театров удовлетворяют, и после обмена официальными письмами между двумя ведомствами (они хранятся в электронном архиве Президентской библиотеки), валторнист меняет место службы.
Тогда же он получает квартиру в доме Придворного оркестра на углу Конюшенной, Чебоксарского переулка и канала Грибоедова.
Посещение вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной Придворного оркестра в его доме. 29 марта 1914 года (стар. ст.).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Здесь у Леонида Ефимовича и его жены Натальи Федоровны, учительницы русской словесности в церковно-приходской школе, появятся дети – Борис, Николай, Валентина и Елизавета, дочери которой – Александра Георгиевна и Людмила Георгиевна и сейчас живут в квартире деда. В семейном архиве сохранилась фотография, подаренная солисту Придворного оркестра юным дирижером Вилли Ферреро (1914), именной брелок к 25-летию оркестра (1907), коробочка, в которой был золотой значок солиста Придворного оркестра. Сам значок пришлось обменять на продукты в Торгсине в голодные 1930-е.
Именной памятный брелок к 25-летию Придворного оркестра, 1907 год.
Жизнь изменилась в 1917-м. С Придворным оркестром Артемьев переживет две революции, в 1921-м войдет в штат Петроградской филармонии. В первое время (1921–1926) параллельно играет в оркестре ГАТОБа (Мариинского) – бывший Императорский театр новая власть финансировала по высшей категории, в отличие от филармонии, и в голодные годы это было важным аргументом для музыканта.
Но были и радости. 17 февраля 1923-го Филармонический оркестр играет в Большом зале под управлением Эмиля Купера в торжественном концерте, где чествуют артистов, проработавших в коллективе более 20-ти лет, то есть с придворных времен. В числе этих 17-ти артистов – Леонид Артемьев. Всем им присуждают звание «Героя Труда Государственной академической филармонии».
Разворот программки 17 февраля 1923 года.
В семейном архиве сохранилась и фотография, подаренная валторнисту Пьером Монтё после серии его концертов в Большом зале в 1926 году.
На фотографии надпись:
Мьсе Л. Артемьеву. Мои самые лучшие воспоминания о моем дебюте в Ленинграде.
Март, 1926
Несколько раз имя Леонида Артемьева появлялось отдельной строкой в филармонических программках. В марте 1927-го он выступил в сборной программе в составе трио с флейтистом Робертом Ламбертом и пианисткой Софьей Давыдовой, в ноябре 1929-го участвовал в исполнении Серенады для духовых Моцарта под управлением Фрица Штидри. Эту Серенаду духовая группа Заслуженного коллектива повторила 15 марта 1939 года на творческом показе артистов оркестра.
Из Заслуженного коллектива музыкант уволился перед самой войной, в 1941 году. В зарубежные гастроли съездить не успел – первые состоялись лишь в 1946-м. Но память о летних сезонах в Крыму и Кисловодске сохранилась на фотографиях из семейных альбомов.
Блокадный город истощенный Леонид Ефимович Артемьев смог покинуть лишь в конце февраля 1942-го: сына Николая, специалиста по электровакуумному оборудованию, перевели в Москву. Уже после войны, по памяти, Николай Леонидович Артемьев восстановит в дневниковом формате события тех лет. Напишет о том, как в топку ушла почти вся мебель из красного и орехового дерева, роскошная библиотека – полные собрания сочинений Байрона, Гете, Шекспира, Пушкина, Некрасова, Достоевского, Толстого, Фета, Гоголя, Чехова, Куприна, годичные подшивки журнала «Нива»… О том, как в феврале 1942-го задержали карточки, об отце, безучастно лежавшем на диване, о внезапном вызове в Москву, о том, как целый день добирались с отцом (мама и две сестры отказались ехать) до аэродрома: он вез санки с чемоданом, отец нес валторну в тяжелом деревянном футляре, но уже через час, обессилев, переместился с ней на санки. Самолета пришлось ждать несколько дней в землянке.
«Можно только догадываться, что при этом переживал и о чем думал мой отец, лежа на нарах и прижимая к груди свой такой дорогой для него музыкальный инструмент. В прошлом он – солист Придворного оркестра, затем артист Ленинградской Филармонии, награжденный за безупречную службу в симфоническом оркестре почетным званием Героя Труда. Вспоминал он и те торжественные минуты, когда он под аккомпанемент одного из лучших оркестров страны исполнял соло на валторне. Все это он вспоминал, лежа на деревянных нарах, не зная, что еще судьба уготовила нам на ближайшее будущее».
В этом ближайшем будущем – новые испытания: бомбежка самолета, который летчику удалось посадить ночью у небольшой деревни, ночлег в сенях чужого дома, ожидание следующего полета, пребывание в стационаре под наблюдением врачей в Москве, наконец, отъезд летом 1943-го в Томск – на этом настоял старший сын Борис, майор танковых войск. Жил Леонид Ефимович Артемьев там при эвакуированном Танковом училище, и в Москву ему разрешили вернуться лишь в 1948 году, незадолго до смерти. Здесь уже жила его жена. Другие члены семьи остались в квартире дома Придворного оркестра. Внучки валторниста поделились с нами семейными преданиями и фотографиями. Некоторые снимки, а также текст дневника Николая Артемьева прислал другой потомственный житель дома – Федор Константинович Манасевич. Внук альтиста Придворного оркестра Николая Манасевича, он является главным хранителем истории места, где в 1880-е годы начиналась биография нынешнего Заслуженного коллектива.
Дом этот больше известен сейчас как писательский. В надстроенных в 1930-е двух этажах поселились литераторы. Здесь соседствовали Вениамин Каверин и Михаил Козаков, Борис Житков и Михаил Слонимский, Николай Заболоцкий (его в 1938-м арестовали) и Борис Корнилов (его в 1938-м расстреляли), поэты Борис Лихарев и Николай Браун, Евгений Шварц и Михаил Зощенко – в его квартире открыт мемориальный музей.
А в арочном своде двора размещены массивные стенды, в которых отражена и литературная, и музыкальная история знаменитого дома. На этих стендах есть имена и артистов Придворного – Филармонического оркестра Николая Манасевича и Леонида Артемьева.
И. Р.
Концерты
-
14 марта 1927
В ознаменование 4-летия МОПРа (Международная организация помощи борцам революции)
Симфонический концерт и вокально-инструментальный,
хоровой и хореографический дивертисмент
Дирижеры – Александр Гаук, Михаил КлимовВ программе: Вагнер, Глазунов, Делиб, Пёниц, Титль, Шиллингс, Дриго, а также грузинские, армянские, украинские и русские песни
-
23 ноября 1927
2-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт с участием Дмитрия Шостаковича и Гавриила Попова
Моцарт. Серенада № 10 для духовых инструментов «Gran partita». Концерт для двух фортепиано с оркестром № 10. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»
-
27 ноября 1929
3-й концерт 4-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Фриц Штидри (Берлин)Бах. Бранденбургский концерт № 4. Моцарт. Серенада № 10. Штраус. Р. Симфоническая поэма «Дон Жуан»
-
15 марта 1939
(пригласительный билет, содержит программу)
Творческий показ отдельных групп Симфонического оркестра Филармонии в порядке соцсоревнования, посвященного XVIII партсъезду
В программе: Бах, Гендель, Экклз, Моцарт, Шуман, Римский-Корсаков, Бёме, Лядов, Прокофьев, Каливода