Персоны

Мура Лимпани

1916–2005
Источник изображения: bach-cantatas.com
Мура Лимпани

Биография

Лимпани Мура / Moura Lympany (настоящ. имя Мэри Гертруда Джонстон, 1916–2005) – английская пианистка.

В Ленинград Лимпани приехала лишь один раз, в 1956 году. Но с этим городом ее связывала особая история. Мать будущей пианистки в юности переехала из Британии в столицу Российской империи, работала гувернанткой в семье петербургского банкира, обучая его детей английскому языку и игре на фортепиано. Очевидно, среди подопечных мисс Лимпани была девочка Мария. Ибо, вернувшись в Лондон и выйдя замуж за офицера британской армии Джонстона, свой дочери она дала имя Мэри, а дома звала ее на русский манер – Машей или Мурой. Именно это имя и девичью фамилию матери Мэри Джонстон выберет свои сценическим псевдонимом.

Первые уроки музыки Муре дала ее мать. А когда девочке было всего семь, ее отправили в закрытый колледж в Бельгию, где она также посещала занятия в Льежской консерватории. Комендантша пансиона писала матери, что Мэри по пять часов в день занимается на фортепиано и уже выучила весь «Хорошо темперированный клавир» Баха. На сцене она дебютирует в 1929 году с концертом Мендельсона. Спустя полвека, в 1979 публика соберется в лондонском Роял-холле, чтобы отметить юбилей со дня первого знакомства с пианисткой – Лимпани снова будет играть Мендельсона. Между этими двумя вечерами была учеба в Королевской академии и Венской Высшей школе музыки, участие с Международном конкурсе Изаи (1938), где пианистка заняла второе место, разделив почетный пьедестал с Эмилем Гилельсом (первая премия) и Яковом Заком (он занял третье место). Артур Рубинштейн, который был среди членов жюри конкурса, тут же «одолжил» Лимпани своего концертного агента, и тот устроил пианистке гастрольное турне по Европе и США.

Лауреаты Международного конкурса Изаи (1938 год), слева направо: Лэнс Доссор, Яков Зак, Мура Лимпани, Эмиль Гилельс, Андрэ Дюмортье.
Источник изображения: commons.wikimedia.org

В начале 50-х годов, выйдя замуж за американца, она переезжает в Нью-Йорк, где продолжает концертную карьеру. Однако, когда в 1956 году Лондонский филармонический оркестр собирается на гастроли в Чехословакию и СССР – в Москву и Ленинград, то приглашает в качестве солистки именно Муру Лимпани.

В ленинградском Большом зале пианистка играет Четвертый концерт Бетховена с дирижером Джорджем Хёрстом, а с оркестром под управлением Анатоля Фистулари исполняет Концерт Арама Хачатуряна. Его британскую премьеру Лимпани представила в Лондоне еще в 1940 году. Русская и советская музыка вообще занимала большое место в ее репертуаре – Лимпани записала Второй и Третий концерты Рахманинова, Концерт №4 Прокофьева, часто включала в свои программы «Исламея» Балакирева.

В 1960-е годы Мура Лимпани возвращается в Англию. Пережив два развода и раннюю смерть детей, она полностью сосредоточилась на музыке. Лимпани называли самой популярной женщиной-пианисткой Британии, иностранная пресса окрестила ее «английской Кларой Шуман». В начале 1980-х она покупает виллу и виноградник на юге Франции и дом в Монте-Карло, проводит «фестивали вина и танца», до преклонного возраста продолжает концертировать, причем в ее поздних программах звучали сочинения, требующие исключительной виртуозности и немалой физической силы – концерты Брамса, Рахманинова, этюды Шопена… В 1993, когда ей было 77 лет, Лимпани записала всего фортепианного Дебюсси, а последнюю запись на студии сделала в 1995 году. Гастрольные маршруты пианистки простирались от Японии до Австралии, но в Россию англичанка по имени Мура больше не приезжала.


Концерты

  • 29 сентября 1956

    Симфонический концерт
    Лондонский филармонический оркестр
    Дирижер – Джордж Хёрст

    Бах. Сюита для оркестра № 3. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Уолтон. Симфония № 1

  • 1 октября 1956

    Симфонический концерт
    Лондонский Филармонический оркестр
    Дирижер – Анатоль Фистулари

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Хачатурян. Концерт для фортепиано с оркестром. Бриттен. Интерлюдия из оперы «Питер Граймс». Мусоргский. «Картинки с выставки» (оркестровка М. Равеля)



«Вечерний Ленинград»

О концертах 29 и 30 (вечер) сентября 1956 в БЗФ 2 октября 1956

Высокая культура, безупречное мастерство
Гастроли Лондонского филармонического оркестра
<…>
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром Бетховена исполнила пианистка Мура Лимпани. Игра Лимпани отличается мягкой женственностью, лиризмом, легкой и отчетливой техникой. Красиво прозвучала вторая, лирическая часть концерта. Но известную неудовлетворенность оставила общая «камерная» трактовка Бетховена.
<…>

О. Томпакова

«Вечерний Ленинград»

О концертах 29 и 30 (днём) сентября 1956 в БЗФ 2 октября 1956

Заключительный концерт английских музыкантов
В Белоколонном зале Ленинградской филармонии вчера состоялся четвертый, заключительный концерт Лондонского Филармонического оркестра. Дирижировал Анатоль Фистулари.
<…>
Солисткой выступила известная английская пианистка Мура Лимпани, блестяще сыгравшая концерт для фортепиано с оркестром А. Хачатуряна.
<…>

В. Богданов-Березовский



Другие материалы

Ансамбль Венгерской Народной армии

Ансамбль Венгерской Народной армии

Ансамбль 1950–1994
Герберт Блумстедт

Герберт Блумстедт

Дирижер Род. в 1927

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»