Персоны

Раиса Котова

1939–2019

Биография

Котова Раиса Васильевна – певица, контральто.

Московскую консерваторию Раиса Котова окончила в 1965 году в классе бывшей солистки Мариинского (еще Императорского), а потом Большого театров Елены Катульской. На сцене Большого театра в 1974-м в партии Марты («Иоланта») дебютирует и Раиса Котова. Но первый и вполне счастливый сценический опыт певица, обладательница сильного меццо-сопрано, со временем перешедшего в контральто, обрела в Новосибирском театре оперы и балета, где служила в 1965–1974 годы и была настоящей звездой. Она исполняла основные титульные партии меццо-сопрано – Марфу, Любашу и Кончаковну, Эвридику, Кармен и Далилу, публика приходила на спектакли специально ради Котовой, местное телевидение снимало о ней фильмы.

И всё же Раиса Котова перебралась в Москву, сначала была солисткой Московской филармонии, а затем в 1976–1996 – Большого театра. Здесь у нее тоже встречались важные партии – Кончаковна, Ульрика, Графиня в «Пиковой даме», прокофьевская Дуэнья, пела она и партии мужских персонажей – Вани в «Иване Сусанине», Ратмира в «Руслане и Людмиле», но в основном была занята во второстепенных ролях.

В 1981 году в Большом зале Московской консерватории оркестр и солисты Большого театра под управлением Альгиса Жюрайтиса представили концертную версию оперы Масканьи «Сельская честь», записанную фирмой «Мелодия». Почти в том же составе оперу повторили 27 и 29 апреля 1981 года в Большом зале Ленинградской филармонии с ее Симфоническим оркестром: главных героев пели Елена Образцова и Нодар Андгуладзе (в Москве – Зураб Соткилава), партию Лолы, жены возницы Альфио (Владислав Верестников), исполняла Раиса Котова.

В ноябре того же 1981 года в Малом зале пройдет единственный сольный вечер певицы с монографической программой, посвященной Глинке. В Большом зале в следующий раз она появится 17 апреля 1984-го с Геннадием Рождественским, Симфоническим оркестром и Камерным хором Министерства культуры СССР в кантате Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста». Это первое в Ленинграде исполнение не обошлось без инцидента: в буклете, изданном организаторами, дирекция филармонии нашла некую крамолу (ее, конечно, там не было) и запретило буклет к продаже, но Рождественский вышел на сцену с двадцатиминутным опозданием лишь после того, как билетеры в полной тишине прошлись по рядам и бесплатно раздали публике буклет. Куда более существенным скандалом сопровождалась московская премьера, состоявшаяся на полгода раньше. Для исполнения партии Мефистофеля-карателя композитор и дирижер выбрали Аллу Пугачеву, но после первой же репетиции московское начальство потребовало ее снять. Пугачеву заменила Раиса Котова, и Мефистофель-каратель принес певице колоссальную, хотя и кратковременную известность.

В Большом зале Раиса Котова выступит еще дважды: в декабре 1984-го в квартете солистов в Missa pro defunctis Франко Маннино (Реквием памяти Леонида Когана), исполненной Заслуженным коллективом под управлением автора, 2 ноября 1985 года – в вокально-органном вечере с Олегом Янченко. Уйдя с оперной сцены, певица будет концертировать, но в Петербургскую филармонию больше приглашений не получит.

И. Р.


Концерты

  • 27 апреля 1981

    4-й концерт 8-го абонемента

    Вечер итальянской оперной музыки
    Дирижер – Альгис Жюрайтис

    Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня». Увертюра к опере «Сила судьбы». Масканьи. Опера «Сельская честь» в концертном исполнении

  • 29 апреля 1981

    6-й концерт 5-го абонемента. Повтор программы 27 апреля.

    Вечер итальянской оперной музыки
    Дирижер – Альгис Жюрайтис

    Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня». Увертюра к опере «Сила судьбы». Масканьи. Опера «Сельская честь» в концертном исполнении

  • 8 декабря 1984

    7-й концерт 3-го абонемента сезона 1983-1984 гг.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Франко Маннино (Италия)

    Верди. Вступление к III акту оперы «Травиата». Пуччини. Интермеццо из оперы «Манон Леско». Россини. Соната для струнного оркестра № 3. Увертюра к опере «Семирамида». Маннино. Missa pro defunctis (Реквием памяти Л. Б. Когана)

  • 9 декабря 1984

    (повтор программы 8 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Франко Маннино (Италия)

    Верди. Вступление к III акту оперы «Травиата». Пуччини. Интермеццо из оперы «Манон Леско». Россини. Соната для струнного оркестра № 3. Увертюра к опере «Семирамида». Маннино. Missa pro defunctis (Реквием памяти Л. Б. Когана)




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»