Персоны

Алла Демидова

Род. в 1936

Биография

Демидова Алла Сергеевна – актриса.

«Легендарная», «неповторимая», «вторая Алиса Коонен»… Она мечтала о сцене с раннего детства, и еще в детском саду на вопрос, кем собирается стать, без запинки отвечала: «великой актрисой». Именно так – великой. И ведь не обманывала. Правда, у комиссии Щукинского училища, куда Алла Демидова пришла после школы, было другое мнение: ее не приняли. История знает немало актеров, которые поступали в театральные институты не с первого раза, год за годом штурмуя желанный ВУЗ. Демидова же как будто сразу сдалась, отправилась учиться на экономический факультет Московского университета, окончила курс, там же начала работать на факультете философии, даже сдала кандидатский минимум, планируя писать диссертацию… Но параллельно играла в студенческом театре МГУ. Участвовала и в знаковом для московской театральной жизни спектакле «Такая любовь» (1957), поставленном Роланом Быковым. Избалованная столичная публика валом шла на студенческий спектакль. С него, кстати, начнется и карьера другой артистки – Ии Саввиной, которая так и не получит актерского образования, перейдя с любительской сцены сразу на профессиональную.

В одном из интервью Алла Демидова много рассуждает о том, как поступок, вроде бы продиктованный внешней необходимостью, становится судьбой, приводя примеры из жизни поэтов Серебряного века. К ее жизни эти рассуждения применимы не в меньшей степени: поступи Демидова в Щукинское с первого раза или на следующий год, или реши она, как Саввина, что учиться уже не нужно, надо сразу играть, то не было бы в судьбе – ее личной и российской театральной – курса Юрия Любимова, из которого в 1964 году появился «Театр на Таганке».

Позднее она скажет:

«Мне не сразу повезло на Таганке, потому что я в целом не любимовская актриса. У меня были невыигрышные роли. Что значит невыигрышные? В ‘’Тартюфе’’ выигрышная роль – Дарина. Невыигрышная — Эльмира. В ‘’Гамлете’’ выигрышная – Офелия, невыигрышная – Гертруда. Но мне удавалось свои невыигрышные роли как бы одеть».

Легендарный «Гамлет» Любимова с Демидовой-Гертрудой шел на Таганке 10 сезонов, до смерти Высоцкого-Гамлета. Тогда же, в 1980-м, был снят с репертуара другой любимый спектакль Демидовой – «Вишневый сад» Анатолия Эфроса, где она играла Раневскую, а Высоцкий – Лопахина. Но были еще Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Донна Анна в «Пире во время чумы», Электра в трагедии Софокла.

С «Театром на Таганке» Демидова пережила вынужденный уход Юрия Любимова (в 1984-м режиссера лишили советского гражданства), и его возвращение. Но, всегда стараясь держаться в стороне от театральной «тусовки» и интриг, уволилась в 1994-м, при расколе труппы. Работала с Романом Виктюком («Федра» по Марине Цветаевой, никогда не ставившаяся прежде), с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом, создала «Театр А», где играла Медею (в версии Хайнера Мюллера «Медея-материал»), Гамлета в спектакле «Гамлет-урок». До поры продолжала сниматься в кино: всего в ее фильмографии более 45 ролей, в том числе в «Зеркале» Тарковского, фильмах «Служили два товарища», «Вся королевская рать», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Cобака Баскервилей». Особой страницей жизни актрисы в 2000-е годы стало сотрудничество с Кирой Муратовой (фильмы «Настройщик» и «Вечное возвращение»). Со временем она исчезнет и с киноэкрана, и дистанцируется от театральной сцены, пояснив:

«Я поняла: всё, что нравится мне, не нравится залу. И наоборот. Тогда надо расходиться».

Точкой соприкосновения с публикой остались литературные авторские программы.

«Мои поэтические вечера собирают иногда большие залы… С утра я обычно думаю: ‘’Ну, никто не придет’’. И каждый раз смотрю – переполненный зал. Но я понимаю, что это не на меня пришли. Просто я всегда выбираю очень хороших поэтов…», – уверяет Алла Сергеевна. Но, вероятно, ошибается. Идут, несомненно, на нее. Стихи Блока, Цветаевой, Мандельштама, Пастернака со сцены читают многие. Создать ощущение соразмерности дара автора строк и артиста, произносящего их, удается не каждому. Демидова с поэтами прошлого оказывается на одной волне, в пространстве одной судьбы.

В Большом зале Петербургской филармонии в 2001–2019 годах состоялись 18 литературных вечеров Аллы Демидовой. Но впервые она вышла на эту сцену еще в конце 1980-х: в декабре 1987 года актриса приняла участие в исполнении музыкально-драматической композиции Владимира Спивакова на музыку Баха и Шостаковича по «Реквиему» Анны Ахматовой в сопровождении оркестра «Виртуозы Москвы».

С поэзией Ахматовой Демидова не расстается на протяжении долгих лет. Творчеству поэта посвящена одна из ее книг («Ахматовские зеркала»), несколько поэтических программ, моноспектакль «Поэма без героя», поставленный Кириллом Серебренниковым в «Гоголь-центре».

О. Р.




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»